Воронцовский дворец время работы музея. Крым алупка воронцовский дворец

Алупка – курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс – «изюминка» Алупкинского пейзажа и главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив – один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

История Алупки.

История Алупки начинается в VI-V веке до н.э., когда на этих благословенных землях было основано первое поселение тавров. Археологи нашли на горе Крестовой остатки укреплений и большой могильник. В X веке Алупка принадлежит хазарам, в XIV веке переходит во владения генуэзцев, которые построили здесь порт и оборонительные сооружения, а в дальнейшем становится татарской деревушкой. После присоединения Крыма к России эти земли увидели новых хозяев: аристократов и царских вельмож. В 20-х годах XIX века Алупка стала поместьем генерал-губернатора Новороссийского края — графа Михаила Семеновича Воронцова, который решил возвести здесь дворец. До 80-х годов XIX века Алупка все еще оставалась небольшой деревушкой. Местное население занималось в основном садоводством и виноградарством.

В конце XIX века Алупка начинает быстрыми темпами развиваться как курорт благодаря тому, что русские «светила медицины» признают целебность здешнего климата для лечения бронхо-легочных заболеваний и оздоровления всего организма. В Алупке появляются дачи аристократов, магазины, пансионы, гостиницы, почта и телеграф, а также строятся дороги. В 1902 году еще в царской России в Алупке на добровольные пожертвования начинает действовать первый санаторий для детей.

В годы Советской власти в Алупке быстрыми темпами идет строительство санаториев, которых к 1940 году насчитывается уже более двадцати.

Статус города Алупка получила в 1938 году.

— это узкая полоса крупной и мелкой гальки, протяженностью 4 км вдоль береговой линии. Всего здесь 6 пляжей и 23 пляжа при санаториях. Основной пляж — бесплатный городской, который находится под Воронцовским парком. К пляжу «Лазурный берег», который расположен у автостанции, можно подъехать на машине (есть платная стоянка).

Мягкий климат, сухой воздух Алупки с ароматом сосны, Черное море – лучшее место для лечения заболеваний легких. Здесь находится первый в Европе детский санаторий для лечения костного туберкулеза (основатель профессор А.А. Бобров). В 1982 году в Алупке открылся дегустационный винный зал на 240 мест «Массандра».

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) – это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова . Сегодня – это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник . Он идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья. Он построен из диабаза – материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Фотографии Воронцовского дворца.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад – это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный – элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев».

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов , открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным. Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами. Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение «Нет победителя, кроме Аллаха».

Восточную и Западную архитектуру объединяют резные каменные украшения дворца, зубцы и готические дымовые трубы, а также устремленные ввысь купола в виде минаретов мечетей и тоненьких башенок по бокам. Все это великолепие дополняется природным рисунком горы Ай-Петри.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому. Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.
«Парадная столовая» – самый величественный зал Воронцовского дворца. Ее интерьер выполнен в стиле рыцарских замков. Туристов впечатляет: декоративный мраморный фонтан, с возвышающимся над ним балкончиком для музыкантов; стены, украшенные резьбой по дереву; канделябры из уральского малахита. Торжественности залу добавляют высокие потолки, двери из мореного дуба, строгая мебель и дубовые панели.
«Голубая гостиная» — это светлая нарядная зала с лепным ажурным узором из листьев и цветов, покрывающим голубой негой стены и потолок. Она имеет турецкие предметы обстановки и роскошные ткани.
«Зимний сад» – сочетание мраморной скульптуры с редкими вечнозелеными растениями. Копии античных скульптур и портреты семьи Воронцовых, выполненные в мраморе, составляют основной интерьер «Зимнего сада».

Зимний сад в Воронцовском дворце Фото.

5 террас парка Воронцовского дворца – это стилизованные пять этапов средневековых садов с цветниками и стрижеными растениями. В Верхней террасе много мраморных ваз, фонтанов, скамеек среди розариев, а Нижняя отличается обилием пристенных фонтанов.

В 1921 году Воронцовский дворец стал музеем. С 1990 года – это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Здесь проводятся экскурсии, выставки, в том числе «Фамильная галерея Воронцовых». В 2007 году здесь открыта новая экспозиция «Дом графа А.П. Шувалова».

Алупкинский парк. Воронцовский парк.

Дворцовый парк занимает площадь более 40 гектаров. Он поднимается от самого моря, а прибрежное шоссе делит его на Верхний и Нижний . Здесь растет около 200 видов деревьев и кустарников. С декабря 1824 года по апрель 1851 года его создавал немецкий ботаник – садовод Карл Антонович Кебах.



Воронцовский дворец – одна из ярчайших архитектурных звезд Южного Крыма. Выстроенный у подножия горы Ай-Петри, памятник изысканному вкусу до сих пор удивляет стройностью линий, многообразием форм, объединенных одним замыслом владельца и архитектурным планом.

Знаменитый ансамбль своим великолепием ничуть не уступает популярному среди туристов . При этом стоит учесть, что Воронцовский дворец пережил за время существования очень немало. Тут было все: период расцвета, забвение, использование под нужды большевиков и очередное восстановление шикарного убранства, собираемого буквально по крупицам, чтобы Воронцовский дворец в Алупке смогли увидеть как можно больше людей, донести до потомков нравы и быт тогдашнего времени.

Где находится Воронцовский дворец на карте

История дворца

В то время территории на южном берегу обрели небывалую популярность у помещиков, Алупка не стала исключением, однако если другие местечки имели хоть какую-то инфраструктуру, связь с городами, то тут все было не так: небольшое татарское поселение без малейших проблесков к серьезному развитию.

Однако, были тут и плюсы: теплый климат, много хороших родников, близость моря и красота природы. И именно эти факторы повлияли на выбор места для будущего поместья г-на Воронцова.

Начать историю строения дворца стоит с объяснения личности самого графа Воронцова. Задумывая строение как летний выездной дом, один из состоятельнейших представителей российской элиты, предполагал расширить свое влияние на южном берегу Крыма.

В 1824 году стараниями генерала Михаила Семеновича были скуплены владения семейства Ревелиоти, тогдашнего местного царька, под властью которого находились обширные земли по берегам Тавриды, после чего граф приглашает сначала немецкого ботаника Карла Кебаха для разбивания сада, а только затем позволяет закладку будущего дворца.

О графе Воронцове

Михаил Семенович Воронцов – один из удивительнейших людей своей эпохи. Русский государственный деятель, герой войны, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант, командующий русским оккупационным корпусом во Франции, космополит и новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, основоположник виноделия в Крыму, библиофил, меценат, строжайший хозяин и добряк – это далеко не все, что можно сказать о графе.

Ему первому принадлежит Воронцовский дворец, Алупка при нем стала развиваться и превращаться в город, будущее которого было предопределено – развиваться и становиться известнейшим курортом.

Увлечениям графа Воронцова завидовали все без исключения – это был редкостный библиофил, отлично понимающий книги и дорожащий ими. Заподозрить подобное в старом вояке с внешностью покорителя сердец было сложно, однако собирать книги начали еще отец и дядя графа. Для занятия у них было время, деньги, возможности передвигаться по миру в поисках редких фолиантов, поэтому предпочтениям ничто не мешало. Стоит ли говорить, что обладая одним из самых больших состояний в Европе и России, Воронцовы не отказывали себе в удовольствиях. Но кроме возможностей, в семье была культура. Прививались знания, такт, умения, чувство долга, чести. Один из братьев постоянно жил в Англии, служа по дипломатической линии, что также накладывало отпечаток.

Кроме современников, собирались древние рукописи, многое доставалось от родственников, Воронцовы находились в сродстве с Дашковыми и еще десятком таких же прославленных семейств. Очень обидно, что ничего не сохранилось. Вся Ялта, Воронцовский дворец были подвергнуты сильному разграблению в годы смуты, поэтому до нас дошла лишь малая часть библиотеки, сохранившаяся в интерьерах дворца.

Воронцовский дворец в Ялте начинается с чистого листа в начале XIX века. Стараниями англичанина Томаса Харрисона и итальянского Боффо, выстроившего графу одесский дворец, план строения готовится достаточно быстро и предполагается в неоклассицисском стиле, что довольно модерново для того времени. Как бы то ни было, через 4 года, как раз по окончании заложения фундаментной кладки, скончался английский архитектор. И Воронцов решает полностью отказаться от плана, предложив новый, берущий за основу готику, стиль, почерпнутый у еще одного английского архитектора Эдварда Блора.

Мастер на стройплощадке так ни разу и не показался, всем заведовал его преемник, некий У. Гунт, выстроивший в Ялте Воронцовский дворец, равного которому нет и по сю пору. Безусловно, ученик внес некоторые изменения в проектирование и Воронцовский дворец, адрес которого сегодня есть на каждой карте полуострова, получился в Тюдоровском стиле, предельно популярном у англичан, но практически неизвестном в Крыму.

Тогда тут еще очень сильно ощущалось влияние турецкого стиля в архитектуре, Южные ворота в противовес всему сделаны в индо-мавританском стиле. А завершает картину ворот пара роскошных мраморных львов от итальянского скульптора.

Воронцовский дворец на карте существует с 1848 года, а парк увидел свет во всей красе только на три года позднее. Ансамбль состоит из 5 корпусов, в которых в общей сложности насчитывается более 150 комнат. Но и это не главное, если смотреть Воронцовский дворец не на карте, а в реальности, то становится видна удивительная связь строения с горами – стены выступают настоящим продолжением склонов гор, нависающих над постройками. Готический стиль, строгие линии, легкость и одновременно некая тяжеловесность статусности строения определенным образом влияют на всю картину, дополняя природные красоты, и дворец сам становится неотделимой частью природы, причем лучшей ее частью.

Строительством занимались не только иностранные мастера, но и крепостные графа. Люди обтачивали осколки диабаза (камень, добываемый рядом), из которого строился дворец, расчищали и благоустраивали парк и делали все черновые и не только работы. Благодаря такому слаженному труду, дворец был выстроен достаточно быстро. Однако, сохранить ценный архитектурный проект не удалось. После смерти хозяина, дом отошел наследникам, затем был национализирован, переделан в санаторий, часть интерьеров и меблировки была потеряна. Но почти все удалось восстановить и Воронцовский дворец в Ялте остается прекрасным объектом исторического и культурного наследия.

Особенно интересны Южный и Северный фасады здания. Южный – это романтика ориентального типа архитектуры с явными восточными мотивами. Подобным образом оформляются входы в мечети, мавзолеи. Именно там при входе глубокая ниша обрамляется затейливым порталом с изысканными цветочными орнаментами. Интересно, что тут проводится аналогия с элементами Альгамбры – дворца, считающегося последним приютом мусульманства в Пиренеях.

А вот Северный вход – это совершенно иное представление! Каждый, кто въезжает в Воронцовский дворец со стороны Алупки, видит в воротах хозяйственный, Шуваловский корпуса и Шуваловский проезд. Стоит отметить, что Шуваловы приходились Воронцовым родственниками. Выйдя замуж за графа Шувалова, Софья Воронцова породнила оба семейства и в правом корпусе дворца находились ее комнаты. Узенький коридорный проезд между стенами, круглыми зубчатыми башнями и воротами походит на европейское средневековье, но почему-то именно это местечко и назвали Шуваловский проезд.

Непохожий на Южный, Северный фасад – это Англия во всем ее великолепии: строгая, неподкупная, замкнутая и невероятно готическая. Всю эту сложность чуть смягчают изысканнейшие детали и благородные пропорции строения, но общий дух сохраняется – въезд, достойный королей и никак не меньше. Контрастность между расслабленным и шикарным Южным фасадом и стройным Северным дополняет уникальность всего строения и заставляет путешественников снова и снова спрашивать, как доехать до Воронцовского дворца, чтобы насладиться совершенством форм великолепного творения английского, итальянского архитекторов вкупе с российскими исполнителями.

Расцвет Алупки

Начав обустройство территорий на бывших землях Ревелиоти, Михаил Семенович выставил по границам пару обелисков с чугунными гербами и надписью «Всегда неизменная верность». В соседях у графа было крохотное поселеньице – Алупка, где жили 3-4 десятка семей крымских татар. Но имя графа, вернее, его должность, принесли в Алупку звание резиденции генерал-губернатора Новороссии. И, несмотря на то, что и раньше на берегу Крыма бывали богатые и именитые люди, Алупка сразу стала центром некоего культурного сообщества. Еще бы! Ведь как уже упоминалось, состояние Воронцовых оценивалось очень высоко и входило в тройку лидеров по Европе.

Даже достославная Ялта долгое время пребывала в тени Алупки, насколько знаменитые люди проживали тут. Несмотря на то, что у графа было немало земель и в других областях, Алупка пришлась ему по душе. И началось освоение природных красот и богатств сначала Воронцовский дворец, на карте его можно найти без особых проблем, потом мечеть, выстроенная для семей татарских, потом виноделие, затем привлечение торговых гостей и многое другое, пока Алупка не стала действительно центром общения, торговли и культуры. Знаменитая « » стала действительно уникальным местом, где работали немецкие, французские виноделы.

Очень интересный факт:

Завод вина выстроен в совершенно неудобном для строительства месте. И император неоднократно говорил об этом графу, но Воронцов упирался и все же настоял на строительстве завода именно под скалой! Причина – чистейший источник воды, без которого не могло получиться хорошее вино. Факт исторический, подтвержденный в воспоминаниях современников, работников и самого императора.

Экскурсии в Воронцовский дворец

Сразу стоит отметить, что все находящееся за пределами стен дворца к осмотру бесплатно, а вот внутри – платно. Даже если нет с собой денег и хватило только на дорогу, кстати, Воронцовский дворец, адрес: г. Алупка, Дворцовое шоссе, 18 не стоит отчаиваться! Сам дворец настолько великолепен, что бродить вокруг него можно часами. Хотите примерно представить, с чем придется столкнуться, вспомните кинофильм «Небесные ласточки» — водевиль снимался именно в этом дворце.

Ну а если захочется внутрь, посмотреть интерьеры, это будет роскошная экскурсия, Воронцовский дворец найдет, чем удивить. К осмотру предлагаются 10 комнат:

  • Парадный кабинет;
  • Столовая большая;
  • Оранжерея;
  • Бильярдная;
  • Ситцевая комната;
  • Китайский кабинет;
  • Вестибюль;
  • Голубая гостиная с изумительными украшенными лепными розами стенами.

Кроме того, Воронцовский дворец – экскурсия во времени, туристы могут осмотреть интерьеры традиционной английской архитектуры, подивиться симметричности комнат, где северная строгость сочетается с очарованиями востока и юга. Конечно, чтобы осмотреть все статуи, портреты, предметы меблировки и прочие красоты не хватит и дня, поэтому важно знать, как доехать до Воронцовского дворца пораньше. Кстати, тут можно фотографировать, но без вспышки.

Итак, где находится Воронцовский дворец: 298676, Крым, г. Алупка, Дворцовое шоссе, 18. Найти Воронцовский дворец на карте по координатам тоже несложно: N44°25.194, E 34°03.281. А вот зная, где находится Воронцовский дворец легко определить, как добраться из Ялты. До Воронцовского дворца с Центрального вокзала ходят автобусы №№ 32, 27. Выходить нужно на остановке «Алупкинский (Воронцовский) дворец» и через парк пройти до входа.

Но мало знать, как добраться из Ялты до Воронцовского дворца, если неизвестно время работы. Выставка работает ежедневно с 9.00 до 16.15 в будни и до 19.15 в субботу. Можно доехать до музея на машине или маршрутке в Воронцовский дворец.

Как добраться на машине посредством навигатора уже понятно, а маршрутки № 107, 115 довезут к вокзалу, оттуда по указателям до места.

Но есть совершенно шикарный способ увидеть Воронцовский дворец — это поездка по морю на катере! Как добраться на катере: сесть на указанную маршрутку, доехать до автовокзала, там купить билет на катер и наслаждаться видом готического архитектурного шедевра на фоне горы Ай-Петри! Это ли не то, зачем сюда едут люди?

Неспешный подъем с пляжа к южным воротам, поражающим красотой Востока, прогулка по саду и экскурсии – день пройдет познавательно, очень интересно и оставит после себя море самых положительных эмоций.

Воронцовский дворец - драгоценное украшение Тавриды. Многие наведываются в небольшой южнобережный городок Алупку только для того, чтобы прогуляться по загадочному парку, окружающему знаменитый замок. Его стены хранят множество неразгаданных тайн. Дворец проектировал придворный архитектор английской королевы Виктории, здесь под покровом таинственности встречались члены масонской ложи, тут останавливался легендарный Уинстон Черчилль, отдыхали великие мира сего, снимались известные фильмы…

Всего каких-то 20 лет…

Начиная рассказ о Воронцовском дворце, нельзя не упомянуть о человеке, благодаря которому возник этот архитектурный шедевр. Потомок старого русского дворянского рода Михаил Семенович Воронцов славился умом, образованностью и утонченным вкусом. По традициям своего времени он еще с рождения был записан в полк, а в четыре года «произведен» в прапорщики! С 19 лет Воронцов уже по-настоящему воюет - с турками, шведами и французами. В знаменитой битве под Бородино молодой граф получает ранение. В 1815-1818 годах Воронцов командует русским оккупационным корпусом во Франции. Также принимает участие в кавказских походах, за что в 1845 году возведен в княжеское достоинство.

Не менее плодотворна деятельность князя Воронцова и в мирное время. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял будучи в чине губернатора с 1823-го по 1844-й год. В те времена край, доверенный ему, включал в себя значительную часть Северного Причерноморья, в том числе и Крым. Воронцов оказался отличным хозяйственником. В период его правления экономически выросли Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. Губернатор распоряжается провести дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму. В это время учреждается пароходство по Черному морю, закладываются основы виноградарства и тонкорунного овцеводства.

«Он владел большим богатством - своим и своей жены, графини Браницкой, - и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма», - писал о графе Лев Толстой в «Хаджи Мурате».

Для возведения своей мечты Воронцов не жалеет ни средств, ни времени, ни человеческих ресурсов. Строительство дворца продолжалось 20 лет - работы велись с 1828 по 1848 годы! Для создания проекта приглашается Эдвард Блор, являющийся придворным архитектором английской королевы Виктории. Ему принадлежат проекты многих знаменитых зданий - замка Вальтера Скотта в Шотландии и Букингемского дворца в Лондоне. До сих пор неизвестно, приезжал ли Блор в Алупку, но ему удивительным образом удалось идеально сочетать архитектуру с окружающим горным пейзажем. Возможно, прожектера озарило вдохновение, но не исключено, что он все же приезжал в Крым, чтобы ознакомиться с местным рельефом.

К моменту воплощения проекта Блора фундаменты и первая кладка портальной ниши центрального корпуса уже были готовы. Изначально дворец строился по проекту архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.

Возводить дворец приезжают потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Таким образом, шикарную резиденцию строили оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний. Прекрасное архитектурное произведение возводилось вручную при помощи примитивных инструментов.

Первым вырос столовый корпус, затем был выстроен Центральный. В 1842 году к столовой была пристроена бильярдная. А в 1838-1844 годах оформлялся Парадный двор, строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов. Последним был построен библиотечный корпус.

В архитектуре дворца присутствуют элементы различных эпохи стилей, однако архитектурная эклектика смотрится весьма гармонично. Зодчие смело сочетали английский стиль с неомавританским. Яркий тому пример: готические дымовые трубы, напоминающие минареты мечети. Южный вход демонстрирует восточную пышность. Он очень похож на испанский дворец Альгамбра, некогда принадлежащий арабским властителям. На его фасаде шестикратно повторяется надпись на арабском языке, сообщающая: «Нет победителя, кроме Аллаха».

Западная часть фасада выполнена в неоготическим стиле. Со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые очертания замков английских аристократов. Башни дворца весьма разнообразны. Здание украшают всевозможные шпили и купола, резные карнизы и ажурные балюстрады, лестницы и каминные трубы… Неудивительно, что именно здесь в XX веке создавались экранизации Стивенсона и Шекспира, снимались знаменитые «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и много других картин.

Сооружение террасы парка перед южным фасадом дворца было поручено военным. С 1840 по 1848-й годы с помощью солдат саперного батальона были осуществлены масштабные земляные работы.

Летом 1848 года был сделан последний эффектный штрих. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов. Очаровательные звери были рождены в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.

Рай на Земле

Каким бы ни был прекрасным дворец, без окружающего его роскошного парка, он не был бы так притягателен и популярен. Заложенный около 200 лет назад уникальный сад насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.

Создатель дворцово-паркового великолепия был настоящим волшебником. Немец по происхождению, Карл Кебах мастерски использовал каждый метр пространства. Возводя на территории парка фонтаны, он объединил их в каскады, создавая озера и пруды. Сказочный антураж гармонично дополняют растительные композиции. Каждый экзотический кустик талантливый садовник любовно высаживал в специально привезенный чернозем.

Любопытно строение садового ансамбля. Он состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков. Верхний - «алупкинский хаос» представляет собой массивы природного диабаза, гранитные глыбы, хаотично разбросанные, как будто стихией. Есть тут и пещеры с гротами, и кратер потухшего вулкана. Суровые пейзажи из камня смягчены видами уютных аллей Нижнего парка. Словно струящиеся по склонам террасы окаймлены итальянскими пиниями.

Парк очаровывает приятными на слух романтичными названиями: Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария. Последний, украшенный у основания белыми розами, является копией Бахчисарайского фонтана. Удивителен водопад Фрейшютц. Его струи при падении рассекаются, словно прозрачная фата невесты. Прогуливаясь в Верхнем парке по Солнечной, Платановой, Каштановой полянам, ловишь себя на мысли, что находишься в настоящем раю, и эта сказка реальна!

Михаил Воронцов, между прочим, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени принадлежал к масонской ложе. Поэтому в его резиденции и в парке можно обнаружить тайные знаки и символы могучего братства.

Новая история

Три поколения семьи Воронцовых наслаждались жизнью в построенном их дедом великолепном дворце. Перед Октябрьской революцией 150 комнат замка представляли собой роскошные апартаменты, украшенные античными скульптурами, антикварной мебелью и картинами. Полотна, украшающие стены, принадлежали кисти великих живописцев. До сегодняшнего дня чудом сохранились картины Левицкого, Боровиковского, Айвазовского, а также итальянских, английских и французских художников. Дополняли интерьеры дворца бронзовые канделябры, изделия из фарфора, хрусталя, малахита, антикварные вазы. Парадные комнаты были заставлены мебелью из красного дерева, ореха и дуба, изготовленной лучшими русскими мастерами.

Пришли иные времена, и Воронцовский дворец вместе с его сокровищами был национализирован. В середине 1921-го года он стал функционировать как музей. Во время Великой Отечественной войны экспонаты Алупкинского музея эвакуировать не удалось. Дважды дворец подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Немцы вывезли весомую часть художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Трагические эпизоды истории Воронцовского дворца описаны в книге «О чем молчат львы», созданной на основе воспоминаний Щеколдина

С 4 по 11 февраля 1945 года Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В это время проходила эпохальная Ялтинская конференция.

С 1945-й по 1955-й годы апартаменты в Алупке использовались в качестве государственной дачи. В 1956-м году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. И, наконец, с 1990-го года Алупкинский дворцово-парковый комплекс стал музеем-заповедником. Новый статус очень важен, он позволяет учреждению защищать парковую зону от непрофильного использования, в частности, от коттеджной застройки. Это явление сегодня - головная боль Крыма. Будем надеяться, что райский уголок под названием Воронцовский дворец останется заповедной зоной на долгие времена и будет радовать «всяк входящего в него» красотой и благородством.

Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб я не хотела его посмотреть, но очень не хотела делать это летом, уж слишком в это время там многолюдно.
Дворец построен в английском стиле, причём в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Чем дальше от западных ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Интересно, что Воронцовский дворец - одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод.

Главный фасад Воронцовского дворца


Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. С 1921 года в дворцовом комплексе функционировал музей. После Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Ныне это снова музей.

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который создавал известный ботаник и садовод Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Он проектировал поляны, размещал деревья, учитывая их размер. Это был вопрос принципиальный, ибо по замыслу Карла деревья не должны были загораживать шикарный вид на вершину горыАй-Петри.

Парк раскинулся на площади 40 гектар. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Стоимость разбивки парка в два раза выше строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей - огромная сумма по тем временам.


Карта Воронцовского парка

Достопримечательностью парка являются груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Эти хаосы были тщательнейшим образом вписаны в планировку парка, через груды камней проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамейки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом. Иногда очень сложно поверить, что находишься в парке, причем не заброшенном.

В парке построено большое количество фонтанов. Большинство из них построено по проектам В. Гунта.
Вообще в Крыму издавна есть традиция почтительного отношения к воде. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, и даже богоугодным. Где текла хоть какая-то струйка, ставили фонтанчик, украшали изречением из Корана или эмблемой инженерного ведомства, иногда выбивали дату. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях этих старинных фонтанов сохранилось немало, многие до сих пор функционируют.

На территории парка также искусственно созданы три пруда: Верхний, Зеркальный и Лебединый. Вокруг прудов растут клены, ясени и кизил.

Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.


Хозяин прогоняет уток из своих владений

Еще парочка интересных фактов о парке, если верить экскурсоводам. Воронцовский парк вырос буквально на крови, ибо почва под деревьями обильно удобрялась кровью свежеубиенных животных. За каждым деревом был закреплен отдельный садовник, который не спал, не ел, а следил за своим подопечным, холил, и лелеял.

Араукария чилийская своим названием обязана арауканам - индейцам, проживающим в Чили, для которых плоды этого дерева составляют основу рациона питания. Данному экземпляру более 130 лет. Оно плохо развивается в наших условиях. На своей родине оно вырастает в высоту до 50 метров, имеет ствол в диаметре до одного метра. В Крыму таких деревьев всего штук 5. Ветки Араукарии покрыты острыми колючками, поэтому ни мартышки, ни птицы не садятся на них.


Чилийская араукария


Сосна крымская


Фисташка туполистная


Нижний парк

Фонтан «Мария» выполнен по мотивам известного Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель - «слёз».


Фонтан «Мария» (фонтан Слез)

Со стороны моря находится знаменитая львиная терраса.

Южный вход оформлен с восточной пышностью. Арабской надпись переводится как: «И нет победителя кроме Аллаха».


Коралловое дерево


Фонтан Бахчисарайский

Внутрь дворца я не пошла, уж очень не люблю стройный пробег в толпе. Может как-нибудь в другой раз побываю.


Зимний сад дворца

Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Черчилль, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» - такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил: «Конечно же указательный». «Неправильно» - ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


Спяший лев


Фонтан «Раковина»


Фонтан «Раковина»


Южный фасад Воронцовского дворца и Львиная терраса

Записи из этого журнала по тегу «Крым»


  • Алушта. Часть 2

    Алушта — город-курорт на южном берегу Крыма, возникший вокруг крепости Алустон в VI веке. Благодаря циркуляции воздушных потоков среди двух…

С Воронцовским дворцом у меня связаны самые чудесные воспоминания. Я была ещё школьницей, когда вместе с родителями приехала в Алупку впервые. Мама предложила пойти на экскурсию, и при слове «дворец» я почему-то представила себе что-то сказочное, вроде дворца царя Салтана – белоснежное здание с синими куполами, храм и терем одновременно. Но то, что я увидела, перешло все границы самых прекрасных фантазий: дворец и крепость, изысканность и строгость, пышность и сдержанность.

Тогда я понятия не имела, что такое английский стиль и о чём говорит экскурсовод, но суть рассказа становилась ясной благодаря тому, что возникало перед глазами. Я поняла, что русский аристократ, долго живший в Англии – тот самый граф Михаил Семёнович Воронцов – пожелал украсить полудикую местность изумительным строением. Оно должно было повторять очертания Ай-Петри – горы, у которой расположена. А может, не он сам додумался до этого, а архитектор Эдвард Блор, но в результате получился архитектурный шедевр. У меня такое ощущение, что дворец существует столько же, сколько сама крымская земля, хоть это и не так.

Что посмотреть на территории дворца

Второй раз я приехала в Алупку вместе с мужем, когда ждала дочку. Воронцовский дворец и парк стали для меня чем-то вроде счастливого талисмана. Но если в пору моего детства очереди в кассу дворца были огромными, то в то лето мы попали внутрь довольно быстро: видимо, в начале 21 века интерес к прекрасному в Украине поубавился. Да-да, ведь тогда вместе с Крымом была в плену безрадостности. И все же Крым оставался Крымом: гостеприимным, цветистым, щедрым. Мы с мужем приехали в Алупку на довольно удобном автобусе и сразу пошли в гости к Михаилу Семёновичу. Но, по правде сказать, он в своём алупкинском дворце почти не бывал!

Строительство дворца началось в 1828 году.

Столовый корпус

Первым возводили столовый корпус. Я не помню, почему, но позволю себе предположить, что интеллигентная графская семья предпочитала кушать в достойной обстановке. Это сейчас мы влетаем в закусочные и под звуки попсы глотаем гамбургеры, а тогда не лишенные культуры семьи собирались в столовых, где неспешно проводили время за приятной трапезой, сопровождающейся переливами классической музыки. Вот так выглядит парадная столовая Воронцовского дворца.

Деревянный балкончик наверху предназначен для музыкантов. Согласитесь, в такой обстановке невозможно повысить голос, начать жестикулировать, пренебрегать приборами и просто куда-то спешить. Блюда готовились на дворцовой кухне: повара передавали их сюда слугам, которые пользовались подземной галереей. Но это было уже тогда, когда дворец был полностью построен. На это ушло целых двадцать лет!

Особенности архитектуры Южного фасада

Архитектор Эдвард Блор в Алупке никогда не бывал – невероятно, но факт. Он был осведомлён о рельефе местности, и поэтому так точно и мастерски создал проект дворца. В нём соединились и классический английский (как я уже говорила) стиль, и восточный, в котором построен Южный фасад. Как объяснила мне знакомая экскурсовод, это был красивый жест, реверанс Воронцова: он хотел отдать дань культуре мусульман, основавших Алупку и живших в ней.

Таким Южный фасад вы вряд ли когда-нибудь увидите: на этих ступенях всегда полно туристов с фотоаппаратами. Даже в ноябре здесь много гостей. Львы, украшающие ведущую к морю лестницу, были установлены в 1848 году, спустя двадцать лет после начала строительства дворца. Создал их итальянский скульптор Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство дворца, но за двадцать лет было пережито и создано немало!

Вглядитесь в эти камни, зубцы, башенки – всё это создано руками русских крепостных из Московской и Владимирской губерний. Потомственные каменотёсы строили дворец из местного камня диабаза (застывшей магмы, как я читала). В их распоряжении были лишь самые примитивные инструменты. Имена этих мастеров остались неизвестными, но Воронцовский дворец навсегда сохранил тепло их рук.

Интерьер

Крепостные занимались и более тонкой работой. Например, паркетом. Он восхищает, как произведение искусства.

Эта комната, голубая гостиная, вызвала у меня неописуемый восторг. Она – далеко не первое помещение во дворце (в своём рассказе я нарушаю порядок экскурсии), но, безусловно, самое изысканное. Обратите внимание на белые цветы на голубом фоне. Я слышала, что ни один из них не повторяет другой! Вроде бы даже этим вопросом заинтересовались искусствоведы. Повторов не нашли: листочки, стебли, лепестки, изгибы – разные! И сделали это те же самые русские крепостные.

Ну, а если по порядку, то одной из первых комнат, в которой оказываются гости-экскурсанты – парадный кабинет. Впечатление несколько портит вентилятор, но летом без него, видимо, никак.

Портреты

Хозяин дворца, граф Воронцов, чтил героев Отечественной войны 1812 года: на стенах можно видеть множество портретов.

А вот портрета Александра Сергеевича Пушкина, не менее известного современника графа Воронцова, в этом роскошном доме нет и быть не может. Знаете, почему? Служил поэт под начальством Михаила Семёновича в Одессе, и ответственный генерал-губернатор никак не мог понять разгильдяйства своего молодого подчинённого. Солнцем русской поэзии его тогда мало кто считал, а вот повесой был отменным. Есть версия, что Александр Сергеевич крутил роман с супругой своего шефа, Елизаветой Ксаверьевной, а мужу-рогоносцу посвятил известную эпиграмму «Полу-милорд, полу-купец...» В общем, Воронцову было за что не любить Пушкина, но он смотрел на эти шалости сквозь пальцы, поэтому в Сибири стихотворец не оказался: всего лишь в так называемой «северной ссылке» в своём родовом имении Михайловском. Тосковала ли по нему красавица-хозяйка Воронцовского дворца? Кто знает, но что собой Елизавета Ксаверьевна была чудо как хороша, сомнений нет.

В своём дворце Михаил Семёнович не мог не отдать должного Екатерине II и Григорию Потёмкину: без них ещё тогда русские люди ни за что не сказали бы, что Крым – наш. В комнатах-залах есть их портреты, а в Зимнем саду – мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха.

Зимний сад

Зимний сад Воронцовского дворца (простите, я опять перескакиваю с одного на другое!) так же прекрасен, как и всё в этом великолепном здании. Разве можно почувствовать ненастье, если рядом всегда тепло и солнечно?

По-моему, в Воронцовском дворце соединилось всё самое лучшее, что есть на свете. И классическая Англия, и светлая , и лучшие русские мотивы, и сам Крым. И даже если за стенами хозяйничает зима,

то в этом уголке дворца не кончается лето.

Библиотека

Обойдя всё, что позволено обойти экскурсанту, причём не один раз, я не нашла во дворец ни одной детали интерьера, которая бы меня разочаровала. Взгляните, например, на эту люстру и потолок над ней. Само совершенство!

А какая здесь собрана библиотека! Если бы разрешили пожить и почитать, то никакой Интернет не был бы нужен, скучать бы не пришлось.

Немного истории

Кстати, после того, как в этом бесподобном родовом имении жили наследники графа Михаила Семёновича, здесь действительно были постояльцы, которым посчастливилось чувствовать себя в этих интерьерах, как дома: во время Ялтинской конференции 1945 года национализированный советской властью Воронцовский дворец стал гостиницей для английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. Вот так, наверное, выглядел тогда хозяйственный дворик:

Гостям-англичанам достался зимний пейзаж, а мне в мой третий приезд уже с большой дочкой – солнечный осенний.

Эта дорожка ведёт к парку Воронцовского дворца. Его справедливо считают шедевром садово-паркового искусства. Но это уже другая история.

Как добраться до Воронцовского дворца

Такой вопрос вы вряд ли зададите, если приехали на экскурсию на автобусе: вас приведут прямо во внутренний дворик дворца, и ваша главная задача – следовать за экскурсоводом и не потеряться. Но если вы турист-одиночка или приехали в Алупку с компанией сами по себе, то вам поможет карта.

Как видите, пеший путь от автостанции отнимет у вас не больше 15 минут. А о том, что посмотреть в Воронцовском дворце, какие бывают экскурсии, какое время для посещения самое удобное, вы узнаете на официальном сайте музея .

Время работы и стоимость

Основная касса музея работает с 9.00 до 16.15, по субботам с 9.00 до 19.15, без выходных. Касса выставок работает с 9.00 до 16.15. О стоимости входных билетов, во всём их разнообразии, можно узнать .