Золотой поезд в Польше: его никто не видел, но все уже делят. Минкульт Польши: поезд с золотом нацистов найден благодаря предсмертной исповеди Поезд с золотом нацистов в польше

Историки и кладоискатели всей Европы взбудоражены новостями из Польши. Там якобы нашли легендарный "золотой поезд Третьего Рейха".

70 лет после окончания войны ходили упорные слухи, что был некий железнодорожный состав, на котором фашисты пытались вывезти в Германию награбленные богатства. Ни одного подтверждения, доказательства или свидетельства. И вот - двое никому не известных мужчин готовы сообщить его точные координаты.

Юго-запад Польши, горный район на границе с Чехией. Именно здесь был якобы обнаружен бесценный состав - немецкий "золотой поезд" времен Второй Мировой войны. Ни одного документального свидетельства его существования не найдено. Но есть легенда, по которой нацисты, убегавшие от советских войск, увезли из Германии железной дорогой несметные богатства. Эксперты до сих пор относятся к этому скептически.

"Никто, по крайней мере, из тех экспертов, которых я знаю, не может подтвердить информацию о поезде с нацистским золотом", - говорит краевед Джоанна Лампарска.

В юридическую контору польского города Валбжих обратились двое мужчин, поляк и немец. Они утверждают, что нашли "золотой поезд" и могут показать место находки, но только за положенное по закону вознаграждение. В качестве одного из косвенных доказательств кладоискатели сообщили длину состава - 150 метров.

"Мы получили письмо, в котором адвокатская контора, представляющая интересы двух человек, поляка и немца, заявляет, что эти люди обнаружили немецкий поезд, который в 1944 году направлялся в сторону Вальбжиха, но не добрался до конечной точки назначения. В письме предъявлены требования о выплате 10% от содержимого находки. Так что мы можем предположить, что эти люди знают, что находится внутри", - говорит представитель городской администрации Марика Токарска.

Историю о бронированном составе с ценным грузом впервые озвучил местный шахтер в 2003 году. Он говорил, что знает о существовании тайного тоннеля, ведущего к старинному замку Кщёнж. Здесь в 40-х годах прошлого века был построен целый подземный город. Есть предположение, что это был один из секретных бункеров Гитлера. От него мало что осталось. Но если и искать "золотой поезд", то где-то в лабиринтах подземелья. И двое кладоискателей, возможно, знали, куда идти.

"Они - не охотники за сокровищами, они не пытались привлечь к себе внимание. Это люди очень опытные, прекрасно знающие местность", - говорит адвокат Ярослав Шмелевски.

Среди местных поисковиков есть мнение, что, как минимум, один из кладоискателей обладает особыми знаниями о немецком поезде, что этот человек слишком информирован о конкретном маршруте перемещения состава.

"Это или выдумка, или они получили информацию непосредственно от немцев. Возможно, один из них - потомок тех, кто участвовал в операции по перевозке золота", - полагает поисковик Кржистов Спраковски.

История обрастает слухами. Местные жители уже говорят о 300 тоннах золота, аккуратно уложенного в бронированные вагоны, о драгоценных камнях и редких произведениях искусства. Но больших надежд на то, что в замке Кщёнж и окрестностях начнутся поисковые работы, никто не питает. Несмотря на возможный куш, 10-процентный гонорар кладоискателям пока не обещан. Вести же дорогостоящие работы за бюджетные деньги власти не готовы.

Исследователь-энтузиаст Валентин Дегтерев в своем блоге сообщил о еще одном открытии, которое ему удалось сделать. На этот раз он заявил, что ему якобы удалось решить загадку так называемого «золотого поезда» Третьего рейха - состава, в котором якобы были обнаружены драгоценности.
Дегтерев напомнил, что в СМИ в 2015 году появилась информация о том, что власти польского города Валбжих получили сообщение от некоей юридической фирмы, в котором двое клиентов утверждали о том, что нашли поезд с драгоценностями, якобы принадлежавшими Третьему рейху.
При этом исследователь-энтузиаст отмечает, что длина состава равнялась 150 метрам, а сам поезд перевозил вооружение, промышленное оборудование, драгоценные камни и другие сокровища. В момент, когда власти Третьего рейха решили вывезти награбленное в Берлин - а это случилось в 1945 году, уточняет Дегтерев, - поезд якобы мог пропасть.

«Этот железнодорожный состав неоднократно упоминался в местных легендах. Окрестные жители рассказывали, что поезд въехал в тоннель около замка Ксенж и снаружи уже не появлялся. За годы, прошедшие с окончания войны, многие пытались найти таинственный состав, но успехом все эти начинания не завершились. Критики утверждают, что этого поезда никогда не существовало», - написал он.

По словам Дегтерева, исследователям якобы не удалось найти именно местоположение обрушенного тоннеля. При этом исследователь-энтузиаст отметил, что ученые не прибегали к использованию в поисках спутниковых фотографий, а работали исключительно с данными геодезической съемки и архивными документами.
Дегтерев сообщил, что в своей работе он использовал архивные спутниковые фотографии за 2017 год, «наиболее свежие и качественные».
«По снимкам установил место, откуда железная дорога уходила в тоннель. Оттуда обнаружил силуэт длинного подземного тоннеля, а также бетонные обломки технического входа. Конечно, сегодня этот вход разрушен. Кроме того, обнаружил на фотоснимках останки железнодорожных путей. Видимо, тоннель был не только под землей, часть его была и на поверхности. По результатам своих исследований установил возможную общую схему тоннеля», - сообщил он.

Так, исследователь-энтузиаст пришел к выводу, что «золотой поезд» якобы попал под бомбежку. Когда же он въехал в тоннель, то больше оттуда и не выезжал, поскольку состав якобы «попал в капкан из-за обрушения тоннеля».
«Поляки не смогли найти сам тоннель только из-за того, что не стали искать спутниковых фотографий местности. Найти тоннель в лесу довольно трудно из-за сложного рельефа местности и густого леса. Однако поезд можно найти, если проверить указанные мной места по точным координатам», - сообщил Дегтерев.
Исследователь-энтузиаст привел данные и снимки со спутников. Видеоролик он опубликовал на YouTube.

В Польше, возможно, нашёлся поезд с нацистским золотом и драгоценностями, который ещё в 1945 году пропал под Вроцлавом. О находке сообщили двое местных кладоискателей, которые теперь хотят получить десять процентов от стоимости клада. Их рассказом заинтересовались не только местные СМИ, но и юристы, и полицейские, ведь по легенде поезд перевозил до трёхсот тонн золота. И считался безвозвратно потерянным.

Самая волнующая тайна времен Второй мировой с новой силой увлекла умы кладоискателей. Золото Третьего рейха. Двое копателей утверждают, что нашли его неподалеку от польского города Валбжих. Сообщают о бронепоезде длиной в 150 метров, буквально набитом драгоценными слитками. Эта сенсационная новость заставила польских силовиков собраться на экстренное совещание. "Работают пожарные, полиция, военные. Вокруг этого дела многое не известно, как, например, и расположение находки. Но к информации мы отнеслись серьезно", — говорит официальный представитель районного управления Валбжиха Марика Токарска.

Кладоискатели предлагают властям сделку: 10 процентов от найденного взамен на точное место расположения состава. Пока чиновники думают, в окрестности Валбжиха уже устремились другие предприимчивые поисковики.

По одной из версий, поезд спрятан где-то на пути во Вроцлав, неподалеку от замка Ксенж. Есть информация, что именно там, в одном из тоннелей, в ноябре 1944 года и скрылся состав из 12 вагонов. Кто бы ни пытался за эти 70 лет хотя бы приблизиться к находке, все заканчивалось безрезультатно. Большая часть подземелий в этих краях до сих пор не изучена.

"Мы находимся под землёй, в бункерах, которые вероятнее всего должны были быть бункерами для главного штаба немецкой армии во время Второй мировой войны, а наверху в замке Ксёнже должны были быть презентационные помещения Адольфа Гитлера", — рассказывает Анждей Гайк, историк Третьего Рейха.

Если так, то такой дорогостоящий груз, скорее всего, результат спешного бегства нацистов. Немцы торопились вывезти как можно больше богатств, причем тайно. Золото транспортировали под видом стройматериалов, в скрытых полостях автомобилей, из него отливали даже сковородки. Не удивительно, что документальных подтверждений этому найти теперь почти не возможно.

"Вокруг этих историй очень много легенд, но если мы говорим о "золотом поезде" Гитлера, никаких документальных подтверждений того, что он вообще существовал, найти не удается", — говорит историк Константин Залесский.

Если доказательств нет, может и не было всех этих "золотых" поездов, а парочка кладоискателей теперь просто блефует? Драгоценности Гитлера ищут по всей Европе уже десятилетия, в советское время это пыталось даже КГБ. Но найти удается в лучшем случае тайники с дорогим провиантом и то случайно, как это произошло, например, в Саксонии. Дорогие коньяк, сигареты и шампанское, а не золото, бриллианты и ценные бумаги, возможно, таким Гитлер видел оптимальный набор для черного дня.

В Польше, возможно, нашёлся поезд с нацистским золотом и драгоценностями, который ещё в 1945 году пропал под Вроцлавом. О находке сообщили двое местных кладоискателей, которые теперь хотят получить десять процентов от стоимости клада. Их рассказом заинтересовались не только местные СМИ, но и юристы, и полицейские, ведь по легенде поезд перевозил до трёхсот тонн золота. И считался безвозвратно потерянным.

Самая волнующая тайна времен Второй мировой с новой силой увлекла умы кладоискателей. Золото Третьего рейха. Двое копателей утверждают, что нашли его неподалеку от польского города Валбжих. Сообщают о бронепоезде длиной в 150 метров, буквально набитом драгоценными слитками. Эта сенсационная новость заставила польских силовиков собраться на экстренное совещание. "Работают пожарные, полиция, военные. Вокруг этого дела многое не известно, как, например, и расположение находки. Но к информации мы отнеслись серьезно", — говорит официальный представитель районного управления Валбжиха Марика Токарска.

Кладоискатели предлагают властям сделку: 10 процентов от найденного взамен на точное место расположения состава. Пока чиновники думают, в окрестности Валбжиха уже устремились другие предприимчивые поисковики.

По одной из версий, поезд спрятан где-то на пути во Вроцлав, неподалеку от замка Ксенж. Есть информация, что именно там, в одном из тоннелей, в ноябре 1944 года и скрылся состав из 12 вагонов. Кто бы ни пытался за эти 70 лет хотя бы приблизиться к находке, все заканчивалось безрезультатно. Большая часть подземелий в этих краях до сих пор не изучена.

"Мы находимся под землёй, в бункерах, которые вероятнее всего должны были быть бункерами для главного штаба немецкой армии во время Второй мировой войны, а наверху в замке Ксёнже должны были быть презентационные помещения Адольфа Гитлера", — рассказывает Анждей Гайк, историк Третьего Рейха.

Если так, то такой дорогостоящий груз, скорее всего, результат спешного бегства нацистов. Немцы торопились вывезти как можно больше богатств, причем тайно. Золото транспортировали под видом стройматериалов, в скрытых полостях автомобилей, из него отливали даже сковородки. Не удивительно, что документальных подтверждений этому найти теперь почти не возможно.

"Вокруг этих историй очень много легенд, но если мы говорим о "золотом поезде" Гитлера, никаких документальных подтверждений того, что он вообще существовал, найти не удается", — говорит историк Константин Залесский.

Если доказательств нет, может и не было всех этих "золотых" поездов, а парочка кладоискателей теперь просто блефует? Драгоценности Гитлера ищут по всей Европе уже десятилетия, в советское время это пыталось даже КГБ. Но найти удается в лучшем случае тайники с дорогим провиантом и то случайно, как это произошло, например, в Саксонии. Дорогие коньяк, сигареты и шампанское, а не золото, бриллианты и ценные бумаги, возможно, таким Гитлер видел оптимальный набор для черного дня.

Российские, польские и даже израильские СМИ, затаив дыхание, следят за поисками нацистского бронепоезда, который, по легенде, погребен где-то в подземных туннелях польского города Валбжих (Нижняя Силезия, близ чешской границы). Журналисты "Аnews" привели 9 фактов о "золотом поезде", которые не оставят равнодушными никого из любителей тайн и кладов.

1. Что именно нашли?

Предполагают, что это может быть бесследно исчезнувший в 1945-м поезд Третьего рейха, на котором, согласно легенде, отступавшие нацисты тайно вывезли награбленное золото, драгоценности и картины. В составе, предположительно, 40 с лишним вагонов, его длина – от 100 до 150 метров.

Теоретически, в поезде может быть 300 тонн золота на полмиллиарда долларов, в том числе целые ящики золотых колец, оправ и зубов жертв концлагерей.

По одной из версий, под броней фрагменты знаменитой Янтарной комнаты, похищенной нацистами под Петербургом и вывезенной в Кёнигсберг.

2. Что за легенда связана с поездом?

Слухи о том, что нацисты успели эвакуировать "трофейные" сокровища, ходят с конца войны. Были даже свидетели, утверждавшие, будто они своими глазами видели тайно уходящий из Кёнигсберга нацистский состав. С тех пор "золотой поезд" не давал покоя кладоискателям всего мира, а рассказы о нем стали частью восточноевропейского фольклора.

В 2011 году немецкий инженер-строитель и любитель истории Маттиас Глуба, листая военные архивы городка Ауэрсвальде (близ Хемница в Саксонии), обнаружил планы секретных подземных выработок и детали транспортировок из Кёнигсберга. В частности, в документах о воздушном налете на сортировочную станцию в Бреслау (ныне Вроцлав) 4 февраля 1945 года говорилось, что 40 вагонов благополучно отбыли неповрежденными из Кёнигсберга, взятого позже Красной Армией, и "в обстановке строжайшей секретности" направляются из Вроцлава в Ауэрсвальде.

Но, выехав из Вроцлава, нацистский поезд словно сквозь землю провалился (возможно, буквально). По одним данным, он добрался до Ауэрсвальде. В документах, найденных Маттиасом, имеются записи, что сотни советских военнопленных под надзором СС разгружали там какой-то состав и складывали ящики в подземные хранилища где-то в местных лесах. Но по другим данным, поезд сгинул на пути из Вроцлава в Валбжих - на станции в Свебодзице (12 км к северу от Валбжиха) его так и не дождались.

Многие историки и поисковики полагают, что поезд мог укрыться от советской авиации в одном из туннелей, который обрушился в результате бомбардировок, либо его специально закопали и заминировали все подходы, надеясь вернуться за золотом.

3. Как поезд нашли?

Место, где был спрятан поезд, якобы знал некий человек, помогавший его прятать. По легенде, он выдал свою тайну перед смертью. А в августе этого года двое неназванных старателей, поляк и немец, заявили через адвокатов, что действительно нашли поезд. Его точные координаты они согласились передать властям в обмен на вознаграждение в размере 10% от стоимости груза.

"Информация более чем правдоподобна, - заявил вскоре замминистра культуры Польши Петр Жуховский. - Я уверен на более чем 99%, что этот поезд существует". Он рассказал, что видел георадарные снимки бронированного объекта, длиной не меньше 100 метров, с орудийными площадками на платформах.

4. Неужели это тот самый "золотой поезд"?

Специалисты предполагают, что в поезде, если его все-таки раскопают, найдут не золото, а оружие и боеприпасы тех времен, либо стратегическое сырье для военной промышленности Третьего рейха – например, вольфрамовую руду.

Вот что говорят польские власти и прочие знатоки.

Замминистра культуры Жуховский:

"Я не верю в "золото Вроцлава". Драгоценный груз было бы намного безопаснее переправлять малыми партиями, и я думаю, так оно и было". Он напомнил, что большое количество золота было действительно вывезено нацистами через международную банковскую систему или частными лицами.

Глава одного из местных воеводств Томаш Смолаж:

"На основании имеющихся документов нельзя однозначно утверждать, что эта находка в данном месте подтверждена. В прошлом появлялось много спекуляций на тему обнаружения "золотого поезда", которые не находили подтверждения. На этот раз ценность данных не выше".


Мэр Валбжиха Роман Шелемей:

"Нас в Силезии уже давно не удивляют люди, думающие, что они обладают "особым знанием". Любой житель Валбжиха не однажды слышал такие истории, так что в них нет ничего нового. Правда, на сей раз удивляет решительный настрой тех двоих, которые требуют награды за свою находку. Тем не менее, я отношусь к ней очень скептически".

5. "Золотых поездов" было несколько?

Известно, что в 1942-43 годах нацисты использовали военнопленных и узников концлагерей на строительстве целой сети подземных бункеров и туннелей под городом в Нижней Силезии (вдоль участка современной границы Польши и Чехии), в том числе под Валбжихом. Это был так называемый проект "Великан" (Riese), в рамках которого Третий рейх хотел спрятать под землю свои промышленные предприятия и оборудовать главную ставку Гитлера. Проект включал семь комплексов подземных военных объектов, однако ни один из них не был завершен, и лишь небольшой процент туннелей успели укрепить бетоном. Можно сказать, что строительство пришлось бросить на начальном этапе.

6. Почему на клад претендует Россия?

Со стороны России пока не было никаких официальных претензий. Газетную шумиху и возмущение польских чиновников вызвало мнение российского юриста и правозащитника Михаила Иоффе, давшего комментарий радиостанции "Спутник" (бывший "Голос России"). Иоффе заявил, что это не клад, а награбленное имущество, груз, связанный с преступлениями нацистов, поэтому никаких юридических прав на его часть или вознаграждение у нашедших быть не может. Он считает, что Польша в данном случае обязана привлечь международных экспертов, в том числе представителей России, чтобы установить, о каком военном трофее идет речь. Имущество должно быть описано и доступно странам антигитлеровской коалиции, и если окажется, что оно вывезено в том числе с территории СССР, то эта часть груза должна быть передана российской стороне.

7. Кто еще, кроме России?

Кроме российского юриста, глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер напомнил, что многие из предполагаемых ценностей в поезде были украдены или отняты у евреев, которых нацисты отправили на смерть. "Должно быть сделано все, чтобы вернуть эту собственность ее законным владельцам или наследникам", - заявил он.

8. Почему Польша не хочет делиться?

"Если окажется что в этом поезде есть вещи, принадлежность которых не вызывает сомнения, то они будут отданы", - пообещал польский Минкульт. Однако право собственности еще нужно доказать, что позже подчеркнул замминистра культуры.

По словам Петра Жуховского, польские юристы, с которыми он лично консультировался, "однозначно заявляют, что если поезд будет найден, он будет собственностью государственной казны".

Предполагается, что первоначальная проверка данных может занять несколько недель. Министерство обороны Польши приступает к разведке местности: армия оценит, сколько оборудования и личного состава будет участвовать в раскопках. А сами они, как ранее сказал Жуховский, начнутся, скорее всего, только весной 2016 года.

Пока же власти отказались от дальнейших комментариев и строго предупредили о смертельной опасности самостоятельных попыток найти заминированный "золотой поезд".