Тибетская священная гора Кайлас (29 фото). Самые интересные факты и тайны горы кайлас Что находится в горе кайлас

В нашем долгом путешествии мы, наконец приблизились к «великому и ужасному» Кайласу настолько, что до встречи с долгожданно й мистикой и чудесами у нас остались считанные часы. Последний 70-километровый отрезок пути от поселка Монтсер до селения Дарчен у подножия священной горы было решено проехать на велосипедах.

Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас, ч. 26

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

28 апреля. Двадцать четвертый день маршрута
Малокомфортное, в пыли и грохоте передвижение на автобусе по тибетским дорогам за предыдущие два-три дня вытрясло из нас… нет, не «всю душу», а желание пересаживаться обратно на велосипеды. Да и, по-моему, самим велосипедам тоже понравилось лежать упакованными на крыше автобуса. Поэтому, первые несколько утренних километров, когда вновь пришлось крутить педали, давались тяжко. Что-то в моем байке терлось, цеплялось, не переключалось и тормозило. Короче, «железный конь» брыкался, ехать отказывался и плелся позади всех.
Но прочие варианты уже были исключены, поэтому всем пришлось смириться. Минут сорок езды по грунтовке, и мы выкатились на трассу.

Асфальт на дорогах Тибета по большей части отсутствует, но если он есть, то - хороший. Словосочетание «плохая асфальтированная трасса» для Китая нетипично. Строят тут на совесть. А, возможно, - на страх.
Однако первый десяток километров от селения Монтсер на восток, в сторону Кайласа китайцы построили «на отъ@ись». Асфальт по виду был свежим, но края покрытия уже спели пообломиться, бордюры местами наполовину сползли в кювет. Зато через каждые метров 100-200 в асфальте были набурены дырки, - это явно брали керн на пробы - проверить качество дорожного полотна и причины его разрушения. У нас в России мы такого ни разу не встречали. Да, и что, собственно у нас проверять? И зачем бурить? И так в каждой отечественной выбоине виден весь дорожный «сэндвич» на полную толщину: пять сантиметров гравия и сантиметр битума.
Я так думаю, что следствие по делу дорожных строителей уже закончено, и китайский прораб расстрелян. Впрочем, может быть, он просто сидит в тюрьме, потому что дальше асфальт улучшился.

2.

Ландшафты, по которым проложена трасса, чем-то очень похожи на забайкальские: широкие степные долины и невысокие горы с пологими склонами. Земля очень сухая, желтая, растительности нет. Скорее всего, трава взойдет позже, когда начнется сезон дождей, и тогда пустыня превратится в пастбище. Во всяком случае, протяженные участки степи обнесены проволокой, по всей видимости, дикие антилопы, которых здесь очень много, составляют конкуренцию домашнему скоту.

3.

4. Дикие антилопы

Известно, что тибетские скотоводы ведут кочевой образ жизни. Когда пастбища оскудевают, семьи грузят все свое добро на спины яков и переезжают на новое место. Мы едва не застали на дороге караван кочевников: они только что пересекли трассу, прошли через ворота в проволочных ограждениях и быстро удалялись в сторону гор. Не повезло…

5.

До подножия Кайласа нам остается… «ровно 6666 м»
По мере нашего продвижения к востоку, из-за сравнительно пологих гор стал вырастать большой хребет. А затем дорога пошла параллельно этой горной гряде с заснеженными вершинами, многие из которых по форме похожи на пирамиды.
Хребет называется Кайлас, и такое же имя носит центральная его вершина - великая во всех смыслах гора, финальная цель нашей экспедиции.

6. Пирамидального Кайласа пока не видно. Но другие горы тоже похожи на пирамиды.

Дорога все ближе прижимается к хребту, но горы в нем плохо различимы, потому что закрыты низкими темными тучами, с которых спускаются до земли дождевые струи густой серой бахромой. А над долиной высоко в небе висят облака и погода прекрасная.

7.

8.

Но вот тучи, скрывающие хребет, светлеют, расползаются, сквозь них вначале призрачно, а затем уже отчетливо прорисовывается Кайлас.

9.

10.

Эту гору мы много раз видели на фотографиях, ее невозможно не узнать.

11. Гора Кайлас, вид с юга.

Пора уже немного рассказать об этой знаменитой горе, которой интересуются миллионы людей и почитают ее, как величайшее земную святыню.
Как Мекка для мусульман, так Кайлас является духовым центром сразу нескольких религий. Этой горе поклоняются индуисты, буддисты, последователи бон религии и джайны. Да и просто любознательным людям по всему миру она интересна.

Тибетцы считают, что на вершине Кайласа обитает Будда Шакьямуни, индусы уверены, что там живет бог Шива (это его летняя резиденция, а на зиму он переселяется в индуистский храм Пашапутинах в Непале), что гора не просто святая, она - источник благостной силы, способной положительно влиять на нынешнюю судьбу верующего и на историю его последующих перерождений. Чтобы очистить и усовершенствовать свою карму, нужно совершить круговой обход (кору) вокруг Кайласа. Каждый буддист поэтому стремится хотя бы раз в жизни обойти священную гору. Но лучше это сделать многократно, в идеале - 108 раз. Тогда можно уверенно рассчитывать на «удачную, качественную» реинкарнацию.

12.

«Кто-то из нас идиот...»
Священная гора, «словно магнит» притягивает к себе не только верующих паломников, любопытных туристов, но и различных проходимцев. Жулики устраивают прогулочные туристические поездки в Тибет, к Кайласу, идут по тем же тропам, что ходят паломники, но называют свои походы «научными экспедициями». После совершения коры у истинных буддистов укрепляется вера и дух, а у наших лжеученых в голове рождаются новые идеи, они делают «сенсационные открытия», и на свет появляются тонны, километры и терабайты лжи и глупости в форме книг, статей, интервью, видеофильмов о «тайнах и загадках Кайласа».

Во что верят буддисты, индуисты и «иже с ними», я глупостью не называю. Это их религиозное учение, складывавшееся веками, сказки, легенды для верующих, закрепленные в древних писаниях. Это духовная культура целых народов. Тибета, Непала, Индии….
Но то, что выдумывают и сочиняют новые «исследователи» - это натуральный бред.
Даже те, кто знает о горе Кайлас только понаслышке, наверняка в курсе, что она напоминает пирамиду, и что некоторые … как бы это помягче сказать… современные фантазеры (величающие себя не иначе, как учеными и исследователями) типа доктора офтальмолога Эрнста Мулдашева утверждают, что пирамида эта рукотворна. Да что там один Кайлас! Тут около сотни гор-пирамид, и все они созданы древними ваятелями! «Это самый большой на Земле мегалитический комплекс, построенный неизвестно какой цивилизацией» , - объявил профессор Мулдашев.
Построено все, конечно же, вручную («тибетцы не знали других технологий»).
Высота этих «искусственных пирамид» - километр - полтора. Что ж, неплохо поработали ребята!
Доктор Мулдашев, больше ничего не разъясняет (а, зачем!? Люди ему и так верят, журналисты каждое его слово пускают в эфир и в печать). Но можем и сами додумать: сколько-то веков назад район Кайласа, очевидно, представлял собой равнину. Строители «мегакомплекса» вытащили (вручную) тысячетонные глыбы из земли - получились ущелья, и сложили их в кучи, - получились горы-пирамиды. А иначе где же им было стройматериал взять? Не с соседнего же горного хребта таскать! Впрочем, а почему бы и нет!? Могли и за тыщу километров глыбы приволочь. Горы уже до этого существовали, но так себе…. А фанатики-энтузиасты нарастили каждую - на километр, а Кайлас - на два, придав форму пирамиды! А что! Это же очень просто, используя левитацию! Так же легко, как об этом рассказывает с экрана очередной «ученый», «специалист по Кайласу». Ну, а уже потом, когда все рабочие пошли отдыхать, на горе поселились Шива с Буддой.

13. По версии Э.Мулдашева: «Самый большой мегалитический комплекс на Земле»

Шамбалу Мулдашев, конечно же, тоже нашел и, разумеется, на Кайласе. «Гора полая внутри» ¬- это доктор офтальмолог не только разглядел, но и «сразу почувствовал». Внутрь Кайласа ведет дверь:«Я увидел ее. Это выемка в горе, примерно 150х200 метров, закрытая камнем. Надо сказать древнее заклинание и дверь в Шамбалу сама откроется» , - невозмутимо рассказывает Мулдашев. Столько веков человечество искало Шамбалу! Теперь вопрос решен! Только вот, чёрт подери, «заклинание утеряно»!

Между прочим, на фоне прочего шизофренического бормотания, изложенного про Кайлас всякими мистиками-эзотериками, окулистами-оккультистами и откровенными шарлатанами, тезис о его «рукотворности» кажется даже еще и не самой большой галиматьей.

Среди русскоязычных бредописателей кроме упомянутого Эрнста Мулдашева я бы назвал еще двух «свежих» авторов: А. Редько и С. Балалаев. Один из них - «ученый-физик», другой - гуру эзотерики».
Если Мулдашев начал писать белиберду о Кайласе раньше 2000 г., то Редько с коллегой стали «чудить» с 2004-го, но очень в этом преуспели. Кроме этой троицы вылезли на свет какие-то «специалисты по биолокации», парапсихологи, члены «Общества исследователей Атлантиды», фальшивые российские летчики, совершавшие рейс над Кайласом, фальшивые альпинисты, липовые профессоры…. Сборище этих деятелей при активной поддержке «АиФ», «Рен ТВ» и других желтых СМИ за 10-12 лет намололи столько чепухи для оболванивания доверчивых граждан, что кратко описать всю ахинею я не в силах (там целые документальные фильмы, книги по триста страниц…).

Единичные трезвые голоса настоящих ученых практически не слышны, они тонут в океане вздора и невежества, захлестнувшего все СМИ. Да и опровергать безумные утверждения, ввиду полного отсутствия в них какого-либо смысла, невозможно. Не зря говорится: «Один дурак может задать столько вопросов, что сто мудрецов не ответят»

Чтобы не быть голословным, разберу пару примеров наукообразной глупости.
Лжеученые - авторы бреда - шарлатаны (или искренне заблуждающиеся люди?), отправляющиеся к Кайласу за «новыми открытиями», называют свои поездки научными экспедициями, но при этом не знают и не понимают элементарных вещей, например, таких, как способы и методика определения географических высот. Вероятно, они продолжают думать, что и высоту Джомолунгмы геодезист Джордж Эверест в 1841г измерил веревочкой, поднявшись на вершину.

«Никто не знает истинной высоты этой загадочной горы. Проводимые разнообразными способами замеры показывают, что она ежегодно колеблется вверх-вниз на несколько десятков метров, что видно по данным карт и справочников. Кайлас как будто «дышит» вокруг средней высоты, составляющей 6666м!» - пишут А. Редько и С. Балалаев («Тибет-Кайлас. Мистика и реальность» (2009).
Авторы, написавшие этот абсурд совсем не представляют, о чем говорят. Подвижка земной коры даже амплитудой всего лишь в один метр - это, как минимум, результат грандиознейшего землетрясения силой в 10-12 баллов.
На самом деле даже в Википедии давным-давно написано, что высота Кайласа 6714м. Но нашим экспедиционерам очень нравятся четыре шестерки. Читаем дальше:

«Считается, что три шестерки - «число зверя» но в библейском Апокалипсисе сказано, что это - и число человека. А в эзотерических учениях три шестерки являются выражением Высшего творческого начала Космоса и символизируют силу Божественного Разума. Четыре же шестерки - знак Абсолюта».

Завораживает магия чисел и профессора Мулдашева. Интонацией мессии офтальмолог вещает с экрана телевизора:

«От горы Кайлас до монумента Стоунхедж в Англии - 6666км. От горы Кайлас до Северного полюса - 6666км. От горы Кайлас до Южного полюса два раза по 6666км. На противоположной стороне горы Кайлас находится остров Пасхи, где находятся непонятные никому истуканы. Далее - то самое любопытное: высота горы Кайлас 6666 м, - четыре шестерки!»

Все это, конечно же, ложь и подтасовка. Причем тут высота горы в метрах и расстояние до полюсов в тысячах километров? Профессор врет, и не догадывается, что измерения между двумя точками на геоиде с точностью до километра - сложнейшая математическая задача. А если на самом деле проткнуть спицей глобус через центр от острова Пасхи, то попадем мы на 1000км в сторону от Кайласа - в пустыню Тар на границе Индии и Пакистана. Кстати, тему «никому непонятных» истуканов острова Пасхи я уже подробно разбирал .
.

Тем временем А. Редько и С. Балалаеву по итогам экспедиции 2009г среди прочих «сенсационных результатов» удается сделать «прорыв в естествознании» и впервые точно определить высоту горы Кайлас! В главе «Подробности наиболее значимых результатов экспедиционных работ» (в той же книге, где гора у них «дышит вокруг высоты 6666м») авторы пишут:

«…была определена точная высота Кайласа на вершине - 6612м (в небольшой области 6613 м). Таким образом истинная высота горы несколько меньше, чем указывается на картах (6714м)»

После этого «фундаментального открытия» нам вскоре, по-видимому, следует ожидать новой сенсации. Раз высота Кайласа оказалась не 6666, а 6613 метров, то, следовательно, и расстояние от горы до Северного полюса теперь 6613 км, а до Южного - два раза по 6613км. Означать это может лишь одно: радиус Земли несколько меньше, чем думала наука!!! Ну, или Земля «пульсирует» в ритме Кайласа и вслед за ним тоже сжалась!

Следите за руками
Очень много открытий сделано «редько-мулдашистами» методом элементарных созерцаний горы при разном солнечном освещении. Если долго и предвзято смотреть, то обязательно увидишь среди скал некие образы и тайные знаки… Как дети, которым нравится наблюдать за облаками и видеть в них лица людей и фигуры животных, так и оккультные ученые занимаются тем же, но только всматриваясь в камни. В системе трещин на склоне горы они восторженно узнают свастику, глядя на обычные скальные стены, видят в них огромные искусственные «каменные зеркала», «концентрирующие тантрическую энергию». Они высчитывают метры и градусы и затем манипулируют цифрами, сопоставляют их с ростом истуканов острова Пасхи, формой созвездия Большой Медведицы, длиной основания Египетских пирамид, количеством бусин в буддийских четках и так далее. Глубоко бессмысленные числовые корреляции в основном и есть - «научное» содержимое их экспедиционных отчетов.
Так, вопреки собственному «открытию истинной высоты Кайласа - 6613м», А.Редько строчкой ниже принимается жонглировать цифрами и показывать фокусы с другим числом - 6612:

«Кстати, - пишет он, - для размышлений эзотерикам и нумерологам: интересным выглядит число, соответствующее высоте горы 6+6=12 и 12+12=24! А может здесь есть связь с декабрем (двенадцатым месяцем) 2012 года, временем, когда заканчивается один из циклов календаря майя - цолкин? Отметим, что во время тибетской экспедиции Н.К. Рериха, очень большое значение придавалось именно числу 24!».

Что этим набором слов хотел сказать автор, совершенно не ясно. Но зато теперь понятна фраза, процитированная выше: «… точная высота Кайласа на вершине - 6612м (в небольшой области 6613 м)» . Понятен также и принцип нумерологического фокуса.
Вот как это делается. Берем число 6714 (высота Кайласа) и незаметно исправляем семерку на шестерку, а четверку на тройку. Никто не заметил, как из 6714 получилось 6613? Прекрасно. Следующим ходом, жертвуем исключительно «во благо науки» еще одним метром. Всего лишь метр, - это такая мелочь по сравнению с непостижимой сущностью горы Кайлас!
А теперь с новой «константой» (6612 м) можно смело выходить к широкой публике с презентацией книги «Тибет - Кайлас. Рентабельность мистики».
- Будьте внимательны, - говорит автор-бредописатель со сцены Васюкинского клуба любителей шахмат эзотерики, - мы переходим к арифметическому таинству тантрической нумерологии.
Айн). 6+6=12;
Цвайн). 1+2=12;
Драйн). 12+12=24!!!
… и мы имеем любимое число Н.Рериха! Поздравляю нас всех с научным открытием!
- Постойте, постойте, гроссмейстер профессор, но вы мухлюете! - Кричит из зала одноглазый любитель нумерологии и биолокации. - Но ведь это же полная мулдашня!, Откуда вы взяли вторые «12»!?
- А вот! Оттуда! Надо было внимательнее смотреть за руками! Тоже мне любитель нашелся! Убивать нужно таких любителей!..
- Но позвольте, учитель, верните тогда деньги за книгу!
- Все, товарищи, лекция закончена. Просьба расходиться! Спасибо всем за ценную покупку, приятного вам чтения!

Давайте попробуем произвести еще один фокус. С Эверестом. Высота горы, как известно, 8848м. Но почему бы не написать: «Высота Эвереста 8844 м (в небольшой области 8848м)». «Уступка» в 4 м - это абсолютно ничтожная «погрешность» в 0,045%, зато число 8844 гораздо «удобнее» для нашей «науки». Итак, 8844, и мы приступаем к упражнениям в нумерологии. Следите за руками.

Вариант №1:
8+8+4+4=24
!!! Есть любимое число Н. Рериха в Тибетской экспедиции!

Вариант №2 :
8х8=64
64+44=108
!!! Готово! Вот оно, сакральное тибетское число!
И кстати, все ли присутствующие в курсе, что Эверест - это тоже пирамида!? Вот, можете убедиться:

14. Гора Эверест пирамидальной формы и соседние восмитысячники. 2008г, Непал, снимок сделан с борта самолета

«Мужской лингам в женской вагине...»
Освоив технику мухлежа с цифрами, Редько с Балалаевым проследовали дальше по пути абсурда. Они научились отыскивать скрытый сакральный смысл горы Кайлас не только в подтасованных цифрах, но и на снимках из космоса. Плодотворнейшее занятие для профессиональных путешественников махинаторов! (И это притом, что ранее профессор Мулдашев вообще утверждал, будто бы ни один самолет не сумел пролететь над Кайласом, и что даже с космических аппаратов ни разу не удалось сфотографировать священную гору!).

Космоснимками книги А.Редько и С. Балабаева, тем не менее, изобилуют. «Анализ» фотографий из космоса сводится авторами к детской игре «На что похоже!?». Это для сказочников чрезвычайно важный метод познания сущности Кайласа. Вот типичный пример:

«…А теперь посмотрим на Симметричную Долину» еще раз… Да она ведь имеет форму анкха! То же закругление в северной части долины, тот же крест, образуемый двумя почти симметричными долинами-карманами с пирамидами в средней части! А ведь, как мы только что убедились, издревле в традициях всех народов принято считать анкх изображением пути к энергии и новой жизни.
Посмотрите снова на фотографию этой удивительной долины. Ведь она с другой стороны представляет собой по форме мужской лингам в женской вагине в момент соития (напомним, что в данной долине вода розовая, и такой больше нигде нет у Кайласа)! Все это далее переходит в символическую «матку» - Долину Смерти. А если предположить, что зарождение чего-то или кого-то, что вернее, происходит в Долине Смерти!?

15. Рисунок (космический снимок) из книги А. Редько и С Балалаева «Тибет - Кайлас. Мистика и реальность (2009г), стр.157

И не значит ли это, что Долина Смерти на самом деле является Долиной Жизни?
Что именно там происходит гипотетическое зарождение сущностей или существ (новых рас?) в соответствии с космическими циклами или божьей волей (что есть одно и тоже)».

Друзья, ответьте, вы хоть что-нибудь поняли из написанного? Я - нет. Я уже и не спрашиваю, почему профессиональному путешественнику (так представляются гуру А. Редько) и альпинисту (так представляется физик С. Балалаев) привиделись на картинке именно вагина в разрезе, с членом внутри и какой-то крестик, а не что-то иное. Почему это не показалось им похожим на соску-пустышку, например, или скажем, на рукоятку меча?
Но книжку я купил:)

Я немало размышлял, кто они на самом деле - эти «мулдашевы»: искренние фанатики буддизма, добрые сказочники, наивные сумасшедшие, или наглые прагматичные жулики? И пришел к выводу, что, вероятнее всего ¬- последнее. Ведь гора Кайлас - это, «раскрученный», доходный бренд. Похлеще, чем остров Пасхи. Доверчивых обывателей, согласных покупать ненаучную фантастику и верить в любую оккультную чепуху, предостаточно. В любой Стране Дураков есть свои лиса Алиса и кот Базилио. Отчего же не «срубить бабки»!
Чем больше вздора наплетешь, - тем больше «новизны в открытиях» и тем быстрее купят, - видимо этим и руководствуются псевдоученые аферисты. Но, порой мне, все же кажется, что они честные люди и сами верят в собственные сочинения.

Но что-то я уж сильно увлекся критикой, а мы тем временем совсем близко подъехали к селению Дарчен у подножия Кайласа, и уже сегодня, очень скоро сможем проверить, действительно ли, как утверждают «мулдазвоны»: «Гора никого не пускает… каждый, абсолютно любой человек, идя к Кайласу преодолевает некий рубеж… физически ощутимый. Чувствуешь, как будто проходишь в более плотную среду…».
А, что, если эти люди не врут!? Что, если вдруг уже сегодня вечером (когда с друзьями, ступим на тропу священной внешней коры), мы упремся в «уплотненный воздух» Кайласа? И не приведет ли нас тропа в Вагину Смерти? И не начнутся ли у нас видения в форме «тысяч маленьких светящихся свастик, повисших в воздухе» и «луча света всегда бьющего из вершины Кайласа»?...И окажусь я тогда на самом деле, «Фомой неверующим» (как говорит обо мне моя жена).
Я, однако, в этом месте прервусь с разоблачениями, на всякий случай…. Но потом мы продолжим…

А пока я пишу продолжение, помогите мне ответить на два вопроса.

На Земле существует огромное количество потрясающе красивых и вместе с тем загадочных мест, привлекающих к себе внимание путешественников и исследователей. Одним из таких является гора Кайлас (или, как ее еще называют некоторые источники - Кайлаш), которая находится в южной части Тибетского нагорья системы Трансгималаев (Гангдисе) и территориально принадлежит Китаю. Кайлас с тибетского языка переводится, как «Драгоценный камень снегов». Кайлас - самая высокая часть этой горной системы, ее высота составляет 6638 метров над уровнем моря, хотя данные могут расходиться - вопрос в нескольких десятках метров.

Со склонов горы Кайлас берут начало четыре самых больших реки Индийского субконтинента: притоки Ганга - Брахмапутра и Карнали, Инд и его приток Сатледж.

Из-за высоты и отсутствия цивилизации, возникают трудности в исследовании горы - до сих пор о Кайласе известно очень мало, но эта гора таит в себе немало загадок, неподтвержденных теорий, которые ждут своего часа. Множество попыток покорить самую вершину горы - потерпели фиаско. До сих пор никому не удалось этого сделать. Экспедициям не давали разрешение власти Китая, ООН и Далай-лама, паломники устраивали демонстрации и преграждали путь.

Ее внешний вид - уже сам по себе загадка. Грани горы Кайлас расположены соответственно четырем сторонам света и некоторые ученые считают, что это древняя пирамида, к которой примыкают горы поменьше и образует целую систему. Геологи же считают, что форму пирамиды с течением тысячелетий ей придали ветер и вода, а сама гора появилась под толщей океана, в результате передвижений и столкновений земной коры, вытолкнувшись на поверхность.

А трещины с южной стороны горы выглядят как свастика, которая в буддизме означает высшую божественную силу и совершенство. Возможно, такие трещины могли образоваться в результате землетрясения, но Тибет - такое место, где случаются невероятные чудеса. Выглядит, будто кто-то специально сделал это по собственным тайным соображениям. По некоторым предположениям - одна из древних цивилизаций.

Гора Кайлас упоминается во многих древних мифах, легендах и религиозных текстах Азии, она признана священной среди четырех религий:

  • Индуисты считают, что на ее пике расположена излюбленная обитель Шивы, в Вишну-Пурана она указана как город богов и космический центр Вселенной.
  • В буддизме это место проживания Будды, сердце мира и место силы.
  • Джайны поклоняются горе, как месту, где обрел истинное прозрение и прервал сансару Махавира - их первый пророк и величайший святой.
  • Бонцы называют гору местом сосредоточения жизненной силы, центром древней страны и душой их традиций. В отличие от верующих первых трех религий, совершающих кору (очищающее паломничество) посолонь, последователи Бон идут навстречу солнцу.

Гора Кайлас обросла множеством мифов и легенд. Это одно из самых известных мест паломничества, ведь у индуистов Кайлас - священная гора , где пребывает бог Шива, а буддисты считают ее дворцом Будды. Многие свято уверенны, что гора якобы полая внутри и там нашли пристанище просветленные. Чтобы совершить полный обход вокруг нее - нужно пройти расстояние в 53 километра по долине у основания. Специальное название такому паломничеству - «кора» и пошло оно от тибетских монахов. Совершивший хоть раз в жизни кору - освобождается от кармы, всех грехов, которые совершил за жизнь и может быть спокоен за свою следующую инкарнацию - с будущим воплощением ему точно повезет. Вокруг горы есть три монастыря, куда обязательно приходят паломники во время обхода. Весь обход (обязательно по часовой стрелке) продолжается около трех дней, во время которого верующие паломники останавливаются на ночлег прямо под открытым небом. В долине так же совершаются погребальные обряды и быть захороненным в этом месте - считается благом, так как душа очищается и муки ада ей не грозят. А тот, кто совершит кору 108 раз - достигнет высшего просветления, как Будда.

Кайлас находится среди шести величественных горных хребтов, символизирующих священный цветок лотоса, от склонов горы берут начало четыре большие реки, считается, что они, устремляясь в разные стороны, делят мир на четыре региона.

Различные религии считали Кайлас священным местом задолго до того, как были написаны эпические поэмы «Рамаяна» и «Махаб-харата». Тибетские буддисты называют гору «Хангрипош», «Драгоценная гора ледникового снега», где обитают священные существа. Три холма чуть в стороне - место, где поселились бодхисатвы: Маньюшри, Важрапани и Авалокитешвара, помогающие людям достичь просветления.

Священный пик Кайласы - древнейшее место паломничество, сюда трудно добраться и еще труднее выполнить ритуал. Паломникам предстоит пройти по 52-км маршруту вокруг горы: по часовой стрелке - для буддистов, против часовой стрелки - для бонз. Это ритуал, известный как Кора или Парикрама. Путешествие занимает от одного дня до трех недель, в зависимости от физического состояния верующих. Считается, что пилигрим, который обойдет гору 108 раз, гарантированно достигнет просветления.

Большинство паломников, прибывающих на Кайлас, совершают омовение в священных водах расположенного неподалеку озера Мансаровар на высоте 4585 м. Оно считается самым высокогорным пресноводным озером в мире и известно под названием «Озеро Сознания и Просветления», к тому же, оно находится рядом с «Ракас Тал», или «Озером Демонов».

Другое название

  • «Кайлас» на санскрите означает «кристалл». Тибетское название горы – «Кхангримпош» (или «Кхангрипош»), что означает «Бесценная драгоценность снегов».
  • «Тизе» - еще одно название горы. По учению джайнистов, гору называют «Астапада».

Запрещено

Согласно религиям, почитающим гору, касаться ногой ее склонов – непростительный грех. Утверждается, что многие, кто пытался преступить это табу, умерли, лишь ступив на гору.

Гора Кайлас считается одной из самых необычных в Тибете, поэтому вызывает неослабевающий интерес у адептов восточных религий и любителей всего мистического. Она является частью горного хребта Гангдисе, отделяющего эту автономную область Китая от Индийского океана. Перед поездкой стоит выяснить точное местонахождение Кайласа на карте мира: он находится в южной части Тибетского нагорья и эффектно выделяется на фоне окружающей местности благодаря внушительной высоте почти в 6700 м.

У горы есть и другие названия. Среди китайцев она известна как Ганжэньбоци или Гандисышань, а в священных книгах тибетцев Кайлас упоминается как Юндрунг Гуцег либо Канг Рингпоче («драгоценная заснеженная гора»).

Как выглядит Кайлас

Пик практически не имеет аналогов в горных системах планеты вследствие четырехгранной формы, напоминающей древнеегипетскую пирамиду. Вершина Кайласа в любое время года покрыта толстым снежным покровом, который практически никогда не тает. Если рассмотреть фото горы, сделанные со спутника, сразу же бросается в глаза точная ориентация ее четырех склонов по сторонам света.

Кайлас расположен в Западном Тибете – местности, малодоступной даже для опытных альпинистов. В этом районе протекают четыре крупнейших водных артерии региона: Инд, Карнали, Брахмапутра и Сатледж. Индуисты, для которых эти реки священны, считают, что их истоки находятся именно на склонах горы.

Загадочный ореол горы

Тайны древнего Кайласа, не одно тысячелетие господствующего над прилежащими территориями, будоражат воображение многих путешественников. Стоит упомянуть следующие интересные факты, касающиеся этого уникального пика:

Некоторые исследователи утверждают, что высота горы Кайлас в Тибете составляет ровно 6666 м. По этой причине многие последователи христианских конфессий воспринимают ее как опасное место, где, по слухам, обитают темные силы во главе с самим Люцифером.

Для приверженцев буддизма, индуизма, джайнистской и тибетской религий бон вершина – одно из самых сакральных мест. В восточных религиозных традициях гора считается «сердцем мира», где сосредоточена божественная мощь, и является объектом культового поклонения. Индуисты называют Кайлас горой богов, поскольку, согласно местным сказаниям, именно здесь большую часть времени проводит великий Шива. Сам же пик представляет собой воплощение космической горы Меру – мифологического центра мироздания. В соответствии с верованиями буддистов Кайлас – это обитель Будды, пришедшего на нашу землю в образе Самвара. В традициях джайнистов именно на этой горе первый святой освободился от всего мирского и от земных уз. Последователи бон считают, что здесь сосредоточена жизненная сила всей планеты, а во время восхождения на Кайлас можно попасть в легендарную страну Шангшунг.

Согласно тибетским преданиям, большинство экспедиций на гору заканчиваются смертью дерзких смельчаков, осмелившихся потревожить покой верховных божеств. Те, кто решился на подобный экстрим, просто бесследно исчезают в здешних ущельях. Многие скалолазы мечтали о покорении Кайласа, однако в последний момент непредвиденные обстоятельства обязательно препятствуют этому. Так, в середине 1980-х известный итальянский альпинист Месснер получил лицензию на восхождение от китайского правительства, однако по непонятным причинам вскоре отказался от этой идеи. В 2000 году испанские скалолазы также пытались взойти на вершину горы, однако многочисленные паломники и тибетские монахи окружили ее живым кольцом, преградив к ней допуск. Поэтому путешествие на пик Кайлас по-прежнему остается лишь недостижимой мечтой для скалолазов всего мира.

С этой жемчужиной тибетских гор связано множество легенд. Одна из них гласит, что у человек, всего лишь прикоснувшийся к склону Кайласа, на протяжении многих недель будет страдать от незаживающих язв. Также в мифах Тибета встречается упоминание о явлениях самого верховного божества Шивы. Его образ можно увидеть во вспышках молний в пасмурную погоду, когда вершина полностью окутана облаками.

Вдоль южного склона пика прямо в его центральной части расположена вертикальная трещина, которую пересекает неглубокий горизонтальный раскол. Когда на закате тени сгущаются, в этом месте Кайласа они образуют четкое подобие свастики – символа нацизма. По данным ученых, трещины (ширина вертикальной достигает 40 м) являются результатом давнего землетрясения.

Некоторые поклонники эзотерических учений утверждают, что гора является образованием искусственного происхождения, созданным в глубокой древности то ли навсегда исчезнувшей цивилизацией типа Атлантиды, то ли пришельцами с других планет. Однако даже если принять, что Кайлас - старинное ритуальное сооружение, его предназначение остается непонятным для нас.

Ритуальные обходы вокруг горы Кайлас

Священные книги индуизма и религии бон, говорят о том, что обход по периметру основания Кайласа позволяет искупить все прегрешения земной жизни. Такой обход называют кора. Человек, совершивший кору не менее 13 раз, будет навсегда избавлен от адских мук. А если вам хватит терпения сделать обход 108 раз, ваша душа навсегда покинет круг перерождений и достигнет высшей степени просветления. Это дает возможность вплотную приблизиться к состоянию Будды.

Буддисты и джайнисты выполняют обход пика по часовой стрелке, по направлению движения солнца, а адепты учения бон всегда идут в противоположную сторону. Среди альпинистов ходят слухи о коллегах, притворившихся паломниками и во время ритуального обхода горы тайно сошедших со священной тропы для совершения восхождения. Через некоторое время они вернулись в лагерь туристов в полубезумном состоянии и менее чем через год скончались в психиатрической больнице глубокими старцами.

Хотя при поездке в Тибет Кайлас остается недоступным для восхождения из-за активного сопротивления служителей местных культов, приблизиться к нему на небольшое расстояние вполне можно. В прилежащей местности заслуживают внимания цепочки скальных образований с идеально гладкой или вогнутой поверхностью. На данный момент неизвестно, сформировались ли они под воздействием природных факторов или являются результатом деятельности человека.

Считается, что эти скалы – так называемые «зеркала Козырева», способные искажать пространственный и временной континуум. Путешественник, оказавшийся вблизи них, испытывает необычные физические и психологические ощущения. «Зеркала» имеют особое расположение по отношению друг к другу, поэтому исследователи предполагают, что они способны перенести человека в другую эпоху или даже параллельное измерение.

После посещения скал вы также можете осмотреть и другие достопримечательности района, к которым относятся:

  • Буддистский монастырь, где в день праздника Весак (он отмечается ежегодно в майское полнолуние) собираются тысячи паломников из всех стран мира.
  • Озеро Манасаровар («озеро жизни»). Согласно легендам, оно было первым объектом живого мира, сотворенным в создании Брахмы. Вокруг Манасаровар также совершается церемониальный ритуал коры, длина которой составляет 100 км. Погружение в его пресные воды у северо-западного берега позволяет очистить карму и исцелиться духовно и физически. Если вы искупаетесь в озере, то после смерти обязательно попадете в рай. Те же, кто попробуют воду из него, после окончания земной жизни будут пребывать рядом с самим Шивой.
  • Озеро Ланга-Цо или Ракшас («водоем смерти»). Его воды отличаются высоким содержанием минеральных солей и отделены от Манасаровар только небольшим перешейком. В отличие от последнего, имеющего овальную форму, очертания Ланга-Цо напоминают месяц. Водоемы символизируют свет и мрак соответственно. Не стоит касаться вод Ракшас: это может накликать несчастье.

Как гласит предание, Ланга-Цо сотворил повелитель демонов Равана, который ежедневно на протяжении 10 суток жертвовал великому Шиве одну из своих голов, отрубая ее. В последний день жертвоприношения верховное божество даровало ему сверхъестественную силу.

Полезные советы туристам

Путешествие в одну из самых таинственных областей Тибета следует тщательно спланировать. Полезными окажутся следующие рекомендации:

  • Наиболее удачной станет поездка в апреле-мае в сухой сезон, когда дожди или снегопады крайне редки.
  • Для акклиматизации и предотвращения проблем со здоровьем перед осмотром Кайласа стоит прожить несколько дней в местности, расположенной на меньшей высоте над уровнем моря. Это позволит избежать головных болей, головокружений и дискомфорта в области сердца во время осмотра красот горы.
  • Приобрести альпинистскую лицензию для восхождения на Кайлас практически невозможно, однако доступ в прилежащий район можно получить всего лишь за 50 CNY. Его получают в комитете общественной безопасности Тибетской автономии при предъявлении паспорта и разрешения на въезд.

Координаты 31.066667, 81.3125

Как добраться до горы Кайлас

Добраться до подножия Кайласа можно следующими способами:

  • Автобусом из Катманду после прибытия в местный аэропорт, который доставит вас прямо к горе (стоимость авиабилета из Москвы составляет примерно 30000 RUB). Продолжительность перелета – примерно 11 часов.
  • Автобусом из Лхасы, куда также можно попасть на самолете. Это будет стоить примерно на 700 USD дороже, однако вы сможете постепенно привыкнуть к перепаду высот во время путешествия.

Кайлас – одно из наиболее интересных мест Тибета, считающееся гигантским накопителем космической энергии. Поэтому если вы интересуетесь духовной стороной жизни, стоит обязательно отправиться туда.

Доклад на II Международной научно-практической конференции «САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ. АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА», 9-12 апреля 2016, Санкт-Петербург

С.Ю. Балалаев
Исследовательская группа Феномена Кайласа, Воронеж, Россия

Аннотация
На основе анализа древних индуистских, буддийских и бонских текстов, а также результатов регулярных экспедиций исследовательской группы «Феномен Кайласа», проводимых последние десять лет, приводятся данные о сакральной географии региона самой священной горы Азии Кайлас, расположенной в юго-западной части Тибета. Гора Кайлас миллионами людей считается центром Вселенной. В индуизме она идентифицируется как физическое проявление мифологической вершины Вселенной, горы Меру – оси, связывающей небо и землю. В совокупности, священная гора, озера и берущие около нее начало четыре реки формируют обширную географическую мандалу, которая оказала глубокое влияние на мироощущение проживающих в Гималаях людей. Мандала Кайласа может оказывать особое влияние на паломников. Делается вывод о необходимости комплексного изучения феномена Кайласа.

Ключевые слова: Кайлас, Меру, сакральная география

В Тибете три области считаются наиболее важными для паломников: Кайлас, Тсари и Лапчи. Труднодоступность и ограничения тибетского правительства в первой половине 20 века, а затем запрет на посещение этой территории со стороны КНР вплоть до 80-х годов не позволили иностранным путешественникам подробно исследовать этот уникальный регион. Впрочем, и по настоящее время Тибет является наиболее закрытой для посещений территорией на нашей планете. Доступны только вполне определенные области, для посещения которых необходимо специальное разрешение (пермит).
За последние десять лет нашей группой было организовано и проведено 16 экспедиций в регион горы Кайлас (Тибет), одной из целей которых являлось исследование феномена горы Кайлас.
Кайлас является священным местом паломничества для около миллиарда (!) приверженцев четырех мировых религий (индуизм, буддизм, джайнизм и бон). Паломничество у Кайласа является самым высокогорным в мире и проходит на высотах от 4600 до 5830 м. Конфигурация окружающих Кайлас долин позволяет совершить кору (обход) Кайласа за один день (около 50 км). На нашей планете нет другой такой горы, являющейся священной для такого огромного количества людей, принадлежащих разным религиозным конфессиям.


Фото 1: Спутниковое изображение маршрутов внешней и внутренней кор.

Сразу на юг от горы лежит довольно крупное озеро Манасаровар (в бонской традиции Мапанг). Вместе гора и озеро образуют самое знаменитое естественное паломническое святилище высокогорной Азии. На протяжении нескольких тысячелетий эта область имела большое культурное значение не только среди тибетских буддистов и бонпо, она также описывалась в искусстве, литературе и ритуалах основных индийских религиозных традиций (брахманизм, буддизм и джайнизм).

Фото 2: Озеро Манасаровар

В последнее время эта область стала привлекать западных ученых, исследователей, искателей духовных истин и интересующихся Азией туристов. На наш взгляд большое значение имеет изучение сакральной географии Мандалы Кайласа как с использованием анализа древних текстов, так и с помощью непосредственного энерго-информационного восприятия во время путешествий в эти места. Чтобы получить более целостную картину мы попробуем сложить мозаику из представлений различных религиозных конфессий, которые считают эту гору священной: индуизма, буддизма и бона. Особое внимание мы уделим древним тестам, описывающим этот регион.
Кора вокруг Кайласа для паломников — это нечто большее, нежели прохождение по географическим местам; это — прохождение через бессмертный мир человеческой души, где миф, материальный мир и осознанность сливаются в нераздельную сущность.
Регион горы Кайлас является одной из восьми сильнейших геоактивных зон нашей планеты, находящихся в вершинах планетарной Меркабы. Высокая активность таких зон, являющихся ее «акупунктурными» или «чакровыми» точками, обусловлена более высокой проявленностью в этих областях энергоинформационного взаимодействия континуумов разной размерности пространства и времени с нашим физическим трехмерным миром.

Местоположение горы Кайлас и некоторые геометрические особенности этого региона.
Обнаружена интересная закономерность расположения Кайласа, связанная с его координатами. Координаты точки на перевале Сердунг Чуксум 31.058926°, 81.313320°, отношение долготы к широте дает 2,618… Это число связано с золотым сечением, точнее является квадратом Ф=1,618….


Фото 3. На поверхности планеты можно провести линии, точки которой будут иметь координаты, отношения долготы к широте которых равны 0,618; 1,618; 2,618.


Фото 4. У Кайласа эта линия проходит через перевал Сердунг Чуксум, соединяющий горы Кайлас и Нанди, через гору Пакна, перевал Кхандро Санглам, озеро Ченме.

Особые энергетические потоки присутствуют здесь в день летнего солнцестояния, во время восхода солнца. Несмотря на большое расстояние от Кайласа (около 40 км), в хорошую погоду с круглой площадки можно наблюдать священную вершину, которая начинает светиться в первых лучах восходящего Солнца над пока еще темной поверхностью озера, похожего на реку, несущую свои воды к Кайласу. За спиной человека, находящегося на берегу озера и созерцающего Кайлас, встает Солнце. Постепенно озеро начинает светлеть, словно загорается от Кайласа. Вместе с первыми солнечными лучами возникает мощнейший энергетический вихрь, направленный к Кайласу, который буквально переносит на вершину Священной Горы.

Расстояние от перевала Сердунг Чуксум до середины священного озера Гаури Кунд равно 6,666 м, азимут 55,5 град. Расстояние 6,666 м с точностью до множителя 1000 соответствует одному из характерных размеров нашей планеты – одной шестой длины земной окружности (40,000/6=6,666.67 км). Делением длины земной окружности на целые числа получаются и другие характерные расстояния. Необычна точность соответствия числу 6,666 расстояния между точкой у Кайласа и маленьким горным озером!


Фото 5. Кайлас и озеро Гаури Кунд


Фото 6. Расстояние от перевала Сердунг Чуксум до вершины горы Пакна равно 3,333 м, азимут 64,3 град.


Фото 7. «Особые» расстояния, связанные с озерами в регионе Кайласа

Древние источники выделяют Четыре Великие Несотворенные Горы Существования. Самая важная – это, конечно, гора Кайлас (Тисе).
Вторая гора описанных в древних текстах это – гора Благоуханного Воскурения (Пори Нгеден, на современных картах Понри). Вот, что о ней говорится: «Слева от горы Тисе, в области, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за один день, находится Шанг-Шунгская гора Благоуханного Воскурения, гора божеств. По форме и очертаниям она напоминает рогатого оленя, перемахивающего через скалы и луга. Вершина — покрытый снегом валун, похожий на сверкающую огненную гору Мери. Посредине снежных скал и лугов — роща целебных и благовонных растений, наполняющая воздух приятными запахами и благоуханием; целебные растения, сами собой произрастающие на этой горе, могут излечить все болезни живых существ».


Фото 8. Гора Благоуханного Воскурения.

«То, что на северо-востоке, - это большой валун огонь-камня, который лежит на горе Благоуханного Воскурения и называется Скала, Направляющая Живых Существ. Говорят, что, когда на этой скале зажигают огонь, всё съеденное и выпитое и всё то, чего коснулись огонь и дым, порождает просветление».
У подножия горы Понри находятся руины монастыря с таким же названием. Он был разрушен во время «культурной революции» и не восстановлен до сих пор. Этот монастырь является одним из восьми монастырей, которые раньше посещали тибетцы во время коры вокруг Манасаровара. Сейчас он посещается паломниками очень редко…

Фото 9. Руины монастыря Понри.

Третья гора, описанная в древних Тибетских текстах — это гора Гурла Мандхата (7,694 м). Она является высочайшей вершиной на плато Тибета и находится в 69,6 км от Кайласа в южном направлении. Эта гора смещена в сторону от главной оси Великого Гималайского Хребта. Название Гурла Мандхата используют обитатели индийского субконтинента. Тибетцы обычно называют ее Нгемо На Ньи, а для последователей религии бон она известна под именем Такри Трабо.


Фото 10. Гора Гурла Мандхата.

«В местности, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за два дня, и называемой Страной Старшей Сестры, Дарующей Молитву с Улыбкой, к этой великой горе обращена Целебная Гора Такри Трабо. Она называется так потому, что по форме и очертаниям напоминает индийского полосатого тигра. Ее вершина - покрытый снегом валун, белый, как клыки молодого тигра, бросающегося на свою жертву. Верхняя часть - из черного сланца с белыми полосками, напоми¬нает кабана с белой щетиной на груди. Средняя часть - из синего сланца, ясного, как небо, отражающееся в озере. У подножия горы раскинулись луга, желтизна которых на¬поминает Золотой остров. Внутри тело горы похоже на свастику долгой жизни, из середины которой непрерывно струится приятная на вкус вода долгой жизни. Если пить эту воду или использовать ее для омовений, это дает долголетие и телесную силу. Кроме того, в пещере Ke-ru-ri j обитают люди, которые живут бесчисленные кальпы не претерпевая рождения и смерти». Мы нашли несколько упоминаний о пещере у подножия этой горы и особой целебной воде, стекающей с ее склонов. Это предмет для исследований в наших будущих экспедициях…
В Вечном Боне эта гора, также как и озеро Ла Нга Тсо, лежащее у ее подножия, — это владения богини невероятной силы Драблай Гьялмо. Считается, что эта одетая в доспехи и несущая смертоносное оружие королева божеств-воителей происходит из эпохи Шангшунга. Супруга Гекхо — Драблай Гьялмо, которая, подобно своему супругу, также является божеством с небес. Ей до сих пор почтительно поклоняются бонские практики, как бы далеко от Верхнего Тибета они не жили. Говорят, что эта богиня обладает огненным сиянием солнца и имеет солнечные и лунные украшения на своей голове. Ее брови — зигзагообразные молнии, а ее волосы — вихревой поток золотого света и громовых стрел. Четки Драблай Гьялмо сделаны из восьми великих планет (включая два лунных узла), а ее кружево — это двадцать созвездий. В своей мирной форме она представляет белую богиню, восседающую на львице и держащую украшенную тканями стрелу жизни. В своей гневной форме она — черная колдунья, облаченная в шкуру козы, выпускающая бело-красную сову смерти. В ужасающем аспекте у Драблай Гьялмо в беспрекословном повиновении находятся все боги-воины Шангшунга.
Чисто географически в южном направлении от горы Кайлас находится озеро Ракшас Тал, а от горы Понри – озеро Манасаровар. Соответственно водные потоки с Кайласа текут только в озеро Ракшас Тал, а с горы Понри – в озеро Манасаровар. Отметим, что часть водных потоков с горы Понри течет сначала в озеро Кургьял Чунго, озеро, возникшее в процессе Первотворения, и только потом они попадают в озеро Манасаровар.

Фото 11. Спутниковое изображение озер Ракшас Тал и Манасаровар.

4-я гора, упоминаемая в древних текстах, это гора Рива Тсепгье, которая находится западнее озера Ракшас Тал

Горные образования особой формы в регионе Кайласа
Каменные Омы
По обоим сторонам тропы, по которой идут паломники через перевал Дролма Ла, находятся два горных образования, форма которых похожа, при взгляде сверху на священный ведический символ – ОМ. Размеры ОМов около 2,8 км. Особенно хорошо это видно на спутниковых изображениях, на которых синим фоном отмечен уровень 5700 м. По-видимому, это самые большие каменные ОМы на нашей планете. Весьма необычным представляется тот факт, что оба Ома имеют центр симметрии, находящийся в священном озере Гаури Кунд. Конечно, это нерукотворные каменные образования, но поражает то, что они находятся рядом друг с другом и основные их элементы симметричны!


Фото 12. Спутниковое изображение 2-х каменных ОМов и озера Гаури Кунд.

Значение ОМ в ведической традиции
Мантра ОМ считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при ее разрушении. Она одна из древнейших в ведической культуре. Символ ОМ — символ бесконечности духа, Божественного в мире и человеке. Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную – первое проявление неявленного еще Брахмана, давший начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной звуком ОМ.
Центральная точка этого «устройства» — озеро Гаури Кунд. Кроме медитаций на перевале Дролма Ла представляется весьма важным спуститься немного ниже тропы коры к озеру Гаури Кунд. Здесь можно выпить несколько глотков воды, смочить голову и умыться. И слиться с двумя ОМами, ощутить божественный звук внутри себя…

Фото 13. Озеро Гаури Кунд.

Восточнее Серлунга, монастыря, расположенного вначале тропы внутренней коры находится ответвляющаяся долина Гьянгдрак. Над одноименным буддийским монастырем проходит большая долина в форме амфитеатра, содержащая остатки более 30 докхангов. Высокий уровень поселения в этом районе отражает его статус в качестве вероятной столицы Шангшунга. Амфитеатр Гьянгдрак — идеальное место для устройства древнего поселения. Он хорошо защищен от суровых северных ветров и имеет южное расположение. В Гьянгдраке также имеются постоянные источники воды, то, что играет немаловажную роль в засушливых условиях западного Тибета. Кроме того, в этом районе имеются достаточные запасы камней для постройки древних жилых помещений. Монастырь Гьяндрак расположен в месте огромной геомантической силы. Фокусные оси двух долин, образующих каменный ОМ пересекаются именно в месте нахождения этого монастыря! Два огромных каменных зеркала концентрируют энергии именно в этом месте!

Фото 14. Спутниковое изображение каменного Ома и монастыря Гьяндрак

Крупный естественный амфитеатр в Гьянгдраке имеет очень глубокую историю. Согласно бонским источникам, этот амфитеатр был ничем иным как местом первой столицы Шангшунга. Говорят, здесь был основан замок, известный как Гьянгри Юлоджон, в котором правили три разных царя.

Пирамидоподобные горные образования около Кайласа
Под пирамидой в комплексе Кайласа понимается не только ее классический вариант с плоскими гранями, а, более общий случай, когда грани могут быть вогнутыми или выгнутыми с различной степенью кривизны и состоят из нескольких слоев.


Фото 15. Восточная грань Кайласа с примыкающим к ней вогнутым Каменным Зеркалом Дхарма Кинг Норсанг.

Хорошо видна правильная пирамидоподобная форма Кайласа и правильная вогнутая форма Каменного Зеркала, похожего на полумеся. Наклонное ребро, ведущее к площадке на вершине, ориентировано точно восток-запад.
Около Кайласа встречаются и трехгранные и четырехгранные пирамиды. Верхняя часть пирамид часто состоит из нескольких слоев-террас, обладающих своими резонансными свойствами. Некоторые пирамиды имеют усеченную вершину, некоторые остроконечную. Пирамиды перетекают друг в друга, образуя своими вогнутыми гранями своеобразные конструкции с долинами правильной эллипсоидной формы.


Фото 16. Пирамидоподобное горное образование, расположенное в западном направлении от Кайласа.


Фото 17. «Мексиканская» пирамида. Вид с перевала внутренней коры Сердунг Чуксум.

В Мандале Кайласа есть множество горных образований, формировавшихся в особых тонкоэнергетических полях, присущих этому месту, и, вследствие этого, обладающих особыми формами. Одно из таких необычных своими правильными формами и размерами пирамидоподобное образование находится в 18 км от Кайласа, азимут 108 градусов. У подножия пирамиды на высоте 5512 м есть два небольших озера, одно с бирюзовой водой, второе с темной, почти черной.

Фото 18. Пирамидоподобное образование, расположенное в юго-восточном направлении от Кайласа. Синий фон – уровень 5800 м

Каменные свастики


Фото 19. Трехлучевая свастика из вогнутых горных граней рядом с озерами Капала Тсо и Кавала Тсо.

Каменные «зеркала»
Под каменными зеркалами мы понимаем вогнутые каменные образования, являющиеся склонами горных хребтов. Как правило, они образуют характерные полукруглые долины. Такие зеркала могут отражать и усиливать различные энергетические и информационные потоки. Многие каменные зеркала, соприкасаясь друг с другом, образуют каменные пирамиды с вогнутыми гранями.


Фото 20. В хребте Канг Тисэ существует довольно много вогнутых каменных образований. Одно из самых больших – вогнутое каменное зеркало Долины Жизни и Смерти.

Каменное зеркало Долины Жизни и Смерти состоит из 3-х частей, как бы из трех параболических антенн. Соединения этих зеркал образуют небольшие выступы, создающие, если смотреть из долины, боковые стороны правильной трапеции. Их угол наклона примерно 55 градусов от горизонта. Поэтому настоящий фокус – не на земной поверхности. Он находится на высоте около 1500 м над поверхностью, т.е. на высоте вершины Кайласа! А в начале ледника, на расстоянии около 2 км от каменной антенны, находится проекция фокуса центрального зеркала, ориентированного на земную поверхность. Эту удивительную точку истинного фокуса можно в полной мере ощутить во время медитации в этом месте…

Фото 21. Кайлас и каменное зеркало.

Фото 22.

Если взять горизонтальный срез на высоте 5780 м, то окажется, что длина дуги, образованной каменным вогнутым зеркалом, составляет 1,97 км и равна радиусу образующей ее окружности.
Напомним, что длина дуги окружности, вдоль которой умещается ее радиус, составляет естественную дуговую и угловую единицу радиан. Как мы знаем, вдоль любой полной окружности ее радиус укладывается приблизительно 6,28 раза. Точнее, длина полной дуги окружности составляет 2 радиан, причем в любых системах счисления и единицах длины. Таким образом размеры и форма каменного зеркала Долины Жизни и Смерти связана с мировой константой «Пи».


Фото 23.Каменные зеркала юго-восточного плеча Кайласа, образующие долину Жизни и Смерти и Симметричную долину, имеют общую ось симметрии на расстоянии около 6 км.

Восприятие Мандалы Кайласа в различных традициях в соответствии с уровнем сознания человека.
Существуют различные типы восприятия Мандалы Кайласа. Во-первых, восприятие со стороны тех людей, которые не следуют религиозному пути: для них это сверкающая и величественная покрытая снегом гора, возвышающаяся в небо подобно восседающему на своем троне царю. И гора обладает таким великолепием, потому что ее малые вершины расположены на манер кланяющихся перед царем министров.

Фото 24. Вид Кайласа с вертолета.

Во-вторых, с точки зрения индуистов, внешне эта снежная гора похожа на кристальное святилище-реликварий (ступу). И она обладает таким великолепием, потому что внутри заключает дворец, в котором пребывают великий бог Махадева и богиня Ума в единении по типу «мать-отец».
Даже сегодня ежегодно сотни тысяч индусов отправляются к местам паломничества в Гималаях (тиртха). Наиболее посещаемое место паломничества, которое чаще всего упоминается в религиозных текстах и эпических произведениях- район горы Кайласа и озера Манасаровар. Для многих он является земным олицетворением Меру — великой горы, упоминаемой в Махабхарате. Эта гора также воспринимается как физическое воплощение лингама Шивы. Она воплощает в себе древнюю идею «пупа земли», «ось мира», «первая из гор», «неподвижная точка вращающегося мира», «имеющая корни в седьмом аду и поднимающаяся к высочайшему раю».
Мифические сказания в Шива Пуране говорят о том, что Гималаи — это обитель Шивы. Это страна, где Бог Шива живет со своей супругой Парвати.
Популярное индуистское восприятие ассоциирует Гималаи с Богом Шивой — Разрушителем и Созидателем индуистской Триады. Здесь также обитают и другие два бога Триады: Брахма — Создатель, и Вишну — Защитник. По утверждениям древних индуистских религиозных текстов, обитель создателя Брахмы называется Брахмалока, обитель Бога Вишну называется «Вайкунтха», а обитель Бога Шивы называется Кайлас. Из всех трех только к Кайласу можно прийти в физическом теле и вернуться, прикоснувшись к божественности. Согласно индуистской мифологии, Кайлас — это божественный центр в сердце всего создания, и с его почитанием приходит видение божественности всех вещей.
Северная грань горы Кайлас и хребет примыкающих гор — первичный лингам (фаллос) Шивы. В течение продолжительного времени он воспроизводился в тысячах архитектурных форм и стал фетишем в Индии. Лингам символизирует порождающий импульс к просветлению, присутствующий во всей Вселенной.

Фото 25. Шивалингам и гора Кайлас

Лингам Шивы, или гора Кайлас, имеет природное совершенство, и вместе с йони, или утробой, представляет собой общность, или единение противоположностей. Утроба и фаллос символизируют противоположные природные силы и их союз — трансцендентальные качества божественности. Предания, легенды, мифы и религиозная значимость Канг Ринпоче (гора Кайлас) составляют богатейший аспект человеческой культуры. Это перекликается с почитанием природных особенностей во всем мире, однако, нигде больше нет такого долго существующего и сложно организованного моста между природой и религией.
В-третьих, по мнению тех, кто придерживается учения «Малой колесницы» и самостоятельных вставших на путь практиков, внешний вид представляется как снежная гора, но внутри нее находится величественный буддийский святой Ангаджа, пребывающий в великой радости медитации со своей свитой из 500 достойных буддистов (архатов).
В-четвертых, согласно восприятию тех, кто обрел высшее благо — святых, которые достигли свершения пути Ваджраяны из скрытых ритуальных формул (мантра), то для них гора Тисе (Кайлас) обладает формой Самвары — совершенной способности, заключенной в объятия Варахи — совершенной мудрости в форме снежной горы Малой Тисе. Все ее малые вершины имеют форму шестнадцати богинь знания, совершающих ей подношения.

Священные долины Кайласа

Фото 26, 26а. Главные долины — Долина Флага, божественная Долина и Долина Крепости имеют форму трех каналов передачи жизненной энергии тонкого йогического тела, соответственно, центрального, левого и правого

Итак, древние индуистские, буддийские и бонские тексты говорят о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, Центре Мира, содержащем все аспекты Бытия. Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьмилепестковый лотос, образованный восемью долинами, разделенными восемью горными грядами, примыкающими к Кайласу. В центре этого каменного лотоса расположен Кайлас. Все это соответствует древним описаниям легендарной горы Меру.
В основе понимания сакральной географии региона Кайласа лежит так называемая лотосовая модель Мандалы Кайласа. С точки зрения буддийских представлений эта модель подробно описана немецким исследователем Вольфгангом Волмером.

Фото 27. Спутниковое изображение Мандалы Кайласа. Оранжевая линия – кольцо внешней коры. Синие линии – русла рек, начинающихся у Кайласа. Голубой фон – горизонтальный срез на высоте 5600 м.

1. Гангджам Чу (север)
2. Полунг Чу (север-восток)
3. Кхандро Чу (северо-восток)
4. Восточные врата
5. Шингджонг Чу
6. Гедхун Чу
7. Гьянгдраг Чу/Селунг Чу
8. Западные врата
Рассматривая эти долины в качестве разделительных линий между лепестками, и обособленные горы между долинами в качестве самих лепестков лотоса, массив Кайласа можно рассматривать как цветок лотоса с восемью лепестками — Круг Великого Блаженства.
Отметим, что долины внешней коры, конечно, не образуют правильной круговой формы. Но в ее размерах есть удивительная закономерность. Если построить ориентированный по четырем сторонам света крест, центр которого находится на вершине Кайласа, то его перекладины в пределах тропы внешней коры будут иметь размеры 15,400м и 9,510м в направлении север-юг и запад-восток, соответственно. Отношение этих чисел дает 1,619, т.е. размеры коры, которую проходят паломники практически соответствуют золотому сечению!

Фото 28. Гора Трон Будды. Место, где раньше Учитель Будда проповедовал буддийскую доктрину Ма-дрос-па, царю змеиных божеств (клу).

Шелдра (Кристальное Подобие) — одно из самых известных мест паломничества у Канг Ринпоче. Оно расположено выше по долине от монастыря Серлунг на высоте 5300 м. На протяжении столетий Шелдра использовалась буддистами для медитаций и была частично восстановлена после последствий китайской культурной революции. Однако постоянно в ней сейчас никто не обитает. Не было никакой предварительной информации об истории места. Учитывая изобилие древних мест, построенных в таком же стиле и занимающих подобное географическое положение в регионе, кажется, что корни Шелдры уходят в древний культурный пласт.

Фото 29. На скалистой горе за долиной Серлунг находится знаменитое Кристальное подобие (Шелдра).


Фото 30. На вершине Шелдра имеется скалистая гора известная как Дворец Шивы, а сбоку — выступающая скала, которая называется помощник Шивы обезьяна Хануман.

Внутри ограждения из ритуальных скипетров (дордже ра-ба) окружающего величественную мандалу Тисе находится так называемая Внутренняя Кора (нанг-скор) Шел- дра, и здесь расположены золотые погребальные святилища иерархов (гдан-рабс) секты Бри-гунг. В настоящее время «Тринадцать золотых гробниц» являются полностью буддийским местом-святилищем. До XI века нашей эры, вероятно, это место принадлежало бонпо. Вероятно, эти памятники в своей оригинальной форме были тринадцатью гробницами-чортенами, упоминаемыми в традиции священной географии бон. Однако пока не было обнаружено никаких археологических свидетельств в поддержку этой идеи.


Фото 31. Тринадцать чортенов в нише Сапториши.

«Тринадцать золотых гробниц» расположены прямо над древними храмами и отшельническими убежищами региона, таким образом, невозможно установить прямую связь с древними моделями поселений. Климат на высоте 5800 м исключительно суровый, характеризующийся снегопадами и отрицательными температурами в течение всех месяцев года. Также, давление воздуха на этой высоте очень низкое для того, чтобы быть пригодным для постоянного проживания людей. Как и сейчас, в древние времена использование этого места, вероятно, ограничивалось ритуальными и церемониальными функциями непродолжительного характера.
Несмотря на современный архитектурный характер, места возле «Тринадцати золотых гробниц» изобилуют мифологией бон. В бонских текстах говорится, что передняя (южная) сторона великого кристального чортена, которым является Кайлас, была украшена основателем религии бон (Тонпа Шенраб) и первым королем Шангшунга (Какки Чарусен, Кагс Куи бья-ру кан), а также другими религиозными деятелями. Предполагают, что недалеко от «Тринадцати Кристальных Чортенов» также спрятаны древние священные тексты, написанные на языке королевства Шангшунг.
Нижняя Долина лХа-лунг. Главный обход по кругу
Затем, если пройти от низовья долины Дар-лунг далее [на северо-запад] вокруг буддийского пути кругового обхода (чос-скор), то можно выйти на так называемый Хребет Простирания в низовьях долины лХа-лунг. Гора на востоке — Дворец Желтой Дзамбхалы. Выше по пути на запад, на Террасе Мандалы, находится «незыблемый ноготь» — отпечаток ноги Будды Учителя, который окружен отпечатками ног 500 достойных буддистов.
Еще чуть выше на пологих склонах горы расположена пещера, где в прошлом останавливался Наро Бон-чунг, а внутри имеется отпечаток ноги мастера Ми-ла [Рас-па]. Сбоку от этой пещеры есть источник, который называют Излечивающая Болезни Лечебная Вода. Также наверху имеется святилище-гробница, известная под именем Самопроявляющиеся Шестнадцать Буддийских Святых. Отсюда, по пути на запад от Золотого Бассейна, можно перейти через реку лХа-чу и продолжить путь до горы под названием Дворец Черной Дзамбхалы.

Фото 32. Спутниковое изображение

Долина Дзонг-лунг, монастырь Зутрул Пхук


Фото 33. Гора, на юге, на нижнем конце Кхандро Санглам — Дворец Благодатной Матери Долгой Жизни. Отсюда, на восточном берегу реки Дзонг-чу расположены отпечатки ног защитника живых существ гТсанг-па рГья-рас.


Фото 34. Палаточный лагерь у подножия горы Будда Медицины

Ниже в стороне стоит холм, похожий на золотой двухэтажный дом, который называется Дворец Будды Медицины. На склонах этого холма растут все виды лекарственных трав, здесь бесчисленное множество келий для медитации отшельников Бри-гунг.

Доказательство и вера
Что касается утверждений об элементах ландшафта типа «Это — божество, а это — его дворец», то не следует придерживаться взглядов, считающих эти высказывания преувеличениями лишь по причине того, что они невидимы для обычного восприятия. Это — исключительно видения многих бодхисатв, которые обитали в этом месте. В этом отношении каждый может открыть в своем сердце веру и почитание без какого-либо двусмысленного восприятия.
Мандала Кайласа несет особые «эталонные» вибрации при со-настройке с которыми человек может активизировать работу собственной энергетической системы, выровнять тонкие тела и выстроить канал связи со своими высшими аспектами.
Кайлас оказывает трансформирующее влияние на людей, совершивших к нему паломничество. Это выражается, например, в изменении картины мира, в которой человек начинает себя воспринимать не только и не столько как физическое тело, но как духовное существо, дух которого лишь временно пребывает в плотном теле. Полученный вектор развития приводит к выравниванию баланса духовной и материальной сторон.
Мандала Кайласа является одним из важнейших энергоинформационных узлов нашей планеты, гигантским природным преобразователем энергий, идущих из Космоса, для нашей планеты и населяющих ее людей, а также местом, где осуществляется обратный энергетический обмен планеты с Космосом. Таким образом, осуществляется один из вариантов энерго-информационного обмена Земли и окружающего пространства. Кайлас оказывает влияние на эволюционные процессы Земли и человека.

Фото 35. Энергоинформационный обмен планеты и Космоса через Кайлас.

Представляется весьма важным продолжение изучения сакральной географии региона Кайласа с точки зрения индуизма, джайнизма, буддизма и бона, а также с помощью современных научных исследований и непосредственного духовного восприятия.