Святыни иудаизма. Святые места Израиля: обзор-путешествие

В годы завоевания еврейскими племенами Ханаана (13-12 вв. до н.э.) и в последующий период межплеменной раздробленности, Бог иудеев не имел постоянного культового центра. Главная святыня иудеев - Ковчег Завета, в котором находились скрижали с Десятисловием, то есть десятью заповедями, постоянно находилась в переносном храмескинии . Преданность Всевышнему на ходила свое выражение в жертвоприношениях, соблюдении заповедных обетов, молитве и обязательном обрезании младенцев мужского пола. С образованием объединенного Израильского-Иудейского царства при Давиде в 1004 г. до н.э. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим, в 905 г. до н.э. сыном Давида царем Соломоном, в святом городе были возведены царский дворец и храм в честь Бога. Семь лет длилось строительство Храма Соломона. После его завершения в Святая Святых была перенесена священная реликвия иудейского народа -- Ковчег Завета, приглашено множество старейшин и глав колен Израиля. Началось двухнедельное празднование открытия Храма торжественной молитвой царя Соломона. Впоследствии здесь происходили многие события священной истории. Храм обслуживался сословием священников и их помощников. Тогда же зарождается идея вечной нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбраннечества священного Иерусалима. Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте. Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища -- бамот. Вошло в обычай восходить три раза в год в Иерусалимский храм. Тем временем, в Иудее Иерусалимский храм всё более и более возвышался в глазах народа и занял первое место в поклонении Единому Богу. Гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божьей горой, а Храм -- жилищем Господним. Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Сеннахирима в 701 году до н. э. ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом Божественной святости и чудодейственной силы. Однако существование местных бамот рядом с постоянным Храмом считалось нормальным явлением в виду того значения, которое придавалось народом жертвоприношениям.

Однако ухудшение политической ситуации в конце правления Соломона и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Иерусалима как духовно-политического центра всех израильских колен, основатель Израильского (Северного) царства Иеровоам I (930 год до н. э.) восстановил святилища в Бейт-Эле и Дане, и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов. Но уже в царствование Езекии Храм вновь стал святыней для всех жителей Иудеи, единственным местом, где служили Богу. В дальнейшем величию этого Храма придавалось все большее значение. Сюда прибывали люди со всего Израильского царства. Приход к власти Менаше привел к восстановлению языческих капищ, идолопоклонство проникло и в Храм. В правление Иошияху языческие культы уничтожили, и Храм снова стал культурным и политическим центром всего государства. Несколько десятилетий спустя в Израильское царство вторгся Навузардан -- один из предводителей вавилонского войска. Он разрушил все дома и стены города, выгнал местных жителей и приближенных сверженного царя и превратил в руины Иерусалимский Храм. До сих пор не найдено и прямых археологических свидетельств из Храма Соломона, поскольку непосредственно на Храмовой горе археологические раскопки никогда не проводились. При просеивании земли с Храмовой горы были найдены некоторые косвенные свидетельства, среди которых камень с именем священника, а также наконечник стрелы, подобные которому использовались в армиях Навуходоносора.

Иерушалаим – не просто древнее ближневосточное поселение с богатой историей, не просто столица государства Израиль, которую прославляют в песнях, сказаниях и легендах. Этот город уже очень давно получил особенный статус. Здесь находится тот самый кусок скалы, центр мироздания, с которого Бог начал Сотворение мира: разделив сушу и воду, Господь должен был опереться ногой на твердый участок, чтобы продолжать свои деяния, такой опорой и послужил Камень Основания. А еще Иерусалим считается центром земли, ведь ее «пуп» размещен как раз тут, в . Наконец, этот один из древнейших городов планеты три религии откровения: иудаизм, ислам и христианство – определяют как священное место. В самом деле, святыни Иерусалима чтут иудеи, мусульмане и христиане всего мира. В этой статье мы расскажем о некоторых из священных объектов.

Реликвии иудаизма

Самым святым местом, несомненно, является для приверженцев иудейских традиций: еврейские мудрецы убеждены, что присутствие Бога до сих пор проявляется на земле в полной мере только здесь.

Гора Дома

Главным местом почитания является у евреев , которая высится за крепостными стенами в пределах Старого Города. Священной именуется у иудеев вся гора целиком, каждый сантиметр ее территории. На этой Горе:

Четыре столетия стоял Первый Храм;

Велись ежедневные службы с жертвоприношениями;

Сюда приезжали на праздники мужчины всех колен израилевых;

После возвращения евреев из плена в Вавилонии на Мории возвели великолепный Второй Храм, также прослуживший 4 века.

Третий Храм, считают иудейские пророки, тоже появится на Храмовой горе.

Западная стена

Одной из интереснейших города и крупнейшим историческим памятником является в Еврейском квартале иерусалимского Старого города Котэль Маарави – остаток иродианского укрепления, сооруженного для расширения Храмовой горы, сохранившийся после гибели Второго Храма от рук римских солдат императора Тита Флавия.

Для иудеев до наших дней осталась величайшей святыней, у которой они оплакивают разрушение обоих Храмов, просят об исполнении желаний, молятся о сокровенном, а некоторые просто молча стоят, впитывая ауру древности. Подойти к А-Котелю может каждый, будь то днем или в ночные часы, в любой день года, денег за вход не требуют, необходимо только следовать определенным правилам:

Мужчинам следует надевать специальные шапочки (кипы);

Плечи и колени женщин должны быть прикрыты;

Место для молитв мужчин находится слева, а женщины могут обращаться к Богу с правой части территории;

Появляться у Стены с домашними животными строго запрещено;

Нельзя использовать мобильные телефоны, фотографировать и курить у Стены в субботу и в иудейские праздники.

Молитвы, иногда рыдания, иногда оживление и веселье – слышны у Стены Плача постоянно, независимо от или времени, сегодня это место напоминает гигантскую синагогу под открытым небом. Еще со времен власти Османской империи, когда в 16-ом столетии ее правитель Сулейман Великолепный позволил евреям здесь молиться, Западная стена превратилась для иудеев в объект паломнических поездок в Иерусалим, где, по давней традиции, трижды в год, на праздники, они должны были посещать Храм.

Исламские святыни

После Медины и Мекки третье место по степени святости занимает у мусульман Иерусалим. В этом городе, по представлениям сторонников ислама, обитают 40 праведников, своим благочестием спасающие мир от болезней, несчастий и голода. Гору Мория по-арабски называют «Благородным святилищем», ислам связывает ее с ночным вознесением Мухаммеда к Божественному трону, когда на волшебном существе бураке (лошади с человеческой головой) пророк перенесся сначала из Мекки на иерусалимскую Храмовую гору, а затем небеса над местом, где стоял раньше Храм, разошлись, открывая путь к Всевышнему.

В Иерусалиме святые места трех монотеистических религий тесно соприкасаются, требуя взаимного уважения. Так, например, на Храмовой горе, по-прежнему, размещены священные исламские реликвии.

Купол над Скалой

Это мусульманское святилище (Куббат ас-Сахра) возводилось с 687 по 691 годы по приказу Абд аль-Малика – омейядского халифа – над скальным выступом (Краеугольным Камнем, считавшимся начальной точкой мироздания задолго до рождения ислама), с которого, в соответствии с 17-ой сурой Корана, совершил свое путешествие ночью к Аллаху пророк Мухаммед, получивший тогда от Бога заветы мусульманской религии.

В наши дни мечеть Скалы в Иерусалиме не является действующим масджидом, это исламский архитектурный памятник, золотой купол которого имеет в диаметре 20 метров и виден из любого района Старого города. В Куполе Скалы хранятся 3 волоска из бороды Мухаммеда и отпечаток его стопы. Входить внутрь Куббат ас-Сахра имеют право только мусульмане. Но туристы, пройдя в Магрибские ворота, могут посетить саму Храмовую гору в установленные летние и зимние часы.

Мечеть Аль-Акса

Из небольшого молитвенного дома, основанного халифом Умаром (или Омаром Первым) в 7-ом столетии (636 году), эта мечеть в Иерусалиме превратилась в 3-ю в мире исламскую святыню, в огромное сооружение, вмещающее одновременно во время богослужения примерно 5000 верующих.

Всякий раз, произнося слова молитвы, мусульмане обращают в определенном направлении (кибле) свои лица. Сейчас такой киблой является Мекка, а раньше ею была мечеть Аль-Акса в Иерусалиме.

В центре строения возвышается купол, внешняя часть которого покрыта свинцовыми пластинами, а изнутри полусфера отделана изумительной мозаикой. Стены мечети также украшены мозаиками в верхней половине, нижняя же одета белым мрамором. Великолепные арки, каменные столбы и мраморные колонны – наполняют 7 галерей мечети, которую по-другому, в память о халифе Омаре, называют «мечеть Омара в Иерусалиме».

Святыни христианства

Каждый год Святой город принимает тысячи светских посетителей, а паломничество в Иерусалим сторонников самых разных религиозных течений давным-давно превратилось в важнейшую ритуальную поездку.

Для христиан Иерусалим также считается главным священным местом, ведь здесь умер и воскрес Иисус Христос, на учении и жизни которого базируется мировая религия – христианство. В эпоху византийского правления (4 — 7 веков) в Святом городе и его округе построили множество и кафедральных соборов.

Масличная (Елеонская) гора

Эта возвышенность тянется по Кедронской долине, вдоль ее восточной стороны, и имеет три отчетливые вершины. Множество святых для христиан мест расположено на склонах Елеонской горы: Базилика Агонии Господней, Гефсиманский сад, русский храм Марии Магдалины, православный храм Вознесения и другие. Именно Масличная гора считается в христианской традиции местом произнесения Иисусом елеонской проповеди, его последней перед арестом молитвы (в Гефсиманском саду), местом, где нашел его, чтобы предать, Иуда, и той точкой, с которой Христос вознесся.

Гробница Богородицы

По преданию, у подножья западного ската Масличной горы, в Гефсимании, была погребена апостолами святая Дева Мария. Над гробницей возведена церковь-грот Успения Богородицы. Храм крестообразной формы расположен под землей, 48 ступеней каменной лестницы ведут вниз от входа. В маленькой (приблизительно 2х2 метра) часовне (кувуклии) установлен гроб с останками Богородицы.

Считается, что мать Иисуса, дожив до 72-ух лет, скончалась в Граде Давида и была похоронена в семейной гробнице, где покоились ее родители – Иоаким и Анна и муж Иосиф Обручник.

Храм Воскресения Христова

Основательницей этой святыни, в соответствии с записями христианских хронистов, является мать императора Константина Первого — Елена Равноапостольная, прославившаяся своими трудами, направленными на распространение христианской религии.

В храме Гроба Господня и поныне совершается ежегодное чудесное схождение Святого Света, символизирующее воскрешение Христа. Таинство явления Священного огня в Иерусалиме происходит накануне православного праздника Пасхи, в субботу, называемую Великой.

Большинство верующих не сомневаются в сверхъестественной природе Благодатного огня, первые письменные упоминания о котором относятся еще к 9-му веку. Нерукотворный Свет, действительно, обладает чудесными свойствами, например, не обжигает кожу в 1-ые минуты после схождения. Не раз фиксировалась церемония молитв, ожидания, получения и раздачи по храму Священного огня в Иерусалиме на видео, но ни фильмы, ни фотографии, ни рассказы не смогут передать того благоговейного чувства покаяния и восторга, которое вызывает это волшебство в душах огромного числа присутствующих в церкви людей.

С древнейших времен до сего дня верующие стремятся поклониться святым местам, прикоснуться к реликвиям, приблизиться к живительной божественной энергии, очиститься от грехов. В наше время с группой единомышленников или самостоятельно можно совершить паломничество в Иерусалим. Цены на туры по Святой земле обычно не включают пограничных сборов, медицинской страховки, дополнительных посещений, допустим, или других культурных объектов и стоимости авиабилетов. Это необходимо учитывать при выборе путешествия и оплате поездки.

Иерусалим Написать об Иерусалиме туристу, посетившему его - это все равно, как инопланетянину, побывавшему на Земле, рассказать о сотворении Мира. История Иерусалима не просто богата знаковыми событиями, она продолжает жить в храмах, улочках, мостовых Священного города. Даже самый черствый человек не сможет остаться равнодушным, попав в Старый город, за мощными стенами которого и сегодня, как тысячелетия назад, кипит жизнь. Иерусалим - это одно из удивительных мест мира, в котором история человечества не оседает пылью в архивах, а буквально мелькает перед глазами живыми картинками, нашептывает тихим голосом священные песни молитв, прокрадывается в сердце, заставляя его взволнованно трепетать. Впервые я увидела Иерусалим ночью. Город сверкал, как корона, усыпанная бриллиантами. Ранним утром, когда взошло солнце, Иерусалим предстал взору зелеными холмами, с богатой проседью домов. Зрелище удивительное! И сравнение это неслучайное. Ведь и город, и многие из его белокаменных строений сродни седым старцам среди подобных себе. Иудейские святыни Иерусалима
Иерусалим вырос из поселения, основанного на склоне горы Мориа в четвертом тысячелетии до н.э.. Как столица еврейского государства Иерусалим (Шалем) известен с начала первого тысячелетия до н.э., когда царь Давид решил сделать столицей объединенного государства город, не принадлежащий ни одному из объединенных племен (колен). Город стал называться Град Давида. Давид - второй царь Израиля после Саула, но он первым объединил в одно государство израильтян и иудеев. Давид происходил от колена Иуды - сына Леи и Иакова, и был пастухом. На старинных картинах Давида почти всегда изображают с лютней в руках - он любил петь и сам сочинял песни. Псалмы Ветхого завета - это сочинения Давида. Давид стал приближенным царя Саула после битвы с Голиафом - могучим воином финистимлян. Молодой пастух вышел на бой с пращой и камнем и с первого замаха попал Голиафу в голову, убив его. Царь Саул отдал за Давида свою дочь Мелхолу, которая полюбила пастуха с первого взгляда и стала верной женой, защищая мужа и от преследований ревнивого к славе отца. Давид правил Израилем сорок лет (1005-965 гг до н.э.), почти все время ведя нескончаемые войны. На святой уже в те времена горе Мориа, на которой праотец евреев Авраам намеревался принести в жертву Богу своего сына, но был остановлен ангелом, Давид разместил жертвенник на том самом камне - скалистой верхушке горыМориа, и хотел построить Храм - достойное место для святыни всех евреев Ковчега Завета. Но Богу угодно было возложить эту миссию на сына Давида - Соломона. Кстати, матерью Соломона стала не Мелхола, а возлюбленная Давида Вирсавия - жена одного из воинов войска Давида Урии, ставшая после его смерти любимой женой.
Здесь я подошла к главному - истории создания Первого Храма, припасть к стене которого сегодня каждый еврей считает своим святым долгом. Да, от того храма осталась Стена. И сегодня ее называют либо Западной Стеной, либо Стеной Плача . Так подробно я описываю историю создания храмов - а их было два, - потому что в рассказах об Иерусалиме и его истории все евреи опираются на время создания тех храмов, говоря просто: "Во время Первого Храма" или "После разрушения Второго Храма". Так вот, Первый Храм был построен царем Соломоном, сыном Давида в 950 году до н.э. Ковчег Завета со Скрижалями был водружен на алтарь, расположенный над скалой Эвен а-Штия, которая, по преданию, находится в центре Земли и является краеугольным камнем, от которого и началось сотворение мира. На этой скале Авраам доказал свою любовь к Господу и эту скалу опалил след Ангела, пришедшего к Аврааму, чтобы остановить жертвоприношение его сына. Эта скала сегодня укрыта от глаз мечетью Куббат ас-Сахра, золотой купол которой виден со всех сторон света. Первый Храм не раз разрушали и восстанавливали, но окончательно он был разграблен и разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до н.э.. Ковчег Завета был навсегда утерян. Строительство Второго Храма , как это ни покажется странным, было начато в 538 году до н.э. по велению персидского царя Кира Великого, освободившего евреев от вавилонского плена, и закончено царем Дарием Первым в 516 году до н.э. Второй Храм был построен на месте Первого Храма. Евреи, возвращаясь из рабства, припадали к Стене разрушенного храма и плакали. Отсюда название стены - Стена Плача. Участь Второго Храма оказалась ненамного лучше Первого: его тоже грабили и разрушали. Остановил это Ирод Великий в 70 году до н.э. возродив храм из руин и назвав его Третьим. Но народ продолжал называть Храм Вторым. Вскоре и третий храм был разрушен вслед за разрушением города. На этот раз это было делом рук римлян. На месте еврейского храма в 130 году было возведено святилище Юпитеру, а город Иерусалим римляне назвали Элия Капитолина. Сегодня от того города осталась улица, раскопанная археологами. Попытки возродить Второй Храм еще предпринимались, но дело так ни разу до конца доведено не было. Мусульманские святыни Иерусалима
Мусульмане всего мира считают Иерусалим третьим по святости городом (после Мекки и Медины) и называют его Эль-Кудс - Святой. В 691 году на месте Второго Храма, над его Западной стеной халиф Абдель Малик бин Мирвана построил мечеть Куббат ас - Сахра . Мечеть - часть архитектурного комплекса, главным строением которого является мечеть Эль -Акса , построенная в 634-644 годах при халифе Умаре ибн-Эль Хаттабе (потому мечеть называет и Мечетью Омара). Мечеть поставлена в честь события, особо значимого для мусульман. И связано это событие с именем пророка Мухаммеда. В мечети есть камень, на который, по преданию ступила лошадь, возносившая Мухаммеда к трону Всевышнего, где пророку были явлены картины многих скрытых от людей миров и открыты многие важные предписания и положения Ислама. В мечети Эль-Акса хранится мусульманская святыня - три волоска, упавшие из бороды Мухаммеда.
Мусульмане считают мечеть Эль-Акса Третьим Храмом, почитая и первые храмы евреев и пророков Ветхого завета - Авраама(Ибрахима), Моисея(Мусы), Давида(Дауда), Соломона(Сулеймана) и упоминаемого в тех священных книгах Иисуса(Исы).

К сожалению, попасть в святая святых мусульманского мира - в Храмы Куббат ас-Сахра и Эль-Акса, - сложнее, чем в Вифлием (об этом в статье о Вифлиеме). Доступ ко всем святым местам Иерусалима, относящимся к иудаизму и христианству свободен и не только в денежном отношении. Любой человек без оплаты и безо всяких препятствий может войти в Храм Гроба Господнего, в синагогу, в которой покоится прах царя Давида, но увидеть мечети можно только издали. Нет, есть возможность подняться на Храмовую гору по специальному проходу, возвышающемуся справа от Стены Плача (он по конфигурации напоминает подъем ко Второму Храму, сравните с картиной реконструкции Второго Храма), но для этого надо выстоять огромную очередь, и не факт, что попадешь, ведь доступ открыт с 8 утра до 12 дня, а пропускают человек по десять с интервалом не менее двадцати минут. Для паломников есть особое условие - надо процитировать определенную суру корана и на арабском языке. Об этом я прочитала на одном из туристических сайтов, организующем паломничество для мусульман. Как бы там ни было, но мне не удалось увидеть своими глазами всю красоту мечетей, поэтично описанную в книгах: "Мечеть сказочно великолепна. Слабый свет падает через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стекла - желтые, голубые, розовые - создают в интерьере мечети удивительный эффект мягкий тонов, напоминающий перламутр". ("Сто великих храмов мира", стр 167.) У Стены Плача
А вот подойти к Стене Плача я смогла и совершенно беспрепятственно, хотя не являюсь иудейкой. Доступная часть Стены Плача разделена на мужскую и женскую половину в неравных пропорциях (где-то одна пятая - женская). Доступная - это часть стены, выходящая на площадь, которая является популярным местом для различных празднеств. Длина того участка Стены - 55 метров из 488. Остальное сокрыто в Туннелях Котеля(Стены) слева - 320 метров, и ограждено мусульманами справа - 80 метров. Высота Стены - метров восемь (высота стен Второго храма была 80 метров), двадцать метров Стены сокрыто землей. Сложена Стена из крупных разновеликих блоков, плотно пригнанных к друг другу. Стена мягкого желтовато-коричневого цвета, кое-где между блоками проросли кусты, опустившие свои ветви вниз, словно ручейки слез, стекающие по камнями. Подойдя к Стене я по-своему поняла ее название - непрошенные слезы покатились по щекам, а мысли унеслись далеко в небо, или за стену, к невидимому, но осязаемому Божьему Духу, оставившему нам, как напоминание о его деянии - краеугольный камень сотворения мира. У Стены, стоя рядом с женщинами из разных стран, исповедующих разные религии, женщинами разного возраста - от девочек до убеленных сединами матрон, я ощутила себя частицей того мира, в котором живу, одной одушевленной частицей, которая дышит и чувствует так же, как и все остальные, вместе являясь человечеством. Именно у Стены Плача, освященной древним алтарем Ковчега Завета, я просила Бога за себя, за своих родных и близких, за друзей, ничуть не стыдясь своих слез.


Закончив молитву, я подняла голову и увидела прямо над собой двух голубков - белого и коричневого. Они сидели по обе стороны пышно разросшегося куста и, как ангелы с фресок, молча взирали на плачущих женщин. Я сочла голубков добрым знаком, приняв их появление, как послание Господа о том, что моя молитва услышана. А записки в Стене я не оставляла. Зачем? Ведь я все, что хотела, сказала мысленно, передав свои просьбы и чувства через прикосновение ладоней и лба к камням, которые умеют слышать. Иерусалим сегодня
Старый город Иерусалима - это нагромождение домов и храмов разных времен, сплетение улочек разных кварталов, которые условно названы иудейский, арабский, христианский и армянский. Почему условно? К примеру, часть памятной всем христианам улицы Виа Долороса - крестный путь Иисуса Христа - ныне торговая улица, на которой между небольшими часовнями, отмечающими остановки Христа и принадлежащими верующим разных конфессий, разместились торговые лавки арабов. А над входом в храм, сооруженный в 12 веке над горницей, где проходила Тайная вечеря, высечена надпись на арабском "Нет Бога кроме Аллаха". Тут же находится вход в синагогу, в которой под пурпурным покрывалом, расшитом золотыми письменами, царскими коронами и изображением скрипки, покоится прах Царя Давида (Давид играл на инструменте, напоминающем арфу, только меньшего размера, а арфа и скрипка на иврите имеют одно название - кинер, возможно, потому изображена скрипка, хотя вряд ли пастух в те времена имел скрипку, и на картинах Давид изображен с арфой). Бродя по Старому Иерусалиму, и наблюдая всю эту мешанину из религий, национальностей, символики - кресты разных форм над христианскими храмами, полумесяц со звездой над мусульманскими, ритуальный подсвечник Менора, щит Давида в виде шестиугольной звезды над иудейскими - я чувствовала себя в зрительном зале огромного театра, где в ожидании начала спектакля, люди всего мира затеяли шумный спор о том, для кого из них он поставлен. История Иерусалима - отражение истории нашего мира. И пусть будет шумно, тесно, но пусть будет мирно, пусть народы объединяет цель паломничества, а не поиск артефактов превосходства одной нации над другой. Все мы созданы Богом по образу и подобию его, и только в молитвах обращаемся к нему на своем языке, называя Создателя именем, завещанным предками. Сегодня Иерусалим - столица еврейского государства Израиль. Столица живет полнокровной жизнью и днем и ночью. Красивы современные белокаменные дома, которые, как и в далекие исторические времена, продолжают строить из белого камня. Хотя на цвет он все же ближе к бежевому. Все холмы, или горы, как их называют иерусалимцы, засажены хвойными породами деревьев и цветущими кустарниками. Среди них более всего радует глаз ползущая по оградам и тем же можжевельникам разноцветная бугенвиллея. Город находится на высоте около тысячи метров над уровнем моря, и климат соответствует горному - свежий воздух, яркое солнце, прохладные вечера, даже жарким летом. Надо сказать, что Израиль - единственная страна в мире, площадь лесов которой, в отличие от всех других стран, не уменьшается, а увеличивается. И это видно на примере Иерусалима - море зелени! Сияющие позолотой головки церквей, раскиданных по всем иерусалимских холмам, просто утопают в ней! Но вернемся в Старый город и, наконец, подойдем к стенам храма, при приближении к которому, с болью сжимается сердце каждого христианина. Это Храм Гроба Господня. Христианские святыни Иерусалима В четвертом веке, когда византийский император Константин принял христианство, его мать - царица Елена, отправилась на Святую землю. Женщина всем сердцем прониклась историей христианства и взялась за постройку церквей на местах, связанных с жизнью Иисуса Христа. В те годы еще жили праправнуки людей, которые воочию видели Иисуса, слушали его проповеди, были свидетелями его казни. Разговаривая с людьми, Елена выяснила местоположение креста, на котором был распят Иисус на Голгофе (Голгофа - Лобное место), нашла грот, в котором он был погребен, тюрьму, в казематах которой Иисус ожидал смертного приговора вместе с разбойником Варавой. Над всеми этими памятными местами Елена приказала возвести храмы, сегодня объединенные под сводами одного - Храма Гроба Господня . История всех церквей Иерусалима такая же длинная, как и история святого города. Храмы разрушали, восстанавливали и сегодня мы видим стены сооружений, в основном построенных в 12 веке крестоносцами на остатках фундаментов первых церквей. Не утихают споры о том, тот ли холм был действительно местом казни Христа, на том ли месте находится Камень помазания, куда положили тело умершего Иисуса после снятия с креста и где его умастили миром перед погребением, тот ли грот является Гробом Господнем. Как бы там ни было, но в стенах церкви, под своды которой сегодня стекаются миллионы верующих и туристов, очень тяжело. Даже если Камень помазания лежит не там, где он был, то все равно, это место находится рядом. И чувство утраты Сына Божьего просто бьет по сердцу, когда приближаешься к Голгофе, и особенно, к Гробу Господнему. Описывать Храм Гроба Господнего мне не хочется. Он остался в моей памяти особыми переживаниями, о которых я умолчу. Более того, все фотографии, сделанные моим мужем в Храме, в то время, когда я, не помня себя, бродила по нему, исчезли. Все. У меня же и мысли не возникло взяться там за фотоаппарат. Но несколько снимков, сделанных на следующий день, когда я, купив икону, вернулась в Храм Гроба Господнего, чтобы освятить ее на Камне помазания, сохранились. Если бы не суждено было, то и они исчезли бы, но раз остались, я публикую их для всеобщего обозрения. В заключение рассказа о Храме Гроба Господня хочу сказать, что перед гробницей Христа ежедневно совершают службы шесть христианских общин, владеющие какой-то частью Церкви: греческая, армянская, римская, сирийская, коптская и эфиопская. Русская православная церковь не имеет в Храме своего предела. Это было связано с обидой турков, которые "делили" Храм Гроба Господня во время своего владычества над Иерусалимом между представителями всех христианский конфессий, на войны России с Турцией. Потому русские паломники молятся в греческой церкви по договоренности с ней. Интересен еще тот факт, что ключи от Храма Гроба Господня хранятся и передаются от поколения к поколению по мужской линии в одной уважаемой турецкой семье.
Совсем другие - светлые, радостные - чувства появились у меня при посещении Церкви Рождества Христова в Вифлиеме, но об этом в следующем очерке. А здесь я хочу добавить, что в Иерусалиме постоянно ведутся раскопки. Вот фрагмент мостовой, которая ровесница Ирода Великого, камням более двух тысяч лет, а нашли ее на глубине десяти метров. У подножия Храмовой горы (горы Мориа) со стороны мечети Эль Акса раскопан целый город, уходящий вглубь, ведь считается, что Иерусалим, как слоеный пирог, и культурных слоев в нем семнадцать! Но раскопки под Храмовой горой пришлось законсервировать по требованию мусульманской общины Иерусалима, которая беспокоится о сохранности их святыни, считая, что раскопки могут повредить фундамент мечети. Да и возможно ли раскопать все, когда люди живут в домах своих предков, которые стоят на фундаментах домов более древних и так далее? Но власти Израиля бдительно следят за использованием всей земли страны, зная, что она буквально нашпигована артефактами и свидетельствами времен былых. Чтобы построить дорогу или дом, прежде надо получить разрешение, которое выдают только после экспертизы археологов. И не факт, что разрешение будет получено.
Пытаясь пробраться к мечетям, мы с мужем залезли на крыши домов Старого Иерусалима. Нет, не подумайте, мы не нарушили никаких законов или покой его жителей. Просто на глаза попался указатель: "Путь на крыши", вот мы и не удержались от соблазна и поднялись по крутой лесенке. И велико было наше удивление, когда мы увидели там экскурсионную группу. Гид рассказывал об Иерусалиме и водил туристов по крышам. Мы тоже прогулялись, увидели с крыш улицу Виа Долороса, Храм Александра Невского, краешком глаза заглянули в окна домов, жители которых ходят по крышам, как по улицам. Но пройти к мечетям все же не удалось - везде заграждения и посты. Что ж, в Иерусалиме еще осталось много мест, которые хотелось бы увидеть, и такие, о которых я еще даже не знаю. Потому приятно осознавать, что есть повод вернуться! "Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей" (Псалмы Давида 127: 5)
Другие очерки об Израиле.

Здравствуйте, друзья. Интересно ли вам узнать о древнейшей религии мира, сохранившейся до наших дней? О ее принципах, основах, заповедях и секретах, об истории развития и этапах становления? Возможно вы хотите поехать в Израиль и совершить экскурсию по святым местам?

А может вам приходилось слышать нелепое мнение непросвещенных о том, что иудаизм имеет общие корни с Иудой, предавшем Христа? Или у вас есть другие вопросы относительно этой темы?

Если да, то мы удовлетворим ваше любопытство, и после прочтения этой статьи все станет предельно ясно.
Иудаизм - это вера (религия) еврейского народа. Иногда используется термин «иудейство» или «иудейская религия». Для начала сделаем небольшой исторический экскурс.

История иудаизма

Само слово «иудаизм» образовалось от термина «колена Иуды». Что это такое? Дело в том, что израильский народ «вырос» из колен израилевых (племен) потомков сыновей патриарха Иакова. А было их у него, не много не мало, а двенадцать! Родились сыновья от четырех разных женщин: двух жен и двух их служанок (да, и такое бывает). Четвертым сыном был Иуда.

Согласно священному писанию, Иуда сыграл особую роль в становлении израильского народа. Его имя легло в основу названия религии и всего еврейского народа, на иврите и других языках это название звучит как «иудеи».

История иудейства охватывает более трех тысяч лет, эта религия считается самой древней из тех, что сохранилась до наших дней. Иудаизм относится к монотеистическим религиям, это значит, что приверженцы его верят в одного Бога.

Согласно науке, изучающей религию, философию, культуру и социальное развитие иудейского народа, иудаике, за всю историю развития иудейской веры насчитывается четыре больших этапа:

1) Библейский период (с 20 по 6 век до нашей эры).

В это время еще не было письменности и летоисчисления, поэтому все знания и религиозные понятия передавались из уст в уста и носили скорее мифологический характер. Даже когда появилась священная книга, ее еще не называли Библией. Это было иудейство священников и пророков.

2) Иудаизм Второго Храма или эллинистический. (с 6 века до нашей эры по 2 век нашей эры).

Этот этап начался после того, как еврейский народ вернулся в Палестину из Вавилонии (куда насильно была переселена большая его часть). В Вавилонском плену они находились с 598 по 539 года до нашей эры.

Среди современных религиоведов широко распространено представление о том, что иудейская вера основана на принципе союза Бога с израильским народом, который им был заключен на горе Синай в эпоху Моисея. Второй этап иудаизма считается книжным в отличие от первого. Тогда еще распространены были жертвоприношения и другие древние обряды.

Первосвященника, записывающего священные писания звали Ездра (в исламе его называют Узайр). Он воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы (закона Моисея), написал священную книгу Ездры.


Во времена Второго Храма широкое распространение получил так называемый мессианский иудаизм. Его постулаты основаны на вере еврейского народа в Мессию. Когда появился Йешуа (Иисуса из Назарета) его вере последовали десятки сотен евреев. После смерти Йешуа на кресте и его воскрешения, это течение завладело и другими народами, со временем постепенно преобразовавшись в христианство, имевшее мало чего общего с мессианским иудаизмом.

3) Талмудический (раввинисткий или раввинизм) иудаизм (со 2 до 8 века нашей эры).

После того, как был разрушен Второй Храм, настал талмудический этап развития иудейства. Обряды жертвоприношения изжили себя и прекратились.

В основе этого периода лежала вера в то, что главный священный текст иудаизма — Письменная Тора (Пятикнижье Моисея и его Десять заповедей) содержит еще и устные пояснения и законы, которые не были записаны, и передавались между поколениями из уст в уста. Они назывались еврейским народом Устной Торой (или Талмудом). Устная Тора является своего рода дополнением к Письменной Торе (главному священному писанию иудаизма).

4) Современный иудаизм (с 1750 года до нашего времени).

Основные течения современного иудаизма ведут свое начало со времен раввинизма.
В настоящее время приверженцев иудаизма насчитывается около пятнадцати миллионов человек, из них около 45% приходится на жителей Израиля, около 40% проживают в Канаде и Соединенных штатах Америки, остальные преимущественно в Европе.


Основные течения современного иудаизма - это ортодоксы, реформисты и консерваторы. Чтобы эти слова не остались висеть в воздухе пустым звуком, мы кратко поясним суть каждого.

Ортодоксальный иудаизм

Центральным звеном ортодоксального иудаизма является Галаха. Итак, галаха - это совокупность законов и правил иудейского права который регламентирует жизнь евреев во всех отношениях (семейную, религиозную, общественную и культурную). Это те законы, которые содержатся в Торе и Талмуде и которым представители ортодоксального иудаизма следуют строго и неустанно. В Галахе также содержится правовые решения и законы раввинов, диктующие правила поведения.

Эти законы подразделяются на пять основных групп:

  1. это законы Письменной Торы, трактуемые в соответствие с Устной Торой;
  2. законы, оснований которых нет в Письменной Торе, но они тоже получены Моисеем (Моше) на горе Синай;
  3. законы, которые выведены мудрецами на основании анализа Письменной торы;
  4. законы, которые мудрецы установили для того, чтобы оградить иудеев от нарушения законов Письменной Торы;
  5. предписания мудрецов, призванные регулировать жизнь еврейских общин.


Развитие Галахи продолжается и в настоящее время, считается, что в Торе есть ответы абсолютно на все вопросы, возникающие перед еврейским народом.

Ортодоксы выступают против каких бы то ни было нововведений в религию.

Реформистский иудаизм (иногда его называют прогрессивный или современный иудаизм)

В противовес учению ортодоксального направления, представители реформистского иудаизма выступают за нововведения и обновления. Возник прогрессивный иудаизм в девятнадцатом веке в Германии. Его приверженцы считают, что старые этические заповеди должны быть сохранены, а от ритуальных стоит отказаться. Что и было сделано. Ритуал божественной службы подвергся реформации, а именно: служба велась на немецком языке, перестали трубить в шофар (ритуальный рог), не требовалось во время молитвы ритуальных одежд, женщины были признаны равными мужчинам во всех религиозных вопросах.

По мнению реформистов, религия должна развиваться и совершенствоваться, подстраиваясь таким образом под дух современности. Справедливость, милосердие и уважение к близкому - это тот путь, по которому следует движение реформистского иудаизма.

Консервативный иудаизм

Консервативный иудаизм возник в Европе, а точнее Германии на несколько десятков лет позже, чем реформисткий. Это «нечто среднее» (если можно так выразиться) между ортодоксальными и реформистскими взглядами. Его приверженцы являются сторонниками идеи компромисса между традиционными религиозными учениями и современными.


Идеи консервативного иудаизма, однако, значительно «мягче», нежели ортодоксального. Например, представителей сексуальных меньшинств разрешено посвящать в сан раввина. Можно даже заключать однополые браки. Вот так-то, друзья! Вот вам и консерваторы!

Главными идеями этого течения являются следующие:

  • Галаха признается главным жизненным руководством;
  • К современной культуре отношение должно быть только позитивным;
  • Основам еврейской религии не придается фундаментального значения.

Заповеди иудаизма

В Торе прописаны не десять заповедей как в библии, а целых шестьсот тринадцать! Из них двести сорок восемь (столько костей и органов в теле человека) заповедей обязывают к тем или иным действия, а триста шестьдесят пять заповедей (это, как вы догадались, число дней в году) запрещают!


Мы не будем перечислять их все, но приведем самые интересные, необычные и нелепые (а есть среди них и такие):

  • «Муж должен оставаться с женой в течение первого года жизни в браке», вот так, на второй и последующий годы супружеской жизни оставаться, видимо, не обязательно.
  • «Если купил рабыню-еврейку необходимо на ней жениться либо женить на ней сына».
  • «Купить рабыню-еврейку». Обращая внимание на предыдущую заповедь, получается совсем без вариантов.
  • «Не селиться в Египте».
  • «Не царапать свое тело».
  • «На седьмой год необходимо прекратить обработку земли».
  • «Отказаться от всего, что вырастет на земле в седьмой год».
  • «Если в поле обнаружен труп человека и неизвестно, кто его убил, необходимо проломить голову телке». (На всякий случай поясним, что телка это, по всей видимости, корова).
  • «Для тех, кто совершил умышленное убийство, необходимо выделить города-убежища в количестве шести штук».
  • Кроме этого есть еще такие, как: не бриться лезвием, не ворожить, не гадать, не заниматься магией, не носить мужчинам женскую одежду и женщинам мужскую и ряд других заповедей.

Символы, атрибуты, традиции и святые места

Основными атрибутами иудаизма являются:


  • шофар (ритуальный рог, в него трубят на богослужении в Синагоге - центре религиозной жизни иудейской общины);
  • яд (так называется указка для чтения Торы);
  • Танах (священное писание);
  • кружка, предназначенная для омовения рук;
  • подсвечники;

Символы и традиции иудейской веры:

  • шема - молитва, которая состоит из четырех цитат из Пятикнижия;
  • соблюдение шабата - в иудаизме это седьмой день недели, в который нужно воздержаться от работы;
  • кашрут - свод правил, регламентирующий отношение к пище и другим отраслям жизни;
  • ношение кипы - еврейский национальный головной убор, небольшая шапочка, прикрывающая макушку, она символизирует смирение и преклонение перед Господом;
  • звезда Давида - еврейский символ, изображенный на флаге Израиля, представляющий собой шестиконечную звезду (два равносторонних треугольника наложены друг на друга, один углом вниз, другой вверх);
  • семисвечник Менора - золотой светильник, является древнейшим символом иудаизма и религиозной эмблемой еврейского народа;
  • лев - символ иудейского колена.

Святые места:


  • На высоте семисот семидесяти четырех метров над уровнем моря возвышается над старым городом Иерусалимом Храмова Гора (это четырехугольная площадь, огороженная высокими стенами), и примерно на столько уходит она в глубину под землю. По настоящее время там ведутся активные раскопки. На Храмовой горе находился Первый, а затем и Второй Храм. Согласно иудейской вере, в будущем там будет возведен Третий Храм. В настоящее время там выстроены мусульманские религиозные постройки - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы (это третьи по значимости мусульманские святыни).
  • Стена Плача (другие ее названия Западная гора или А-Котель) - главнейшая святыня иудейской веры. Она расположена вокруг уцелевшего западного склона Храмовой горы. По приданию, желания, написанные на листочке и оставленные в Стене Плача непременно сбудутся. Ежегодно паломники со всего земного шара оставляют свои сокровенные пожелания с верой и надеждой ожидая их исполнения. Так, что если собираетесь посетить Израиль, заранее правильно сформулируйте свои желания, ибо они имеют свойство сбываться!

Если, дорогие читатели, данная статья лишь подогрела ваш интерес к иудейской религии, древних обычаях, святынях.

Если вы хотите узнать еще больше , углубиться в историю, а возможно, проследить связь иудаизма с христианством и другими религиями, советуем вам прочитать книги, заказать которые можно легко, просто перейдя по соответствующим ссылкам:

Удачи вам и занимательного чтения.
Подписывайтесь на наши обновления, делитесь с друзьями.
Всего вам доброго.

Из миллионов туристов, ежегодно посещающих Израиль, значительную часть составляют паломники к религиозным святыням. А все потому, что именно в этой земле зародились три самые распространенные на сегодняшний день мировые религии: иудаизм, христианство и мусульманство.

Говоря о религиозных центрах Израиля, необходимо сказать о пяти священных городах для евреев. Это Иерусалим, Вифлеем, Хеврон, Цфат и Тверия. Именно в этих населенных пунктах во времена «рассеяния» оставались жить евреи, и не угасала иудейская вера.

В настоящее время основные объекты паломничества верующих сосредоточены в этих городах или в их окрестностях.

Иерусалим

Древнейший город Ближнего Востока, его зарождение датируют 4-м тысячелетием до н.э. Расположен на Иудейских горах между Средиземным и Мертвым морем.

С 1949 провозглашен столицей государства Израиль, а в 1967-м полностью перешел под его контроль.

Современное население составляет 828 500 человек.

Для христианства это, конечно, Храм Гроба Господня. В 4-м веке н.э. мать византийского императора Константина, Елена, якобы, нашла следы распятия Христа именно в этом месте. По ее велению здесь построили церковь. В дальнейшем храм не раз разрушался и восстанавливался. Дошедшее до наших времен здание относится ко временам Крестовых походов 12-го в.н.э. Сегодня Храм Гроба Господня – это целая галерея строений, принадлежащих представителям разных христианских конфессий и конгрегаций. Внутри, кроме прочих , находится Часовня Вознесения Господня с пещерой, где был погребен Иисус. Это то самое место, где на Пасху сходит «благодатный огонь», чему стремятся стать свидетелями тысячи верующих.

Святыни иудаизма: Стена Плача, Храмовая гора. За пол тысячелетия до наступления нашей эры на одной из гор Иерусалима был построен Второй иудейский храм, затем реконструированный царем Иродом до великолепия. Но в 70-м году н.э. он был разрушен римлянами во время Иудейского восстания, после чего евреи были изгнаны из своей земли. От храма осталась Западная и Южная стена. Часть Западной получила название Стены Плача – это место, где евреи сокрушаются о постигшей их судьбе и молятся о восстановлении Храма. Но к Стене Плача стремятся не только представители еврейской нации. Считается, что Бог особенно открыт к людским молитвам в этом месте, поэтому здесь можно увидеть паломников всех национальностей. Они приносят записочки со своими просьбами ко Всевышнему, оставляя их в расщелинах Стены.

В течение столетий после изгнаний евреев Иерусалим переходил под власть различных народов и правителей. Был в его истории и мусульманский период владычества, во время которого арабы построили на месте бывшего иудейского храма свои мечети. И теперь на Храмовой горе со Стеной Плача соседствуют два мусульманских строения: Мечеть аль-Акса – третья по значению святыня ислама и Купол Скалы (Купол над Скалой) – памятник в честь событий, описанных в Коране.

Можно добавить, что в Иерусалиме, по преданию, находятся также гробница царя Давида, пещера, где захоронены члены Синедриона, и могила еврейского мудреца Симона Праведного.

Небольшие рекомендации для туристов. Если вы хотите сфотографироваться у Стены Плача, выбирайте для экскурсии будний день. Вторая половина пятницы и суббота в Израиле – Шабат, священный день. Это выходной, по четвертой заповеди Торы святить день субботний. В это время фотографироваться на Храмовой горе запрещено. Эти сутки вообще не благоприятны для экскурсий, так как большинство заведений и магазинов закрыты, и не ходит общественный транспорт.

Гостиниц в Иерусалиме большое множество. Как в Старом городе, так и за его стенами. Место в них можно (и даже нужно) предварительно забронировать на сайтах. Средняя цена – 400 шекелей (приблизительно 115 $) за номер на двоих на одну ночь, включая завтрак. Это в 10 минутах езды от Старого города. В Старом городе гостиницы встречаются на каждом шагу: арабские, католические и др. Недалеко от входа есть очень симпатичная католическая гостиница, где зимой 2013-го можно было расположиться за 500 шекелей за ночь.

Вифлеем

Это еще один религиозный центр Израиля. Современный Вифлеем – город с населением 42 000 человек, включая пригороды. Расположен на 8 км южнее Иерусалима.

Представляет значимость для христианства и иудаизма. Согласно Библии, в этом месте родился Иисус Христос. Также отсюда был родом царь Давид, здесь же он был помазан на царство. В Вифлееме есть католические церкви, Вифлеемский католический университет и одна из старейших христианских общин в мире.

Вифлеем не относится к благоприятным для туризма городам, так как находится на спорных территориях между Израилем и ПНА, и в нем нередки волнения. От Израиля его отделяет бетонная стена и контрольно-пропускной пункт. Чтобы пройти через него, гражданину РФ понадобится предъявить загранпаспорт установленного образца и пройти несложную проверку. Но попасть обратно значительно труднее – предстоит досмотр не менее тщательный, чем , а также есть вероятность закрытия КПП на несколько дней.

Хеврон

Расположен еще Южнее Вифлеема, если смотреть по карте – прямо напротив средней части . Город Хеврон не раз упоминается в Библии. До 13 века до н.э. он был центром хананейской культуры, в 8 в.до н.э. – царь Давид провозгласил его своей столицей, а позднее здесь поднял восстание его сын Авессалом.

Современный Хеврон – крупный населенный пункт с почти 160 000 жителями, из которых подавляющая часть – арабы, евреев всего 800 человек. Город находится частично под контролем Палестинской автономии, частично – израильской армии, его разделяют КПП, в среде населения нередки столкновения.

Тем не менее, Хеврон привлекает паломников. Здесь находится пещера Махпела (или пещера Патриархов), где, по преданию, покоится прах Авраама, Сарры, Исаака, Ревекки, Иакова и Лии, а также первых людей Адама и Евы.

Здесь также в начале 20-го века построен православный храм в честь святых Праотцов и Монастырь Святой Троицы.

Цфат

Город в Верхней Галилее, то есть в северной части страны. Этот религиозный центр Израиля в средние века был центром распространения Кабаллы – учения, родившегося из иудаизма.

Цфат интересен своим рельефом: он расположен на вершине горы, и его улицы представляют собой в той или иной степени серпантин, открывающий вид одновременно на озеро Кинерет, Средиземное море и гору Хермон.

Цфат считается городом художников, чьи работы выставлены в многочисленных галереях и мастерских.

Для ортодоксальных иудеев представляют ценность действующие синагоги и иешивы. А для каббалистов – могилы их знаменитых учителей.

Тверия, Галилея

Тверия (в Библии Тивериада) – небольшой красивый город на западном берегу Гениссаретского озера. Построен примерно 2000 лет назад царем Иродом Антипой в дар римскому императору Тиберию.

В городе на данный момент проживает более 40 000 жителей, значительная часть из них придерживается ортодоксальных традиций иудаизма.

Представители этой религии почитают гробницы раббана Иоханана бен Заккая, рабби Акивы, рабби Меира Баал-ха-Нес, а также Маймонида, находящиеся в Тверии.

Для христианских паломников интересны храмы, расположенные в черте города и, конечно, окрестности Тверии. Ведь Галилея – место, где Иисус Христос провел значительное время своего служения. В 15 минутах езды от города находится Гора Блаженств – место, где Учитель произнес всем известное «Блаженны нищие духом…». Сейчас на ее вершине разбит парк и построен католический монастырь.

Можно посетить место, называемое Кфар-Нахум – это та самая рыбацкая деревня Капернаум, где Иисус когда-то призвал некоторых из апостолов, здесь же он совершал чудеса и проповедовал в синагоге. Сейчас оно поделено на православную и католическую части. На территории каждой есть соответствующий монастырь, сад и исторические памятники. Так, в католической части можно увидеть остатки синагоги 1 века н.э.

На выезде из Тверии в северном направлении расположен поселок Мигдаль – откуда, по преданию, родом Мария Магдалина.

Если же направиться на юг, то минут через 10 попадешь в место массового крещения паломников, называемое Ярданит. По одной из версий, здесь Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.

С окраин Тверии видна гора Тавор (Фавор) или Гора Преображения – предполагают, что именно там Иисус предстал перед апостолами в белых одеждах. Из города до вершины горы добраться на машине можно за полчаса. Другой вариант – доехать на 30-м автобусе с центральной автостанции до одноименной арабской деревни у подножия горы, а дальше можно почувствовать себя на месте учеников, поднимавшихся вместе с Иисусом. С вершины можно полюбоваться на вид израильских земель под шум хвойного леса, погулять по тропам для туристов или посетить построенные здесь православный и католический монастыри. Можно также найти место для кемпинга и провести там ночь.

Конечно, вышеперечисленные святые места и достопримечательности – далеко не все, что есть в Израиле. Ведь если всё учитывать, то нужно говорить уже не о религиозных центрах Израиля, а об Израиле, как о едином религиозном центре.