Венеция - средневековый город Италии. Описание и фото достопримечательностей


Венеция... Ещё в далёком детстве она волновала меня своей какой-то неземной жизнью, своими необыковенными островами, расположенными в Адриатическом море. Дело в том, что в доме сохранились прекрасные гравюры с видом этого очаровательного уголка Европы. И именно эти гравюры тронули глубоко моё сердце. Мне очень хотелось побывать там и самому увидеть ту неземную красоту, о которой так много говорили и продолжают говорить. Не верилось, что люди могли создать этот сказочный город, раскинувшийся на 400 островах. И ещё более не верилось, что когда-нибудь я сам побываю здесь.

Конечно, когда мы говорим о какой- либо стране, мы всегда интересуемся историей этого государства. История Венеции очень интересна.

Сказочный город Венеция возник в 421 году, хотя многие с этим и поспорят, но согласитесь, некрасиво начинать летоисчисление одного из величайших городов мира со слов “примерно” и “около”. Так что примем и мы, люди не имеющие к истории прямого отношения, эту священную для каждого любителя прекрасного дату за год рождения Венеции.

Историки все же скажут, что первые сведения о заселении малопригодных для осмысленного существования заболоченных островов лагуны (Риво-Альто, Маломокко, Кьоджи и др.) датируются 452 годом. Хорошо, примем и эту связь цифр к нашему сведению.

Как раз в это время измученная Римская империя подверглась очередному нападению кровожадных и беспощадных варваров, гуннов и всякой другой нечисти, под предводительством жестокого воина Аттилы. Вот и пришлось жителям Северной Италии спасаться в лагуне на диких островах Адриатики. Оказалось, здесь тоже можно жить и, как мы узнаем позже, очень даже неплохо.

Новые поселенцы начали рыбачить, вести хозяйство и уже к 466 году договорились основать первое венецианское правительство — совет представителей каждой из двенадцати деревень. А спустя еще два столетия, неспокойная обстановка в лагуне заставила жителей избрать своего высшего правителя, по-венециански - дожа (Дож от латинского Dux (Царь), по-итальянски Duca).

При этом, на бумаге Венеция по-прежнему подчинялась Римской империи, только не Западной, разоренной еще в конце V века, а Восточной, то есть Византии.

Византийское влияние в Италии вскоре стало уменьшаться, а когда в 810г Венецию безуспешно атаковала франкская армия, островитяне морально сплотились, и начали активно от Византии дистанцироваться.

Административный центр лагуны был перенесен на самый безопасный остров Риво-Альто (там сейчас находится район Риальто). А 829 году двое венецианских купцов съездили в Александрию, украли там мощи святого Марка, привезли их на острова, и местные жители с удовольствием поменяли византийского небесного покровителя Теодора на свежеукраденного, но своего, Марка. Вдобавок начали строить Дворец дожей и чеканить собственную монету.

Свое экономическое процветание республика Святого Марка построила на морской торговле. Географически город в лагуне был местом встречи Востока и Запада, и островитяне, будучи талантливыми коммерсантами, знали, как извлечь из этого выгоду. Венецианские корабли уходили в плаванье, и возвращались набитые ходовым товаром, а если возникали проблемы с местными корсарами, препятствовавшими нормальному судоходству в Адриатике, то венецианцы просто откупались от их навязчивого внимания.

Когда же в 991 году дожем был избран знаменитый Пьетро II Орсеоло, жители лагуны стали успешно применять и силовые методы. Через девять лет своего правления, в праздник Вознесения, великий дож вышел в море с самым мощным флотом, какой только видели воды Адриатики, и через мгновение полностью очистил море от далматинских пиратов, захватив и попавшиеся на пути города. Так началась территориальная экспансия Венеции. Город расширил свое влияние на море и утвердился как центр морской торговли.

Сюда везли экзотические товары с Востока, фрукты с Кавказа, здесь торговали духами, косметикой, коврами, золотом, рабами, оборотистые венецианские купцы привозили сокровища и реликвии со всего света. Венеция превратилась в удивительный мир: пестрая толпа на улицах говорила на сотнях языков и наречий,
а в палаццо (дворцах) царила роскошь. Богатеющему городу нужны были художники и творцы. Венеция раздавала заказы величайшим живописцам и архитекторам. В городе строились церкви и соборы, шло развитие книгопечатания, а в начале 12 века была возведена самая крупная верфь того времени - Арсенал.

Цветущая республика управлялась ограниченным числом олигархов, чьи фамилии были записаны в т.н. «Золотую книгу» - только члены их семей имели право заседать в Большом совете, органе законодательной власти. Во главе Большого совета стоял дож. Его должность хоть и была пожизненной, все века существования республики оставалась выборной. Правда… Дож Марино Фальер в 1355 году попытался сделать свою власть наследственной, как королевскую, но был за это обезглавлен своими подданными.

Отношения с католической церковью у города были прохладные. Как ни пытались римские папы влиять на его политику, у них это не получалось. Венеция обладала чувством собственного достоинства, и всегда Ватикану сопротивлялась. Город не раз отлучали от церкви, пытались навязать перечень запрещенных книг, угрожали отлучением от церкви всего венецианского Сената, но всякий раз эти решения игнорировались, и город продолжал спокойно жить и процветать.

Все эти годы венецианское правительство вело успешную политическую игру, захватывая все новые прибыльные территории и извлекая выгоду из самых неразрешимых ситуаций и международных конфликтов. В XV веке республика уже владычествовала от Альп до реки По и до Бергамо на западе. Под власть Венеции попал даже Кипр.

Но в XV веке на Средиземноморье начали закрепляться Турки… Покорив множество земель османская империя стала завоевывать одна за другой материковые территории Венеции. Республика сопротивлялась, но кровавые сражения приносили лишь разорение, а некогда доходные земли последовательно переходили к туркам.
И тут еще, как назло, активизировались путешественники - в 1499 году Васко да Гама разыскал путь в Индию через мыс Доброй Надежды, в обход торговых путей, традиционно составлявших основу благополучия республики. Открытие португальца нанесло жестокий удар по всей венецианской экономике. Начались годы медленного упадка…

В 1575, а потом в 1630 город подкосила чума, треть населения (включая великого художника Тициана) погибла, а все оставшиеся человеческие и денежные ресурсы продолжал выкачивать непрекращающийся конфликт с турками. К 1720 году республика была практически банкротом. Характерно, что именно в это время она пережила очередной период расцвета искусств - в городе жили и творили Тьеполло, Каналетто, Гварди, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци, а на площади Сан Марко открылось кафе «Флориан».

Так подошел к концу век 18, а вместе с ним и история Венецианской независимости. Обескровленный город стал легкой добычей для Наполеона. Вторжение французских войск ознаменовало конец республики. Последний дож Людовико Манин, сняв чепец, который носил под корону, сказал слуге: «Убери, это мне больше не понадобится».
Наполеон же, вышел на Сан Марко, произнес: «А ведь эта площадь - самая элегантная гостиная Европы», - после чего разграбил город и разрушил около сорока древних палаццо. Когда же и его империя пала, Венеция перешла к Австрии.

В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью, и теперь на смену коммерсантам в город пришли туристы. После визита Байрона, главного европейского туриста, простите, романтика, поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо. Город стал местом паломничества для каждого уважающего себя эстета.

А венецианцы, между тем, тяжело переживали свою зависимость от Австрии и со всей остальной Италией восстали против оккупантов-австрийцев, и в 1866 году город стал стал провинцией итальянского королевства.

Во время второй мировой войны Венеция чудом избежала серьезных повреждений от бомб союзников. Актер Марчелло Мастрояни попал в немецкий трудовой лагерь, бежал и до конца войны прятался в Венеции.

Теперь же красивая и поэтичная Венецианская сказка превратилась в нечто вроде диснейленда для нескончаемого потока туристов, а число горожан за последние полвека сократилось в три раза. Каждый год 1500 человек покидают город, потому что молодежи, хозяевам города, становится все труднее находить себе место среди бесчисленного количества гостей.

История Венеции на этом не заканчивается, и еще продлится какое-то время, но пессимисты-ученые сильно ограничивают срок и говорят, что в связи с поднятием уровня воды в лагуне, Венеция может стать «Атлантидой нового тысячелетия».

Я благодарен Кате Деготь, без которой был бы невозможен данный текст.


Во дворе дворца дожей.

Венецианский Дож (doge) был избираемой главой Венеции начиная с VIII по XVIII век (до упразднения титула). Государство дожей Венеции просуществовало около тысячи лет.

Деятельность дожа подвергалась строгому контролю. Глава Венеции не имел права в одиночестве принимать послов иностранных государств, вскрывать корреспонденцию и иметь собственность за пределами Венецианской республики. Доходы дожа строго контролировались, все полученные подарки становились собственностью городской казны. Такая борьба с коррупцией власти присутствовала в Венеции с эпохи раннего средневековья. Кроме того, у дожа не было личного телохранителя.

Вольная Венецианская республика формально входила в состав Византийской Империи, но обладала автономией, и объединила в своих городских стенах различные религиозные конфессии, национальные традиции и искусство. Столица Венеция - прогрессивный и толерантный (в хорошем смысле этого слова) город средневековья. Здесь вместе жили и трудились итало-романы, германцы, славяне. В средневековой демократичной Венеции проходили праздничные «парады трудящихся», каждый вид городского ремесла представлял свою скуолоу (школу, цех) на параде.

Венеция была основана V веке как христианский город, чем гордились его средневековые уроженцы.

Однако в выборах дожей участвовали только знатные семьи республики, которые составляли Большой совет, принимавший политические решения в жизни города. Здесь на многое влиял имущественный ценз. Демократия Венеции была не настолько «демократичной» как в Скандинавии или немецких городах средневековья.


Крылатый лев Святого Марка с книгой - символ Венеции, которому поклоняется дож.


Лев Святого Марка на картине Витторе Карпаччо

Первый венецианский дож Павел Луций Анафест был избран в 697 году. По легенде первый правитель Венеции сам пожелал быть избранным из 12 знатных венецианских семейств в знак независимости своей власти.


Парадный костюм. Дож и догаресса (супруга дожа) и знатный горожанин.

По другой версии первым дожем стал Орсо Ипато в 726 году, он захотел передать свой титул по наследству, что вызвало недовольство других влиятельных городских кланов. Орсо Ипато был убит спустя 10 лет после своего правления.


Фасад дворца

До XI века борьбу дожей за власть трудно назвать демократией, это были убийства и интриги в стиле «Игры престолов». Например, за VII-X века из двадцати шести дожей: шестеро были убиты, троих ослепили, четверых отправили в изгнание, двое закончили дни в заточении.

Народные выборы прошли в 1071 году после изгнания дожа Пьетро Барболано. Люди вышли на городские улицы и начали кричать «Domenicum Silvium volumes et laudamus» - Желаем Доменико Сельво. Знатные горожане принесли будущего дожа на руках к собору Сан-Марко, где Доменико Сельво босой в простой нижней рубашке упал ниц перед народом и облачился в церемониальную одежду дожа.


Каналы Венеции

В XII веке Большой совет разработал сложную процедуру выбора дожей, которые избирались на пожизненный срок.

Выбор членов Большого совета, которые должны были принять участие в голосовании и избрать дожа, напоминал лотерею.

По легенде, первоначально для выборов изготавливались специальные шарики (balote), которые доставались из урны. Металлические и неотличимые на ощупь шары содержали имена голосовавших и пересчитывались деревянными ручками, чтобы исключить подмену. По названию этого венецианского шарика произошло нынешнее слово «баллотироваться».


Дворец под дождем

Потом шарики заменили листками бумаги. При помощи лотереи Совет определял одиннадцать выборщиков, которые потом голосовали за дожа. Правила отбора лиц для голосования частично изменялись при каждых выборах, чтобы исключить возможный подкуп.

В книге Джона Норвича «История Венецианской республики» описан сложный процесс венецианский выборов.

«В день, назначенный для выборов, самый молодой член синьории должен был молиться в соборе Сан Марко. После, выйдя из базилики, он останавливал первого встреченного им мальчика и брал его с собой во Дворец дожей, на заседание Большого совета, где заседали все его члены, за исключением тех, кому было меньше тридцати лет.

Мальчик, его называли ballotino, вынимал из урны листочки бумаги и тянул жребий. После первого такого жребия совет выбирал тридцать своих членов. Второй жребий должен был сократить это число до девяти, а девятке предстояло голосовать за сорок кандидатов, каждый из сорока должен был получить по крайней мере семь голосов. Группа из сорока человек должна была, опять же по жребию, сократиться до двенадцати.

Эта дюжина выбирала двадцать пять человек, и они в свою очередь снова сокращались до девяти. Девятка голосовала за сорок пять кандидатов, за каждого из которых должно было быть подано не менее семи голосов, и из этих сорока пяти бюллетеней ballotino вынимал листочки с именами одиннадцати претендентов. Одиннадцать голосовали за сорок одного - каждый должен был собрать в свою пользу не менее девяти голосов. Так вот эти-то сорок в конце концов избирали дожа.

Сначала они посещали мессу, и каждый в отдельности произносил клятву, что будет вести себя честно и справедливо, на благо республики. Затем их запирали в тайном помещении дворца, отрезая от всех контактов с миром. Круглые сутки их охранял специальный отряд моряков, пока работа не была завершена.

Это все, что касается приготовлений, затем начинались сами выборы. Каждый выборщик писал имя своего кандидата на листке бумаги и бросал в урну. После листки вынимались, оглашались имена кандидатов без учета поданных за них голосов. В другую урну опускали листки, на каждом из которых стояло единственное имя.

Если кандидат присутствовал в зале, то он выходил вместе с любым другим избирателем, носившим то же имя, а оставшиеся обсуждали его кандидатуру. Затем кандидата приглашали войти и ответить на вопросы либо защититься от выдвинутых в его адрес обвинений. Происходило голосование, и, если кандидат получал требуемые двадцать пять голосов, он становился дожем. В противном случае из урны вынимали другой листок и так далее...

При такой мучительно сложной системе кажется странным, что вообще кого-то выбирали».

Сложные выборы могли занять более двух недель, народ с нетерпением ждал результатов этой лотереи.
После избрания дожа представляли народу со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает», и глава Венеции торжественно приносил присягу перед гражданами. Коронация дожей была особым ритуалом.

Дож получал камауро «camauro» (белую шапку) от самого младшего члена Совета и Зогию «Zogia» (парадную корону) от самого старшего. «Примите корону венецианского герцогства» - говорили дожу. Горожане при коронации давали дожу понять, что здесь он «слуга народа», а не король.


Дож Леонардо Лоредано в белой шапке


Дож Андреа Гритти в парадной короне

«Люди окружили нового дожа и «срывали одежду с его спины» – похоже, традиция разрешала это им делать. Таким образом, дожу давали понять, что он «лицо подчиненное и милосердное». Дож босиком подходил к алтарю, давал клятву, и ему вручали знамя Святого Марка. Затем на него надевали новое платье, сажали на поццетто и торжественно проносили вокруг площади. Дож разбрасывал монеты, после чего входил во Дворец дожей и обращался к подданным. Тем временем делегация спешила к его дому – сообщить об этой новости его жене... После они вели ее в новый дом» - пишет Джон Норвич о коронации дожа.

День долгожданного избрания дожа становился народным праздником.

Французский хронист Мартино описывает торжественный рыцарский турнир на площади Сан-Марко, «la place soit en tot li monde», который состоялся в день выборов:

«Ha площади возвели павильоны, затянутые шелком, и саму площадь тоже пышно украсили. В павильоны вошли красивые дамы и девицы, а к окнам дворцов подошли другие дамы. Монсеньор дож проследовал пешком из собора Сан Марко, а за ним все патриции Венеции. Люди окружили площадь… За этой процессией явились всадники на прекрасных лошадях и с дорогим оружием. Затем начался турнир, за которым наблюдали дамы. Ах, сеньоры, если бы вы были там, то увидели бы прекрасные удары мечей…»

В демократичном городе проходил парад ремесленников, которые объединялись в скуолы по видам ремесла.
Как описывает парад трудящихся Джон Норвич:

«Парад возглавили кузнецы с гирляндами на головах, затем прошли скорняки в богатых одеждах из ласки и горностая, что явно было не по погоде конца июля.


Средневековые кузнецы. Дама тоже ударник труда

Прошагали портные, все в белом, с пунцовыми звездами. На ходу они пели под аккомпанемент собственного оркестра.
Проследовали ткачи и стегальщики, изготовители сандалий и золотой парчи, торговцы шелком и стеклодувы. Из клеток выпустили птиц.

Но первый приз за фантазию достался парикмахерам, их вели за собой два всадника в полном рыцарском облачении и четыре «очень странно одетые дамы».

Спешившись перед дожем, они представились: «Сир, мы два странствующих рыцаря. Объехали весь мир в поисках удачи. Пережив немало опасностей и приключений, завоевали четырех прекрасных дам. Если при вашем дворе найдется рыцарь, желающий рискнуть головой и забрать у нас этих странных дам, мы готовы за них сразиться». Но дож ответил, что окажет дамам радушный прием, и, если сами они захотят, чтобы их завоевали, то с Божьей помощью пусть это исполнится. При его дворе им будут оказаны все почести, и ни один мужчина не посмеет им перечить».

Традиционную Шапку дожа (Corno Ducale) глава Венеции менял каждый год во время торжественного пасхального шествия, которое заканчивалось у женского монастыря Сан Заккариа. Настоятельница встречала дожа и торжественно вручала ему новую шапку, вышитую монахинями. Шапка шилась из парчи и украшалась золотой вышивкой.

Венеция была морской державой и дожи часто участвовали в церковных обрядах, посвященных защите мореплавателей.
В IX веке в честь морской победы дожа Пье́тро II Орсео́ло торжественная процессия на лодках подходила к острову, где располагался храм Святого Николая - покровителя мореплавателей. Священник с благодарственной молитвой окроплял дожа и его свиту святой водой, после остатки воды торжественно выливались в море.


"Обручение дожа с морем" работы Каналетто

Позже в X веке появилась традиция «Обручения с морем», которую принес Римский Папа Александр III, прибывший в Венецию с благодарным визитом, венецианская армия помогла ему в защите от Фридриха Барбароссы. Во время торжественной морской процессии Римский Папа прочитал благодарный молебен и бросил в море перстень со словами «в знак истинного и вечного владычества». С тех пор этот обряд совершали венецианские дожи.

Венеция - город сказка, который никого не оставит равнодушными. Мне немного не повезло с погодой: поначалу было солнечно, а потом... как обычно "гости из болотного Петербурга вечно везде портят погоду".

Так на чем же стоит Венеция ? Каким образом удается этому чудо – городу держаться на воде на протяжении столетий? Какова глубина венецианских каналов? Как вообще были посторены венецианские дворцы? Именно эти вопросы возникли у многих, прочитавших статью о . Также этими же вопросами задается каждый, кто посетил этот город на воде.

Я отыскала очень занимательное видео на youtube, которое дает ответы на эти и много других подобных вопросов. Единственным недостатком этого видео является тот факт, что оно на итальянском языке и, кстати, используется в тестах на знание итальянского языка.

Основой строительства венецианских сооружений являются деревянные сваи , количество которых для строительства Венеции потребовалось более миллиона. Для одного только моста Rialto было пущено в ход свыше 30 тысяч свай.

Rialto Венеция

Из какого дерева сваи в Венеции

Для венецианских свай требовалось лишь специальное дерево, а именно, дуб и лиственница. Потому что только эти породы деревьев обладают необходимым запасом прочности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Эти деревья сплавлялись в Венецию по ,так как в ближайшей округе они не произрастали.

Глубина каналов в Венеции

Для того чтоб увидеть какова же глубина каналов в Венеции, достаточно дождаться периода их обмеления, который вот уже на протяжении нескольких лет используется как для очистки дна каналов, так и для реставрации старинных средневековых венецианских палаццо (palazzo).

Как видим в фильме, глубина каналов совсем не велика . Она достигает 2,5, максимум 3 метров . Один лишь Гранд канал (Canale Grande) в некоторых местах доходит до глубины в 6 метров .

Гранд канал в Венеции

В фильме видно как из стен домов (которые обычно находятся под водой), бьют фонтанчики. Это выходит та вода, которую втягивает в себя здание, когда оно находится под водой.

В последней части фильма мы оказываемся на раскопках одного из венецианских пригородов для того, чтобы открыть самый главный секрет строительства Венеции, а также чтоб понять почему же сваи (даже из высокопрочных пород дерева) не поддаются разрушению и гниению .

Перед вами сваи, которые были установлены здесь еще в то время, когда Христофор Колумб отправился открывать Америку. Как видите, они вполне живы и не очень даже разрушены.

Так в чем же главный секрет?

Сваи Венеции

А секрет кроется в типе венецианских грязей , которыми богата здешняя почва. Именно эти грязи настолько плотно облегают сваю, что перекрывают доступ кислорода к ней , а соответственно препятствуют проникновению к ней животных и насекомых, коррозии от воды и естественного разрушения .

Благодаря этим грязям, которые облепили сваю на 7-8 метров вглубь, она остается целехонькой и невредимой, и может служить столетиями. Как видим в фильме, лишь верхняя часть сваи , которая выходит на открытое пространство, подвержена старению .

Как строили здания в Венеции

Для строительства венецианских зданий , сваи зарывали на 7-8 метров вглубь в грязь до достижения ее твердого грунта, в который вколачивали ее на определенную глубину. Затем поверх деревянных свай клали бревна пересекающимся способом.

Этот способ давал максимальную устойчивость и позволял равномерно распределить массу здания по всему периметру. Поверх деревянных бревен делали либо кирпичную кладку, либо клали мраморные плиты.

Найденные на этих раскопках предметы, позволяют ученым утверждать, что в Венеции еще со времен Марко Поло существовал раздельный сбор отходов и . Что в наших странах только начало вводиться.

Эх… отстаем мы все-таки от Европы – матушки… 🙁

Также, раскопки дали ученым очень много образцов стекла, глиняных изделий, а также китайской керамики , которые были найдены здесь. Считается, что найденные здесь образцы китайской керамики являются наидревнейшими в Европе.

Венеция таит в себе еще очень много тайн и загадок , открывать которые доведется поколениям наших потомков.

Не могу не порекомендовать необычайно интересные экскурсии по Венеции от местных жителей. Все экскурсии на РУССКОМ языке! Я специально подобрала для этой статьи самые тематические экскурсии, которые помогут вам не только на практике увидеть все прочитанное, но и расскажут и покажут Венецию с совершенно неожиданных ракурсов.

Зачем венецианцы окружали свой город многочисленными каналами? Что символизирует лев на их знамёнах? Что вынудило их прятать мощи святого под кусками свинины? Как «потешные огни» спасли Республику? История Венеции – это войны, захватывающие интриги, заговоры, укрытые от посторонних тенью столетий.

Уже с 997 года, когда военные эскадры Венеции привели под ее руку Триест , Каподистрию, Рагузу и ряд других городов и земель Далмации, венецианцы стали именовать Адриатическое море Венецианским заливом, а дож принял титул "властителя Венеции и Далмации". А во время первого крестового похода Венеция добилась обещания, что во всем Иерусалимском королевстве ее купцы будут освобождены от податей и налогов и смогут торговать беспрепятственно.

С 998 года в правление двадцать шестого дожа Пьетра Орсеоло парадная галера Бучинторо была назначена для бракосочетания дожей с Адриатическим морем в день Вознесения.

Каждый вновь назначенный дож в этот день бросал в воду золотое обручальное кольцо, произнося: "О море, с тобою обручаюсь, в знак неизменного и вечного моего владычества над тобой".

Сто пятнадцать золотых колец лежат на морском дне. Давно рассыпались в прах останки последнего дожа. А море равнодушно, как и тысячу лет назад, плещет волной, и нет над ним власти у человека.

От Коринфа до Азова

Взятие Птомелаиды, древних Тира и Сидона, Яффы, овладение Иерусалимом объединенными силами союзных войск во время крестовых походов открыли новые возможности для республики. В Венецию хлынули азиатские трофеи.

Между тем как Европа разорялась, снаряжая крестовые походы, город лагуны укреплял могущество. Его спасало то же, что позже погубило - практичность. Венецианские галеры, бригантины, фрегаты, торговые корабли уходили все дальше в море. Пелопоннес и Коринф, Хиос, Лемнос, Абидос стали торговыми пунктами Венеции . Венецианские корабли шли и Черным морем - в Крым, Азовским - до Таны, сегодняшнего Азова, здесь они забирали не только хлеб, выращенный на юге России, но и меха, кожу, рабов, индийские товары, доставленные через Среднюю Азию. Венецианские купцы чувствовали себя вполне вольготно в Кандии, на Родосе, на Кипре, в Аккре, Хайфе, Бейруте, Александрии, Адене, Дамаске, Багдаде. В XI веке Венеция смогла позволить себе приступить к строительству роскошной базилики св. Марка, намереваясь создать церковь невиданной красоты. Собор святого Марка украшен богатствами, добытыми на Востоке, в Византии, у турок и сарацин. В отделке сооружения есть целые куски греческих и римских храмов, подогнанные к размерам и формам собора. Убежденные, что художественная ценность здания возрастет от разнообразия его деталей, строители не жалели античные развалины. Сама же Венеция первоначально строилась из римского кирпича, который перевозили на лодках из разрушенных нашествиями городов. Из Тира вывезли и установили на площади св. Марка у самого берега две мощные колонны (утопив по дороге еще одну), из красного и серого гранита. Одну из колонн венчает статуя святого Феодора, древнего покровителя венецианцев, другую - лев, символ св. Марка. Бронзовое изображение крылатого льва - сасанидская скульптура IV века, а беломраморный св. Федор верхом на крокодиле скомпонован из торса римского полководца II века и головы Митридата Понтийского.

С 1117 года знатных патрициев стали назначать на жительство во всех примечательных портах с титулом местных советников (консулов). В 1157 году в Венеции открылся первый в Европе банк.

"Нигде в мире нет такой огромной концентрации шедевров", - так говорили о городе на воде.

Заговор против республики

В 1618 году испанский посол в Венеции маркиз Бедемар, видя богатства города на воде, задумал план его захвата. По его соображениям, тысячи вооруженных испанских солдат вполне хватило бы на это. Гарнизон города составляла скверно обученная земская милиция, а войска Венецианской республики были заняты войной, как на суше так и на море.

Зловещие здания Адмиралтейства смущали взгляд коварного испанца. Он представлял его уничтоженным, флот Венеции - сожженным. Испанские войска занимали город, и знамена со львом св. Марка склонялись перед флагом Кастилии.

"Никакое правительство не пользуется столь неограниченной властью, как Сенат Венецианской республики", - записал маркиз в своем дневнике. Венецианцы были непобедимы объединившись, но сейчас дворяне грызлись между собой, а в кварталах бедняков готовы были поднять восстание. Бедемар потратил значительную сумму на подкуп вождей этого будущего восстания. Испанская армия находилась в Ломбардии и могла, в случае успеха, добраться до Венеции довольно скоро. Маркиз не дал знать королю о своем намерении, но намекнул одному из министров и получил в ответ молчаливое одобрение.

Пользуясь своей дипломатической неприкосновенностью, маркиз Бедемар мешками закупал оружие, которого хватило бы на пару батальонов. По одному в Венецию стали проникать переодетые и безоружные пока солдаты: испанцы и голландцы. С моря ждали эскадру. К венецианцам был заслан и некий перебежчик, капитан, служивший ранее у герцога Оссумы. Уверив Сенат в том, что бежал от притеснений испанского герцога, капитан возглавил венецианский флот и одержал несколько побед над морскими разбойниками - "ускоками". Ему присвоили звание адмирала. Он потихоньку набирал на корабли своих людей.

"Как скоро наступит ночь, те из тысячи солдат, которые придут без оружия, отправятся за оным к послу. Пятьсот... прибудут на площадь святого Марка, большая часть других 500 - в окрестности Арсенала, остальные овладеют всеми судами на мосту Риальто", - писал маркиз Бедемар.

Захватив Арсенал, следовало убить всех его начальников, взять штурмом дворец Дожей , разгромить оружейные склады, сжечь Адмиралтейство. Для того чтобы отвлечь внимание жителей от происходящих событий, город планировалось поджечь в сорока местах. Поджигатели были уже навербованы в бедняцких кварталах.

Смерть старого и выборы нового дожа несколько сместили планы маркиза. Операцию было решено провести в День Вознесения, когда новый дож будет торжественно обручаться с Адриатическим морем, бросая в его воды золотое кольцо. Наконец, все было готово. Адмирал венецианского флота собрал сторонников и подробно объяснил, как уничтожить корабли, находящиеся под его командованием, и перебить экипажи кораблей. Один из людей адмирала, Жафье, на протяжении совещания то краснел, то бледнел. "Жафье испугался, - сказали адмиралу. - С ним надо немедленно что-то делать, пока он не совершил какой-нибудь глупости".

"Жафье - мой друг, - отмахнулся адмирал. - Он выполнит все, что положено".

Жафье был венецианцем по крови. Он представлял пожары, крики людей, которых будут убивать на улицах, и вражеских солдат, занимающих город. Это - с одной стороны. А с другой - друзья. Друзья, которых казнят в случае провала заговора. Секретарь Совета десяти Варфоломей Комино долго не мог понять, что нужно от него этому измученному и бледному молодому человеку. Но когда тот испросил жизни для 22 участников заговора и открыл весь план, то дело оказалось ужасным. Настолько ужасным, что доносчику никто не поверил.

Как уничтожат корабли? - переспросил ошарашенный Комино.

Потешными огнями. Они начинены горючей смесью, которую почти невозможно потушить. Корабли сгорят, а флагман, на котором находится адмирал, будет захвачен верными адмиралу людьми. Сейчас они готовят или уже изготовили эти потешные огни в Арсенале.

Осознав, что до указанного Жафье срока времени почти не осталось, Варфоломей Комино ринулся к Прокурации. Часовые были усыплены подмешанным в вино снотворным, а те, кто держался на ногах, - безнадежно пьяны. В Арсенале, куда затем ворвался Комино, он не нашел ни одного из заговорщиков, пока не выломал малозаметную дверь в одном из зданий. Подкупленные чиновники заканчивали упаковывать последний "потешный" огонь и, увидев перед собой разъяренного секретаря Совета десяти, испугались до икоты и начали мямлить в свое оправдание что-то невразумительное.

Именем республики вы арестованы, - объявил Варфоломей Комино. Совет Десяти поднял по тревоге всех, кого мог найти. Вместе со стражниками Комино ворвался к испанскому послу. Под вопли и проклятия маркиза стражники охапками выносили из дома оружие.

Небольшое судно, подняв все паруса, устремилось к венецианской эскадре. Адмирала вызвали на палубу якобы для передачи важного письма, закололи и скинули в море. Так же расправились со всеми его сторонниками. Корабли республики были спасены.

Совет десяти недолго думая предал смерти и остальных участников заговора. Сорок чиновников, подкупленных маркизом, были утоплены, вдохновители несостоявшегося восстания удавлены и повешены за ногу на всеобщее обозрение как изменники. Еще триста человек удавили в темнице тайно. Испанские солдаты частью бежали, частью были схвачены.

Посол Испании не переставал жаловаться и угрожать. В ответ венецианский дож сказал, что готов принести извинения маркизу, если маркиз объяснит, откуда у него в доме взялось такое количество оружия. Бедемар махнул рукой и решил пойти на праздник обручения дожа с морем. Несчастный Жафье метался, безуспешно пытаясь спасти своих бывших друзей. Республика всегда любила брать, но никогда не спешила платить по векселям. Он дошел до угроз и проклятий.

Его заставили взять деньги - четыре тысячи секинов. В течение трех дней Жафье обязали покинуть венецианские владения. За возвращение полагалась смертная казнь.

Несчастный человек хотел теперь лишь одного - мести. По плану Бедемара, восстание планировалось поднять не только в Венеции , но и в одном из близлежащих городов - Брессеи. Предприятие могло еще удаться, и Жафье кинулся туда. Но Совет десяти не зря держал большой штат мастеров заплечных дел. Под пытками были выбиты признания, и тайн больше не существовало. Окруженный превосходящими силами, Жафье дрался насмерть, командуя остатками разгромленного испанского отряда, но венецианцам удалось пленить его. Верховный суд республики дал Жафье последнюю награду за спасение своей столицы. Приговор гласил: смертная казнь через утопление. Маркиз Бедемар вскоре получил указ о своей отставке. "Перво-наперво ругай меня и мои поступки, - поучал он человека, приехавшего на его замену. - Для начала нужно войти к ним в доверие". Для начала...

Тридцать лет спустя, в 1648 году, правительство Венеции получило от турецкого султана на обсуждение унизительные условия мира. Патриций Пезаро вместо ответа пожертвовал отечеству 6 000 дукатов. Его примеру последовал весь Сенат, что и было красноречивым ответом султану. Республика была еще сильна, опираясь на плечи могучих духом людей, готовых пожертвовать имуществом и самой жизнью для ее спасения и процветания.

Век маски

В начале XVIII столетия Венеция была отодвинута в Адриатическое море и лишена за ее пределами всех своих владений. Когда-то англичане, немцы, шведы учились у республики кораблестроению, кораблевождению и картографии. Теперь же русский царь Петр I смог взять у венецианцев только галерное искусство, в остальном многочисленные ученики уже превзошли своего дряхлеющего учителя. Пассаровицкий мир с турками в 1718 году положил конец многочисленным войнам, и Венеция стала жить мирно, никого не завоевывая, ни с кем особенно не торгуя и прожигая остатки своего прошлого.

Она была полна очарования. Ее называли второй, после Парижа, столицей Европы. Все знаменитости сцены, люди искусства, путешественники и авантюристы, богачи, изобретатели, шарлатаны и просто любопытные наполняли город, создавая удивительную атмосферу. XVIII век был веком музыки, и ни один из городов Европы и даже Италии не мог сравниться тогда с Венецией по музыкальности. Жизнь в Венеции , пышной и праздной, была вечным праздником. "Венеция , - пишет Монье, - накопила за собой слишком много истории, она отметила слишком много дат и пролила слишком много крови. Она слишком долго и слишком далеко отправляла свои страшные галеры, слишком много мечтала о грандиозных предназначениях и слишком многие из них осуществила... После трудной недели настало наконец воскресенье, и начался праздник. Ее население - это праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, веселые женщины, танцовщицы, актрисы, сводники и банкометы, - все, что живет удовольствиями или создает их..."

XVIII век принято считать веком маски. Венеция с самого начала своего существования надела маску, никому не открывая своих планов, интригуя, распуская сама про себя вздорные слухи и бережно храня тайны. Но тайн не осталось, интриги ушли в прошлое, и маска стала осязаемой. А жизнь республики вдруг сменилась просто игрой в жизнь. С первого воскресенья в октябре и до Рождества, с 6 января и до первого дня Поста, в день святого Марка, в праздник Вознесения, в день выборов дожа и других должностных лиц каждому из венецианцев было позволено носить маску. Это карнавал, который длился полгода. Множество масок возникало и пропадало, множество людей, наряжаясь, играли каждый свою роль. До нашего времени дошли ревнивый венецианский купец Панталоне в своем странном, наполовину средневековом обличье - длинные красные чулки, короткий камзол, торчащая вперед борода и плащ с капюшоном, венецианская служанка Коломбина, венецианские шуты Арлекин и Бригелла. Комедия масок охватила Венецию , подобно эпидемии. Город на воде увидел последнюю великолепную вспышку древней Commedia dell"Arte.

Последние минуты независимости

Завершающий удар Венецианской республике нанес Бонапарт. Первого мая 1797 года он объявил Венеции войну. Потомок знаменитого патриция Пезаро пытался еще в 1796 году утвердить вооруженный нейтралитет, но тщетно.

12 мая 1797 года последний дож республики, сложив свою власть, учредил временное управление, которое добровольно передалось в руки французов. После 14 веков аристократического правления Венеция пала. И в последние минуты своего существования республика имела три миллиона подданных, многие укрепления, флот, армию, 26 000 000 франков ежегодного дохода. Столица республики была неприступна как с моря, так и с суши. Но никто не хотел ее защищать.

Миновав грозные крепости, не сделавшие ни единого выстрела, 16 мая войска Наполеона вошли в город. Но уже семнадцатого октября по миру в Кампо-Формии император отдал Габсбургам в обмен на другие земли территорию бывшей республики св. Марка, словно пешку в шахматной игре.

18 января 1798 года в Венецию торжественно вступили австрийские войска. В 1805 году ее опять захватили французы. А в 1814 - опять австрийцы.

В период между первым уходом французов и первым вступлением австрийцев было девять дней между-властия. Девять дней, в которые на улицу вышла чернь, чтобы жечь и грабить собственный город. Парадная галера Бучинторо, в которой дожи выходили обручаться с морем, покрытая золотом и драгоценностями, была разграблена, разломана и брошена на мели. Австрийцы быстро навели порядок, потушили пожары, пересажали особо рьяных любителей поживиться и принялись править по своему усмотрению. И было так полвека.

И вдруг Венеция вспомнила о своем древнем величии. В 1848 году австрийский гарнизон был пленен. Начальник Адмиралтейства, корабельный капитан Маринович, пытался скрыться, но толпа догнала его и растерзала. Венеция провозгласила себя независимой. Но прошлого было уже не вернуть. Семнадцать месяцев держалась она. Но блокированная с моря и с суши, вынуждена была сдаться.Венеции " или других мест.

Нынешняя Венеция - только призрак былой жизни.

Шестьдесят шесть процентов зданий в "старой Венеции " нуждается в капитальном ремонте, сорок процентов жилищ - либо непригодно для жилья, либо перенаселено. Море в Венецианской лагуне сейчас поднимается примерно на 1 сантиметр в 10 лет. Одновременно, все убыстряясь, идет в Венеции процесс оседания грунта: в среднем три сантиметра за десять лет.

Приливные течения "вымывают" каналы, подтачивают фундаменты зданий.

В 1501 году дож Агостино Барбариго подписал решение Совета десяти, в котором было сказано, что каждому, кто попытается "так или иначе повредить общественную плотину, проложить под землей трубу, чтобы отвести воду, также углубить или расширить каналы... отрубят правую руку, вырвут левый глаз и конфискуют все принадлежащее ему имущество..."

Сейчас труб, в связи с промышленным производством, проложили в лагуне видимо-невидимо. Расширили старые каналы, выкопали множество новых, выкачивают из подпочвенных слоев воду и газ. Не из-за этого ли всего, вместе взятого, начала все быстрее опускаться в воды лагуны Венеция ? Все чаще и все основательнее захлестывают морские волны улочки и площади города.

Венеция красива днем и полна очарования ночью. Силуэты дворцов вырастают прямо из воды, и у парадных входов поднимается частокол жердей - причалы для лодок и гондол. Дворцы тянутся один за другим - четырехэтажные, желтовато-коричневые, зеленовато-серые, розовато-палевые. Сейчас во многих дворцах музеи, и поэтому Большой канал называют художественным салоном Венеции . Побродив по лабиринту улиц, замечаешь белые полосы на стенах - следы наводнений, а поглядев внимательно в воду, которая теперь не отличается чистотой, видишь, что щербатые фундаменты зданий бородаты от сине-зеленых водорослей.

Прошлое сохранилось в камне и в названиях каналов, улиц и зданий. Два бронзовых мавра звонят в колокол на башне Часов. С конца XV века двигаются стрелки, сработанные мастерами из Пармы, показывая сезоны года, фазы Луны, движение Солнца от созвездия к созвездию и, конечно, время. Говорят, что даже время здесь другое - насыщенное сыростью и соленым запахом моря, время приливов и отливов, прячущееся в белой дымке у горизонта, куда ушли навсегда галеры, фрегаты и торговые корабли Венецианской республики.

Дмитрий Беличенко. Весь мир №14 1998 года.

Венеция - город на воде. История этого уголка удивительна. Но прежде чем отправиться в отпуск, его необходимо тщательно спланировать. Заранее изучите исторические достопримечательности места, в которое вы едете отдыхать. Данная статья предназначена для тех, кто решил отправиться в путешествие в самый романтичный уголок Европы.

Историческая справка

История Венеции насчитывает не одну сотню лет. Этот расположен на берегу Адриатического моря. Так исторически сложилось, что большая часть города «стоит на воде». Прекрасна Венеция. История города интересна и полна удивительных событий.

Свое название город получил в честь племени венетов, которые населяли эту территорию. Спустя многие века венеты ассимилировали, но даже сегодня можно встретить их потомков в таком месте, как Венеция. История возникновения города уходит в глубь веков. А оптимальное время посещения города на воде - май и июнь!

История Венеции. Базилика Санта Мария делла Салюте

Так уж сложилось, что Венеция - город романтики и любви. Также здесь имеются восхитительные соборы и церкви, в том числе и базилика Санта Марии делла Салюте. История Венеции сообщает любопытным туристам о том, что эта базилика - самый крупный купольный храм. Расположена она напротив Дворца Дожей, о котором речь пойдет чуть позже.

Строительство базилики в честь Девы Марии было окончено в 1682 году. Церковь - жемчужина такого города, как Венеция. История возникновения базилики удивительна. В 1630 году в Европе свирепствовала чума. Горожане возносили молитвы Святой Деве. Не в силах бороться с бубонной чумой, люди умирали на улицах города. Городские власти обратились с мольбой к Пречистой. Если она остановит эпидемию, то в ее честь в Венеции возведут уникальный собор. Сжалилась Святая Дева, чума отступила от города, а власти немедленно приступили к обещанной постройке.

Архитектором базилики был молодой и талантливый Бальтазар Лонген. История создания Венеции подтверждает, что собор строился почти 50 лет. К сожалению, архитектор не дожил до окончания возведения базилики. Каждый год 21 ноября венецианцы празднуют победу над чумой и восхваляют Деву Марию в праздничной мессе. Внешне базилика выглядит грандиозно. Она украшена пилястрами, тимпанами и скульптурами. Внутреннее убранство церкви ничуть не уступает наружному. При посещении мест поклонения одежда должны быть соответствующей. Ничего яркого и открытого на вас быть не должно.

Площадь святого Марка

История Венеции тесно связана с этой площадью. Первые сведения в исторических летописях об этой площади датируются еще IX веком. Спустя три века ее расширили. Назвали ее в честь собора, напротив которого она расположена. Многие годы главным аттракционом площади Сан-Марко было кормление ручных голубей. Славится Сан-Марко и тем, что на ней сняли огромное количество кинолент!

Сама площадь состоит из двух так называемых частей:

  • Пьяцетта - расстояние от Гранд-канала до Кампаннилы.
  • Пьяцца - сама площадь перед входом в собор Сан Марко.

Ступив на пьяцетту, вы сразу увидите две белых грандиозных колонны. Раньше их было три. Колонны Святых Теодора и Марка были подарены венецианцам в качестве трофея в честь победы над константинопольским царем Тиром. Извлечь с корабля такой уникальный и огромный экспонат - серьезное дело. К сожалению, третья колонна сорвалась и упала на дно лагуны. Достать ее не было возможности. Спустя несколько веков колонна покрылась плотным слоем ила лагуны.

Базилика Сан-Марко

Гуляя по обязательно посетите одноименный собор. Это католический храм, который отличается ото всех остальных религиозных построек уникальными элементами византийской архитектуры. Построена базилика была еще в далеком 832 году! Но в 976 году случился пожар. Базилику вновь отстроили. так и остался доминирующим, однако были добавлены элементы готического, романского и восточного стилей. Стены внутри собора украшены уникальными старинными мозаичными полотнами. Также в соборе имеется и рака с мощами святого Марка. Для посещения собора билеты не нужны, вход бесплатный. Нельзя в таких местах носить открытую одежду, а также проводить съемку.

Самый грандиозный канал

Гранд-канал имеет S-образную форму, пронизывает собой весь главный венецианский город. Берет большой канал свое начало из бассейна Святого Марко. Его 4-километровый путь простирается до железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Ширина канала варьируется от 30 до 90 метров. Глубина его около пяти метров.

Отправившись в плавание на гондолах, вы увидите 4 красивых знаменитых моста:

  • новый мост Конституции;
  • мост Риальто;
  • мост Скальци;
  • мост Академии.

В Х веке район с Гранд-каналом был центром Венеции. Там располагалось огромное количество рынков и точек торговли. Это легко объясняется тем, что морские торговцы заплывали по каналу на кораблях и заключали крупные торговые сделки.

Спустя пять веков Гранд-канал венецианцы застроили зданиями в готическом стиле. А уже в последующие века он был «отмечен» стилями барокко и классицизм.

Грандиозная стройка завершилась к XVIII веку. И даже сейчас зданий там никто больше не возводит.

Дворец дожей

Этот дворец - обязательное место для посещения туристами. История у него длинная. Самое первое строение было возведено в XIV веке, когда Венецианское государство было могущественным и богатым. В то время турецкой угрозы еще не существовало, так как у турок не было серьезного флота. Дворец дожей предназначался для первых лиц государства. В нем проводили заседания Большой Совет и Совет Десяти. Дворец дожей отстраивали много раз. Он несколько раз горел, в период могущества республики не соответствовал ее величию, что вызвало очередную перестройку и т. д. Именно поэтому дворец не имеет единого стиля. Его фасад похож на перевернутый корабль, в нем отмечены элементы архитектуры, присущие готике и Византии.

Внутренний двор украшен большим количеством статуй. Через него можно было попасть на второй ярус, где проходила церемония коронации дожей. На этом же этаже расположены личные покои государственных деятелей прошлых столетий.

Имеет много комнат и залов. Первый зал, в который вы попадете в качестве туристов - это Пурпурный. В него выходил дож прокуратуры, носивший пурпурное одеяние. Потолок зала украшен плафонами, разделяет их лепнина в золоте. С остальными залами вы познакомитесь на экскурсии.

Мост Риальто

Продолжаем экскурсию и снова возвращаемся на Гранд-канал, к мосту Риальто. Поговорим именно про него. Это самый первый мост через Гранд-канал. Он является символом Венеции. открывает десятку популярных мест Венеции. На нем расположено 24 торговых палатки, продающих сувениры. Об этой переправе писал еще Уильям Шекспир в пьесе «Венецианский купец». История этого моста впечатляющая. Он несколько раз горел, так как был возведен из дерева. Случалось так, что переправа не выдерживала нагрузки и рушилась. Но в 1551 году власти провели конкурс на лучшую каменную переправу. Среди работ участников был и проект самого Микеланджело. Но победителем стал неизвестный архитектор Антонио де Понте. Завистники шептали, что мост не выдержит и обрушится. Однако они ошибались. Мосту уже седьмая сотня лет, а он стоит. Правда, власти Венеции проводят масштабную реконструкцию до декабря 2016 года.

Мост Риальто имеет небольшие размеры:

  • максимальная высота в центре составляет 7,5 метра;
  • длина моста - 48 метров.

Поражают туристов опоры моста. Каждая из них имеет 6 тысяч свай, забитых в дно Гранд-канала.

Школа Гранд ди Сан-Рокко

Школа, возведенная более 6 веков назад на средства горожан, стоит и восхищает туристов даже сегодня. Сегодня в здании располагается благотворительная организация. А свою образовательную деятельность школа начала в 1515 году. Назвали ее в честь Святого Рокко. Венецианцы считали, что именно этот святой оберегал город от свирепствующей чумы. Сегодня для туристов в этом здании выставлены полотна, которым уже пятьсот лет! Все они отлично сохранились. Главные достоинства школы Сан-Рокко - это полотна «Поклонение пастухов», а также «Искушение Христа».

Напоследок о сказочном итальянском городе...

История строительства Венеции тесно связана с расцветом Венецианской республики. Сказочная Италия ждет туристов. Стоит помнить, что жизнь в Венеции вращается вокруг каналов, в том числе и Гранд-канала. По ним же передвигается транспорт. Обязательно купите на память карнавальную маску, это символ Венеции.

В 2017 году пройдет с 11 по 28 февраля. Две сказочные недели ждут вас. Но всегда помните, что в гостях хорошо, а дома все-таки лучше!