Самолеты, рухнувшие на жилые дома. Самые крупные трагедии

В конце 1997 года произошла ужасная авиакатастрофа - крушение Ан-124 в Иркутске. Субботним днем, 6 декабря 1997 года из местного аэродрома Иркутск-2 вылетел огромный военно-транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан», нагруженный 2-мя истребителями Cy-27УБK, которые собирают на авиазаводе города, и их необходимо было транспортировать по контракту во Вьетнам.

Самолет должен был совершить рейс через Владивосток до Камраня (Вьетнам). Уже через считанные секунды после взлета гиганта, у «Руслана» сломались три из четырех двигателей: сначала отказал первый и третий, затем - второй. Перезагрузить двигатели не удалось, а на одном двигателе самолет просто накренился и стал камнем падать в населенный пункт.

Точная причина катастрофы до сих пор не известна.

Взлетно-посадочная полоса экспериментального аэропорта Иркутск-2 расположена в городской черте. Поселок (микрорайон) авиастроителей уже давно привык к тому, что над их головами низко пролетают самолеты.

Хроника событий к атастрофы Ан-124 в Иркутске уложилась всего в три десятка секунд, но последствия оказались ужасающими. 6 декабря, штиль, температура — 20 о, видимость 3 километра. В 14:42 по местному времени самолет весом в 350 тонн поднялся в воздух. Впереди многочасовой рейс на Вьетнам. Как только самолет отрывается от земли, третий двигатель начинает «чихать» пламенем. Практически сразу после взлета диспетчер получает сообщение о том, что у «Руслана» отказали три двигателя, первый через три секунды на высоте пяти метров, через шесть секунд отказал третий двигатель на высоте 22 метра и тогда же останавливается второй.

Перезапустить их не получается - силовая установка заглохла окончательно. Впереди по курсу густонаселенные жилые высотные дома, детский садик и детдом микрорайона авиастроителей. Командир корабля пытается дотянуть самолет до нежилого участка, обезопасить людей, которые в выходной день остались дома. Но это невозможно из-за перегрузки «Руслана» истребителями, общая масса которых сорок тонн.

Из-за глубокого крена самолет падает камнем вниз. Под крылом оказывается деревянный детский дом, за который он и цепляется. Гиганта разворачивает на 180 о. Обреченный «Руслан» со всей мощи обрушивается на жилой пятиэтажный дом № 45 по ул. Гражданской, мгновенно превратив его в руины, выжить в доме удалось немногим. В том доме играли свадьбу, никто не выжил на этом празднике.

От удара самолет разваливается на две части, и хвостом падает на дом № 120 по ул. Мира. Остальные осколки самолета «достаются» детдому. Топливные баки Ан-124 заправлены по максимуму, воздушное судно готовили к длительному перелету. Как только «Руслан» развалился на части, 180 тонн топлива выплескивается и вспыхивает. Вокруг все полыхает - земля, дома, деревья…

Те, кто выжил во время удара самолета, теперь боролись за жизнь, чтобы выбраться из огня. Кто-то выпрыгивал даже с пятого этажа. Ударная волна была столь сильной, что выбила в домах окна в радиусе одного километра. Топливо попало и на детский дом, загорелась проводка, троих ребят спасти не удалось.

Т.к. это был выходной, группа ребят была в бассейне, часть детей - на концерте в доме культуры. Кто знает, чтобы было, будь это будний день - возможно, жертв оказалось куда больше.

На месте происшествия практически через несколько минут оказываются службы спасения, территорию оцепляют, эвакуируют людей из близлежащих домов, оказывают помощь пострадавшим, тушат пожары. Времени на развертывание тяжелой техники нет, пожарные используют обычные легкие лестницы, чтобы успеть спасти из огня хоть кого-то. Многие люди в панике выбежали на балкон, в самый эпицентр огненного «торнадо», 27 человек спасти удалось.

На месте авиакатастрофы шла спасательная работа, были подключены не только пожарные и скорые, но и боевые и аварийно-спасательные службы России, курсанты Высшей Школы МВД и МЧС г. Иркутска. А спустя несколько часов после катастрофы Ан-124 «Руслан», в Иркутск прибывает оперативная группа с главой Министерства по чрезвычайным ситуациям России Сергеем Шайгу.

Спустя 12 часов, наконец, удалось сбить пламя, а к утру 7 числа пожар был практически под контролем, в основном остался дым, и периодически вспыхивали отдельные перекрытия домов и остатки несгоревшего топлива. Те, кому удалось спастись, были в основном жильцы дома, у которых окна выходили на противоположную от огненного вихря сторону. Хвост самолета, который практически не пострадал и опирался на здание дома № 120, создавал угрозу для служб спасения. В тот же день решили его уронить на землю.

Спасательные работы длились четверо суток и не прекращались ни на минуту, хотя к концу операции было понятно, что под оплавившимися остатками домов уже нет живых.

Детям из детдома, которых практически полуголых вывели на улицу в тридцатиградусный мороз, помогали жильцы близлежащих домов. Одевали, кормили, отогревали, оставляли на ночлег.

Последствия трагедии

Пострадавшие дома полностью снесли, а на месте катастрофы в 1999 г. построили храм Рождества Христова. Эта жуткая авиакатастрофа забрала жизни больше семидесяти человек, из них восемь - команда самолета, пятнадцать - пассажиры, остальные погибшие находились на земле, среди которых четырнадцать детей. Без крова остались более семи десятков семей.

Сведения о самолете

Самолеты Ан-124 всегда считались надежными и безопасными воздушными судами. Неприхотливые и легкие в эксплуатации, до трагедии было всего две аварии за 30 лет с этими самолетами, и оба раза по вине борткоманды. Данный самолет:

  • создан в 1985 г.
  • Передан на эксплуатацию Военно-воздушным силам Советского Союза в 1988 г.
  • К моменту катастрофы провел в воздухе 1034 часа.

Экипаж самолета

Вся команда экипажа указом Президента России в 2003 году получила «Орден Мужества» посмертно. В поселке Сеща есть мемориальные доски с биографиями команды самолета.

  • Командир самолета В.А. Федоров.
  • Помощник командира М.Ю. Брюханов.
  • Пилот-инструктор В.В. Иванов.
  • Два штурмана А.И. Батяев и А.А. Пристенский.
  • Три бортинженера И.С. Бессонов, В.П. Олефир и И.И. Артюхин.
  • Бортрадист А.А. Ворошилов.

Расследование

До сих пор не известны причины катастрофы, и не ясно, кто виноват. Два самописца сгорели в страшном пожаре, разговоры команды не удалось восстановить, а то, что извлекли - не представляло ценности. Последние секунды экипажа покрыты тайной. Тем не менее, в то далекое время была собрана специальная комиссия для расследования происшествия.

Официально принятая версия трагедии - отказ 3 двигателей. Но выяснить причину этого так и не удалось. Пытались прояснить ситуацию экспериментальным путем, выводами с известных фактов и сбором информации с места события. Одна из версий - перегруз судна. Кто-то грешит на сами двигатели, которые изготавливались на ОАО «Мотор Сич» в Украине. Кто-то предположил, что помпаж СУ был вызван некачественным топливом, которое содержало большое количество воды, вследствие чего образовался лед, который забил топливные фильтры.

Есть версия, которая была озвучена в интервью «Московскому комсомольцу», что сбой в двигателе произошел из-за радиозвонка по китайскому телефону, сделанного с борта самолета. Электроника судна сбилась, и последствия оказались необратимы.

Ни одну из версий не удалось подтвердить или опровергнуть.

6 декабря 1997 года в поселке авиастроителей Иркутск-II потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». На его борту находились два истребителя Су-27. По официальным данным, погиб 71 человек.

Терпящие бедствие самолеты и вертолеты редко падают на города, сметая огнем и металлом все сущее на земле. На этот раз 400-я машина со 100 т керосина рухнула на поселок авиастроителей Иркутск-II.

6 декабря 1997 года военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» совершал рейс по маршруту Москва - Иркутск - Владивосток - Вьетнам. На борту находилось два штурмовика Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый. Декабрьские полеты «Руслана» осуществлялись согласно решению правительства (апрель 1997 года), предписывающему Министерству обороны перевезти во Вьетнам четыре самолета Су-27УБК и два Су-27СК. Для операции планировали использовать один Ан-124 «Руслан» и один Ан-22 «Антей». С 1 по 4 декабря «Руслан» совершил рейс по маршруту Иркутск-II - Владивосток - Фанранг (где находится авиабаза вьетнамской национальной армии) - Иркутск-II, доставив заказчику два Су-27УБК. Два других «Су» этой модификации загрузили в «транспортник» перед роковым взлетом 6 декабря.

Аэропорт в Иркутске находится рядом с жилыми домами. До поры до времени об этом мало кто вспоминал. В России в городской черте расположены аэропорты Омска и Сыктывкара, а также Быково. Да и десятки крупнейших аэропортов мира находятся в черте города. Например, главные воздушные ворота Англии - Хитроу. А в Гонконге заходящие на посадку самолеты лавируют между башнями небоскребов. Но в «иркутской истории» это обстоятельство оказалось фатальным.

По словам очевидцев, двигатели «Руслана» стали сбоить еще на взлете: хлопки, брызги, языки пламени. Однако отменить взлет экипаж уже не в силах: как говорят профессионалы, минуло «время принятия решения».

К сожалению, внутренние переговоры экипажа не сохранились - оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. На магнитофоне руководителя полетов осталось несколько эпизодов переговоров с экипажем «Руслана».

Командир экипажа запросил разрешение на взлет.

«Руководитель полета: „Ноль ноль пять, у земли тихо, взлет разрешаю“.

Через 1 минуту 20 секунд с земли проинформировали: «Ноль ноль пять, с левого двигателя выхлоп пламени».

Экипаж сообщил диспетчеру об отказе двух левых движков. Командир корабля Владимир Федоров отдал приказ перезапустить крайний отказавший двигатель - тут же связь оборвалась.

Впереди по курсу у «Руслана» - многоэтажки поселка авиастроителей, где находились тысячи человек. Экипаж сделал все возможное, чтобы исключить удар в высотки. Летчики пытались дотянуть до широкой улицы, а еще лучше - до пустыря. Им удалось увести махину от многоэтажек, но «Руслан» накренился влево.

В 14.40 самолет зацепил крылом деревянный двухэтажный дом; от этого машину развернуло на 180 градусов, и она рухнула на кирпичную пятиэтажку, задев находящийся рядом детский дом. Более 140 т горючего из баков самолета разлилось по земле и тотчас воспламенилось. Так закончился последний, 25-секундный полет «Руслана»…

По свидетельству очевидцев, самолет падал совершенно бесшумно. К счастью, у детей в это время «тихий час» - они находились в здании, а не на игровой площадке. Воспитатели, нянечки почти всех вывели, вынесли. И все-таки две девочки, Яна Потанина и Люда Пташкина, погибли от удушья, еще нескольких детей перевезли в ожоговый центр.

В доме по адресу Гражданская, 45 (дом полностью разрушен) проживали 108 человек. Первоначальная информация о 150 погибших, прошедшая по телевизионным каналам, оказалась ошибочной. За неделю до катастрофы в поселке отключили газ, что позволило избежать больших жертв и разрушений. По рассказам очевидцев, один мужчина, спасаясь, прыгнул вниз с четвертого этажа.

Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

Вскоре приехала группа иркутских спасателей, подоспели ангарские и слюдянские отряды. Утром 7 декабря на подмогу пришли красноярские, читинские и улан-удэнские спасатели, на помощь пришли курсанты Высшей школы МВД, сотрудники милиции…

В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу оперативная группа МЧС - двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру пожар потушили, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и топливо, еще дымились и время от времени загорались. Спасатели продолжали разбирать завалы в поисках тел погибших.

Хвостовая часть «Руслана», оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на пятиэтажное здание. Днем 7 декабря решили уронить хвост самолета на землю.

Все остатки разрушенного «Руслана» оперативно убрали. Фрагменты самолета, которые могли пролить свет на причину катастрофы, отправили на экспертизу в Москву.

По официальным данным, погиб 71 человек. Спасатели обнаружили 47 тел и 19 фрагментов тел; опознаны 34. За медицинской помощью обратились 27 пострадавших, из них шестнадцать госпитализированы.

Поначалу версий относительно причин катастрофы выдвигалось девять - от конструктивно-производственных недостатков двигателей до некондиционного топлива.

Сразу после трагедии специалисты ФАС заявили, что им предстоит найти «тот самый оборвавшийся проводок или заклинивший механизм, который и привел к катастрофе». Сделать это в огромной куче искореженного и обгоревшего металла оказалось не так просто. В таких случаях окончательная оценка всех факторов объективна на 80 процентов.

Министр МЧС Сергей Шойгу объявил, что «вины экипажа нет», пилотировали «Руслан» опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году. Это отличные показатели для летчиков военно-транспортной авиации.

Правда, некоторые эксперты Федеральной авиационной службы полагали, что в экстремальных условиях летчики отключили не те двигатели, которые начали сбоить. Именно это стало причиной катастрофы Ту-134 два года назад под Нахичеванью.

Самолет Ан-124 «Руслан», с бортовым номером 82005, был выпущен Ульяновским производственным объединением 31 декабря 1986 года. Назначенный ресурс - 6 тысяч часов; с начала эксплуатации налетал 1034 часа. Регламентные работы выполнялись 1 ноября 1996 года.

Неизвестно, правильно ли были закреплены разобранные машины. Специалисты «Росвооружения» и Министерства обороны позже назвали загрузку «Руслана» двумя истребителями «трюком на грани фола». Международная практика торговли самолетами прежде не знала случаев, когда Су-27 перевозились бы на борту Ан-124, не считая первого полета этого же экипажа неделей раньше. Су-27 всегда перевозили морем или по железной дороге - безопаснее и дешевле.

С этим мнением не согласился технический директор и председатель совета директоров авиакомпании «Волга - Днепр» (Ульяновск) Виктор Толкачев. Ведь «Волга - Днепр» успешно использует семь «Русланов», перевозя негабаритные грузы по всему свету. Например, Ан-124 доставил за шесть рейсов из Чикаго в Якутию пять карьерных самосвалов «Катерпиллер». Каждая такая машина весит 103 т. В ноябре 1997 года «Руслан» перенес на Байконур из Калифорнии «космический» 65-тонный груз; главный его элемент - 14-тонный американский спутник «Азиасат».

Иркутская катастрофа - четвертая в послужном списке «Руслана». Однако предыдущие инциденты (8 октября 1992 года, Киев, испытательный полет; 15 ноября 1993 года, аэродром Керман, Иран, коммерческий полет, 8 октября 1996 года, Турин, Италия, коммерческий полет) не имели ничего общего с трагедией 6 декабря. На испытаниях в экстремальных условиях машину погубил разрушившийся обтекатель носового радиолокатора. В Иране и Италии к беде привел «человеческий фактор», а не дефекты самолета.

Еще одна причина, на которой настаивали некоторые члены комиссии, - отказ электронной топливно-регулирующей аппаратуры, что привело к поочередной остановке трех двигателей.

Директор ФСБ Николай Ковалев в интервью «Интерфаксу» высказался в том смысле, что акт диверсии сегодня не просматривается, зато велика вероятность смешивания 60 т летнего топлива с зимним, так как «Руслан» брал курс на теплый Вьетнам.

Версия некачественного топлива была наиболее близка производителям моторов Д-18Т - представителям запорожского завода «Моторсич», которые участвовали в работе комиссии в качестве экспертов. Четыре мотора, установленные на разбившемся самолете, имели запас по ресурсу и прошли необходимые регламентные работы.

Пробы топлива, обломки самолета и два бортовых самописца, зафиксировавшие параметры полета, доставили в Москву. В Федеральной авиационной службе сделано предварительное заключение по топливу, находящемуся в заправщиках аэропорта Иркутск-II; оно соответствует стандартам.

Правда, доставленные из Вьетнама образцы подтвердили, что в самолете заправка на треть оказалась без соответствующих зимних присадок. Поскольку «Руслан» стоял больше суток с полупустыми баками на морозе, вода, содержавшаяся в горючем, превратилась в лед. Часть его осталась в топливе, а часть осела в виде инея на стенках топливного бака. При дозаправке горючее еще больше перемешалось со льдом. А после запуска двигателей кристаллы начали оседать на решетке топливного фильтра. Образовавшаяся ледяная пробка при переводе силовых установок в форсированный режим работы сорвалась и заклинила механизм распределения горючего. Это могло привести к остановке сразу трех двигателей. Хотя, по словам специалистов, в конструкции Д-18Т предусмотрен автоматический обогрев фильтров. Кроме того, в системе имеется обходной путь поступления топлива в двигатель в случае их засорения.

Руководитель Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев добавил, что заправка проходит тщательный контроль, поэтому закачка «Руслана» некондиционным топливом, по его мнению, невозможна.

Среди иркутских авиастроителей популярна следующая версия. Власти из всех вариантов сразу исключили факт саботажа, - это не случайно. Стало быть, «Руслан» погиб по чьему-то злому умыслу. Во время загрузки самолета вокруг толпилось много народу - при желании любой мог сделать что угодно. По странному совпадению все катастрофы «Русланов», кроме первой, случившейся во время испытаний, происходят накануне выгодного контракта или в период его выполнения.

Еще одно неожиданное предположение сделал старейший сотрудник радиоэкологического мониторинга Гидрометеослужбы: «В день катастрофы температура воздуха в Иркутске была 26 градусов ниже нуля при полном воздушном штиле. В таких погодных условиях над городом формируется атмосфера с малым процентным содержанием кислорода, то есть воздух насыщен выхлопными газами и смогом большого города (известно, что недалеко от места падения самолета находится ТЭЦ). Низкие температуры не дают массиву горячего воздуха подниматься вверх, вследствие чего на границе встречи аэродрома с городом создается разность температур и состава воздуха. По многочисленным наблюдениям специалистов, огромные „пузыри“ теплого воздуха и смога зависают на городом на высоте от 90 до 300 метров, как раз на траектории взлета воздушного лайнера». При наличии всех этих обстоятельств мог произойти срыв пламени.

По мнению специалистов, эта версия выглядит весьма правдоподобно, но для ее подтверждения или опровержения следовало провести натурное моделирование ситуации путем задувки соответствующей смеси в двигатели прямо на стоянке. Источники из правительственной комиссии не исключали, что у «тяжеловеса» отказали все четыре двигателя одновременно. Хотя за последние 10 лет у самолетов такого класса выходов из строя двух и более двигателей не отмечалось.

Тем не менее два «черных ящика», расшифрованных на месте специалистами Министерства обороны, указывают на неполадки в двигателях. Что же послужило причиной отказа?

Сам по себе «Руслан» - самолет надежный, но есть у него то, что маршал Шапошников назвал слабой газодинамической устойчивостью двигателей. Впадают они, случается, в режим, называемый в авиации помпажем, то есть в опасное положение, когда резко меняется обтекание лопаток компрессора у движка; это приводит к падению тяги, мощнейшим вибрациям и даже разрушению силовой установки. Такие случаи в армейской авиации бывали, но не приводили к авариям и катастрофам. Это происходит в том случае, если на земле не провели прогона двигателей. Прогон съедает уйму горючего и поэтому проводится не всегда или не полностью.

По словам генерального директора «Моторсич» Вячеслава Богуслаева, случаи помпажа действительно бывали на Ан-124 в 1991-1993 годах, но вместе с АНТК имени Антонова дефект устранили. В последнее время, утверждает Богуслаев, так называемой нерасчетной работы двигателей не было зафиксировано.

Генеральный директор АНТК Петр Балабуев не исключал «топливной» первопричины трагедии. По его мнению, она произошла из-за воды, оказавшейся в горючем, или нарушений технологии при прогреве двигателей перед взлетом. Потерю тяги могли вызвать и птицы, угодившие в воздухозаборники движков.

К январю 1998 года осталось три версии: недостаточный запас газодинамической устойчивости двигателей, неполадки в системе подачи топлива, сбои в работе электро - и электронной систем самолета-гиганта.

Результаты экспертиз показали, что топливо самолета было пригодно для использования. Не могло стать причиной катастрофы и его биозасорение, - число микроорганизмов в пробах не превысило допустимых показателей.

По мнению специалистов, из трех оставшихся версий маловероятен также отказ топливной системы: на «Русланах» она надежна. Даже при полном обесточивании самолета подача топлива прекращаться не должна и осуществляется автономно. Впрочем, любая катастрофа чаще всего результат не одной конкретной причины, а целой цепочки таковых.

14 января 1998 года, через 40 дней после трагедии, иркутяне провели панихиду по погибшим в катастрофе Ан-124 «Руслан». У памятного знака в Иркутске-II собрались родственники и соседи погибших, пострадавшие, представители областной и городской администрации.

Катастрофа самолета Ан-124 «Руслан»

6 декабря 1997 года в поселке авиастроителей Иркутск-II потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». На его борту находились два истребителя Су-27. По официальным данным, погиб 71 человек.

Терпящие бедствие самолеты и вертолеты редко падают на города, сметая огнем и металлом все сущее на земле. На этот раз 400-я машина со 100 т керосина рухнула на поселок авиастроителей Иркутск-II.

6 декабря 1997 года военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» совершал рейс по маршруту Москва - Иркутск - Владивосток - Вьетнам. На борту находилось два штурмовика Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый. Декабрьские полеты «Руслана» осуществлялись согласно решению правительства (апрель 1997 года), предписывающему Министерству обороны перевезти во Вьетнам четыре самолета Су-27УБК и два Су-27СК. Для операции планировали использовать один Ан-124 «Руслан» и один Ан-22 «Антей». С 1 по 4 декабря «Руслан» совершил рейс по маршруту Иркутск-II - Владивосток - Фанранг (где находится авиабаза вьетнамской национальной армии) - Иркутск-II, доставив заказчику два Су-27УБК. Два других «Су» этой модификации загрузили в «транспортник» перед роковым взлетом 6 декабря.

Аэропорт в Иркутске находится рядом с жилыми домами. До поры до времени об этом мало кто вспоминал. В России в городской черте расположены аэропорты Омска и Сыктывкара, а также Быково. Да и десятки крупнейших аэропортов мира находятся в черте города. Например, главные воздушные ворота Англии - Хитроу. А в Гонконге заходящие на посадку самолеты лавируют между башнями небоскребов. Но в «иркутской истории» это обстоятельство оказалось фатальным.

По словам очевидцев, двигатели «Руслана» стали сбоить еще на взлете: хлопки, брызги, языки пламени. Однако отменить взлет экипаж уже не в силах: как говорят профессионалы, минуло «время принятия решения».

К сожалению, внутренние переговоры экипажа не сохранились - оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. На магнитофоне руководителя полетов осталось несколько эпизодов переговоров с экипажем «Руслана».

Командир экипажа запросил разрешение на взлет.

«Руководитель полета: „Ноль ноль пять, у земли тихо, взлет разрешаю“.

Через 1 минуту 20 секунд с земли проинформировали: «Ноль ноль пять, с левого двигателя выхлоп пламени».

Экипаж сообщил диспетчеру об отказе двух левых движков. Командир корабля Владимир Федоров отдал приказ перезапустить крайний отказавший двигатель - тут же связь оборвалась.

Впереди по курсу у «Руслана» - многоэтажки поселка авиастроителей, где находились тысячи человек. Экипаж сделал все возможное, чтобы исключить удар в высотки. Летчики пытались дотянуть до широкой улицы, а еще лучше - до пустыря. Им удалось увести махину от многоэтажек, но «Руслан» накренился влево.

В 14.40 самолет зацепил крылом деревянный двухэтажный дом; от этого машину развернуло на 180 градусов, и она рухнула на кирпичную пятиэтажку, задев находящийся рядом детский дом. Более 140 т горючего из баков самолета разлилось по земле и тотчас воспламенилось. Так закончился последний, 25-секундный полет «Руслана»…

По свидетельству очевидцев, самолет падал совершенно бесшумно. К счастью, у детей в это время «тихий час» - они находились в здании, а не на игровой площадке. Воспитатели, нянечки почти всех вывели, вынесли. И все-таки две девочки, Яна Потанина и Люда Пташкина, погибли от удушья, еще нескольких детей перевезли в ожоговый центр.

В доме по адресу Гражданская, 45 (дом полностью разрушен) проживали 108 человек. Первоначальная информация о 150 погибших, прошедшая по телевизионным каналам, оказалась ошибочной. За неделю до катастрофы в поселке отключили газ, что позволило избежать больших жертв и разрушений. По рассказам очевидцев, один мужчина, спасаясь, прыгнул вниз с четвертого этажа.

Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

Вскоре приехала группа иркутских спасателей, подоспели ангарские и слюдянские отряды. Утром 7 декабря на подмогу пришли красноярские, читинские и улан-удэнские спасатели, на помощь пришли курсанты Высшей школы МВД, сотрудники милиции…

В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу оперативная группа МЧС - двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру пожар потушили, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и топливо, еще дымились и время от времени загорались. Спасатели продолжали разбирать завалы в поисках тел погибших.

Хвостовая часть «Руслана», оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на пятиэтажное здание. Днем 7 декабря решили уронить хвост самолета на землю.

Все остатки разрушенного «Руслана» оперативно убрали. Фрагменты самолета, которые могли пролить свет на причину катастрофы, отправили на экспертизу в Москву.

По официальным данным, погиб 71 человек. Спасатели обнаружили 47 тел и 19 фрагментов тел; опознаны 34. За медицинской помощью обратились 27 пострадавших, из них шестнадцать госпитализированы.

Поначалу версий относительно причин катастрофы выдвигалось девять - от конструктивно-производственных недостатков двигателей до некондиционного топлива.

Сразу после трагедии специалисты ФАС заявили, что им предстоит найти «тот самый оборвавшийся проводок или заклинивший механизм, который и привел к катастрофе». Сделать это в огромной куче искореженного и обгоревшего металла оказалось не так просто. В таких случаях окончательная оценка всех факторов объективна на 80 процентов.

Министр МЧС Сергей Шойгу объявил, что «вины экипажа нет», пилотировали «Руслан» опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году. Это отличные показатели для летчиков военно-транспортной авиации.

Правда, некоторые эксперты Федеральной авиационной службы полагали, что в экстремальных условиях летчики отключили не те двигатели, которые начали сбоить. Именно это стало причиной катастрофы Ту-134 два года назад под Нахичеванью.

Самолет Ан-124 «Руслан», с бортовым номером 82005, был выпущен Ульяновским производственным объединением 31 декабря 1986 года. Назначенный ресурс - 6 тысяч часов; с начала эксплуатации налетал 1034 часа. Регламентные работы выполнялись 1 ноября 1996 года.

Неизвестно, правильно ли были закреплены разобранные машины. Специалисты «Росвооружения» и Министерства обороны позже назвали загрузку «Руслана» двумя истребителями «трюком на грани фола». Международная практика торговли самолетами прежде не знала случаев, когда Су-27 перевозились бы на борту Ан-124, не считая первого полета этого же экипажа неделей раньше. Су-27 всегда перевозили морем или по железной дороге - безопаснее и дешевле.

С этим мнением не согласился технический директор и председатель совета директоров авиакомпании «Волга - Днепр» (Ульяновск) Виктор Толкачев. Ведь «Волга - Днепр» успешно использует семь «Русланов», перевозя негабаритные грузы по всему свету. Например, Ан-124 доставил за шесть рейсов из Чикаго в Якутию пять карьерных самосвалов «Катерпиллер». Каждая такая машина весит 103 т. В ноябре 1997 года «Руслан» перенес на Байконур из Калифорнии «космический» 65-тонный груз; главный его элемент - 14-тонный американский спутник «Азиасат».

Иркутская катастрофа - четвертая в послужном списке «Руслана». Однако предыдущие инциденты (8 октября 1992 года, Киев, испытательный полет; 15 ноября 1993 года, аэродром Керман, Иран, коммерческий полет, 8 октября 1996 года, Турин, Италия, коммерческий полет) не имели ничего общего с трагедией 6 декабря. На испытаниях в экстремальных условиях машину погубил разрушившийся обтекатель носового радиолокатора. В Иране и Италии к беде привел «человеческий фактор», а не дефекты самолета.

Еще одна причина, на которой настаивали некоторые члены комиссии, - отказ электронной топливно-регулирующей аппаратуры, что привело к поочередной остановке трех двигателей.

Директор ФСБ Николай Ковалев в интервью «Интерфаксу» высказался в том смысле, что акт диверсии сегодня не просматривается, зато велика вероятность смешивания 60 т летнего топлива с зимним, так как «Руслан» брал курс на теплый Вьетнам.

Версия некачественного топлива была наиболее близка производителям моторов Д-18Т - представителям запорожского завода «Моторсич», которые участвовали в работе комиссии в качестве экспертов. Четыре мотора, установленные на разбившемся самолете, имели запас по ресурсу и прошли необходимые регламентные работы.

Пробы топлива, обломки самолета и два бортовых самописца, зафиксировавшие параметры полета, доставили в Москву. В Федеральной авиационной службе сделано предварительное заключение по топливу, находящемуся в заправщиках аэропорта Иркутск-II; оно соответствует стандартам.

Правда, доставленные из Вьетнама образцы подтвердили, что в самолете заправка на треть оказалась без соответствующих зимних присадок. Поскольку «Руслан» стоял больше суток с полупустыми баками на морозе, вода, содержавшаяся в горючем, превратилась в лед. Часть его осталась в топливе, а часть осела в виде инея на стенках топливного бака. При дозаправке горючее еще больше перемешалось со льдом. А после запуска двигателей кристаллы начали оседать на решетке топливного фильтра. Образовавшаяся ледяная пробка при переводе силовых установок в форсированный режим работы сорвалась и заклинила механизм распределения горючего. Это могло привести к остановке сразу трех двигателей. Хотя, по словам специалистов, в конструкции Д-18Т предусмотрен автоматический обогрев фильтров. Кроме того, в системе имеется обходной путь поступления топлива в двигатель в случае их засорения.

Руководитель Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев добавил, что заправка проходит тщательный контроль, поэтому закачка «Руслана» некондиционным топливом, по его мнению, невозможна.

Среди иркутских авиастроителей популярна следующая версия. Власти из всех вариантов сразу исключили факт саботажа, - это не случайно. Стало быть, «Руслан» погиб по чьему-то злому умыслу. Во время загрузки самолета вокруг толпилось много народу - при желании любой мог сделать что угодно. По странному совпадению все катастрофы «Русланов», кроме первой, случившейся во время испытаний, происходят накануне выгодного контракта или в период его выполнения.

Еще одно неожиданное предположение сделал старейший сотрудник радиоэкологического мониторинга Гидрометеослужбы: «В день катастрофы температура воздуха в Иркутске была 26 градусов ниже нуля при полном воздушном штиле. В таких погодных условиях над городом формируется атмосфера с малым процентным содержанием кислорода, то есть воздух насыщен выхлопными газами и смогом большого города (известно, что недалеко от места падения самолета находится ТЭЦ). Низкие температуры не дают массиву горячего воздуха подниматься вверх, вследствие чего на границе встречи аэродрома с городом создается разность температур и состава воздуха. По многочисленным наблюдениям специалистов, огромные „пузыри“ теплого воздуха и смога зависают на городом на высоте от 90 до 300 метров, как раз на траектории взлета воздушного лайнера». При наличии всех этих обстоятельств мог произойти срыв пламени.

По мнению специалистов, эта версия выглядит весьма правдоподобно, но для ее подтверждения или опровержения следовало провести натурное моделирование ситуации путем задувки соответствующей смеси в двигатели прямо на стоянке. Источники из правительственной комиссии не исключали, что у «тяжеловеса» отказали все четыре двигателя одновременно. Хотя за последние 10 лет у самолетов такого класса выходов из строя двух и более двигателей не отмечалось.

Тем не менее два «черных ящика», расшифрованных на месте специалистами Министерства обороны, указывают на неполадки в двигателях. Что же послужило причиной отказа?

Сам по себе «Руслан» - самолет надежный, но есть у него то, что маршал Шапошников назвал слабой газодинамической устойчивостью двигателей. Впадают они, случается, в режим, называемый в авиации помпажем, то есть в опасное положение, когда резко меняется обтекание лопаток компрессора у движка; это приводит к падению тяги, мощнейшим вибрациям и даже разрушению силовой установки. Такие случаи в армейской авиации бывали, но не приводили к авариям и катастрофам. Это происходит в том случае, если на земле не провели прогона двигателей. Прогон съедает уйму горючего и поэтому проводится не всегда или не полностью.

По словам генерального директора «Моторсич» Вячеслава Богуслаева, случаи помпажа действительно бывали на Ан-124 в 1991-1993 годах, но вместе с АНТК имени Антонова дефект устранили. В последнее время, утверждает Богуслаев, так называемой нерасчетной работы двигателей не было зафиксировано.

Генеральный директор АНТК Петр Балабуев не исключал «топливной» первопричины трагедии. По его мнению, она произошла из-за воды, оказавшейся в горючем, или нарушений технологии при прогреве двигателей перед взлетом. Потерю тяги могли вызвать и птицы, угодившие в воздухозаборники движков.

К январю 1998 года осталось три версии: недостаточный запас газодинамической устойчивости двигателей, неполадки в системе подачи топлива, сбои в работе электро - и электронной систем самолета-гиганта.

Результаты экспертиз показали, что топливо самолета было пригодно для использования. Не могло стать причиной катастрофы и его биозасорение, - число микроорганизмов в пробах не превысило допустимых показателей.

По мнению специалистов, из трех оставшихся версий маловероятен также отказ топливной системы: на «Русланах» она надежна. Даже при полном обесточивании самолета подача топлива прекращаться не должна и осуществляется автономно. Впрочем, любая катастрофа чаще всего результат не одной конкретной причины, а целой цепочки таковых.

14 января 1998 года, через 40 дней после трагедии, иркутяне провели панихиду по погибшим в катастрофе Ан-124 «Руслан». У памятного знака в Иркутске-II собрались родственники и соседи погибших, пострадавшие, представители областной и городской администрации.

Из книги 100 великих авиакатастроф автора Муромов Игорь

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький» 18 мая 1935 года в Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла авиакатастрофа с самым большим самолетом своего времени - АНТ-20 «Максим Горький».Погибли 47 человек, среди которых шестеро детей в возрасте от 8 до 15 лет.Идея

Из книги 100 великих загадок XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

Катастрофа самолета «FH-227» в Андах 13 октября 1972 года в Андах разбился самолет FH-227D/LCD. Погибли 29 человек из 45 находившихся на борту. Выжившие не были найдены до 22 декабря 1972 года. Книга и фильм «В живых» основаны на этой катастрофе.13 октября 1972 года команда регбистов из

Из книги Практика полетов на самолете Ту-154 автора Ершов Василий Васильевич

Катастрофа самолета «Локхид L-1011 Трайстар» 29 декабря 1972 года над Национальным парком Эверглейдс во Флориде потерпел катастрофу «Локхид L-1011 Трайстар» авиакомпании «Штерн». Погибли 100 человек.29 декабря 1972 года открылась еще одна мрачная страница в истории гражданской

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Катастрофа турецкого самолета DC-10 3 марта 1974 года в предместьях Парижа потерпел катастрофу аэробус DC-10 компании «Турецкие авиалинии». Погибли 345 человек, в том числе 11 членов экипажа.3 марта 1974 года турецкий аэробус DC-10 совершил посадку в аэропорту Орли. Накануне в Париже

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

Катастрофа самолета «Боинг-747» в Найроби 20 ноября 1974 года при переходе в набор высоты рухнул на землю «Боинг-747» авиакомпании «Люфтганза». Погибли 59 человек.19 ноября 1974 года «Боинг-747» (бортовой номер 19747/29) авиакомпании «Люфтганза» выполнял грузопассажирский рейс 540/19 по

Из книги автора

Из книги автора

Катастрофа самолета Ту-154 в Омске 11 октября 1984 года на взлетно-посадочной полосе аэропорта города Омска самолет Ту-154 столкнулся с тремя аэродромными машинами. В результате пожара погибли 178 человек.10 октября 1984 года экипаж 384-го летного отряда Толмачевского ОАО

Из книги автора

Катастрофа самолета Ту-154Б в горах Сихотэ-Алиня 7 декабря 1995 года в 200 км от Хабаровска потерпел катастрофу самолет Ту-154Б компании «Хабаровские авиалинии». Погибли 90 пассажиров и 8 членов экипажа.Рейс № 3949 для экипажа Ту-154Б (бортовой номер 85164), принадлежащего Хабаровскому

Из книги автора

Катастрофа самолета Ту-154М на Шпицбергене 29 августа 1996 года при заходе на посадку у города Лонгьир на архипелаге Шпицберген потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 130 пассажиров и 11 членов экипажа.29 августа 1996 года

Из книги автора

Катастрофа самолета «Боинг-747» на острове Гуам 5 августа 1997 года при заходе на посадку в аэропорту города Лганья на тихоокеанском острове Гуам (США) потерпел катастрофу «Боинг-747-3B5» южнокорейской авиакомпании «Кореан эйрлайнз». Из 254 человек, находившихся на борту,

Из книги автора

Из книги автора

Катастрофа самолета Су-27 на авиашоу 27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом боевой истребитель Су-27УБ врезался в зрителей. Погибли 83 человека (из них 19 детей), 116 человек ранены. Пилоты успели катапультироваться.Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов,

Из книги автора

Из книги автора

Если бесскоростной «козел» не представляет большой опасности для самолета и сравнительно легко исправляется, то «козел» самолета, имеющего запас скорости, а значит, кинетической энергии и управляемости, в очень большой степени является плодом активной деятельности

Из книги автора

РУСЛАН КИРЕЕВ Киреев Руслан Тимофеевич родился 25 декабря 1941 года в Коканде Узбекской ССР. Окончил автодорожный техникум и Литинститут (1967). Работал в автохозяйствах Крыма и более 20 лет в журнале «Крокодил» (1967–1980). Ведет в Литинституте семинар прозы (с 1987) и одновременно

Из книги автора

Ан-124 «Руслан» ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТАн-124 (код НАТО - «Condor») предназначен для доставки войск со штатной боевой техникой и вооружением из глубокого тыла на театры военных действий, перевозки войск между ними и внутри тыловых зон, усиления воздушного десанта тяжелой

Первая крупная авиакатастрофа 2017 года, которая произошла утром 16 января под Бишкеком, получилась не самой типичной. Большинство жертв на сей раз были не пассажирами и членами экипажа, а жителями .

Транспортный самолет Boeing 747 турецкой компании ACT разбился при заходе на посадку в киргизском аэропорту Манас. Лайнер упал на поселок Дача-Суу, расположенный в 1,5-2 км от взлетной полосы аэропорта.

В Дача-Суу разрушено не менее 15 домов, жители которых и составили большинство из 37 погибших, о которых известно на данный момент.

Проживание в непосредственной близости от аэропорта, особенно в зоне, через которую проходит линия взлета и посадки самолетов — вещь небезопасная. При строительстве воздушных гаваней делается все, чтобы минимизировать подобную угрозу.

Но иногда новые жилые поселки в опасной зоне появляются уже после того, как аэропорт начинает работу. Иногда бывает и по-другому — аэропорт из-за дефицита места изначально располагают вблизи районов массовой застройки. В таких случаях остается уповать только на мастерство пилотов и надежность систем безопасности.

Неписаный закон летчиков гласит — экипаж должен уводить самолет от жилых кварталов, даже если такой маневр может стоить жизни самим летчикам.

Вот только сделать это порой невозможно. При взлете и посадке катастрофическая ситуация развивается настолько быстро, что времени для принятия каких-либо мер просто не остается.

Несмотря на то, что сценарий катастрофы, подобный тому, что произошел под Бишкеком, не самый распространенный, трагических случаев подобного рода немало.

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

1992 год. Грузовой Boeing 747 упал на жилой комплекс в Амстердаме

Грузовой самолёт Boeing 747-258F-SCD авиакомпании El Al 4 октября 1992 года совершал рейс LY 1862 по маршруту Нью-Йорк—Амстердам—Тель-Авив. Через шесть минут после взлета из аэропорта Амстердама произошел отказ двух правых двигателей. Пилоты развернули самолёт и пытались посадить его в аэропорту Амстердама, но лайнер опрокинулся и рухнул на жилой комплекс «Грунэвэн» в пригороде Бэйлмер.

Лайнер врезался в 6-й этаж 11-этажного жилого здания, разрушив 31 квартиру. Всего погибли 43 человека, 39 из которых были жильцами разрушенного здания. Кроме того, 26 человек на земле получили ранения различной степени тяжести.

Версия о теракте, которая рассматривалась изначально, подтверждения не получила. Следствие установило, что крепление третьего двигателя в момент максимальных взлетных нагрузок не выдержало из-за усталости металла. Оторвавшийся двигатель врезался в соседний, четвертый, оторвав его, а также повредив поверхность крыла. После этого удержать самолет в воздухе оказалось невозможно.

1996 год. Самолет Ан-32 врезался в заполненный людьми рынок в Киншасе

8 января 1996 года в столице Демократической Республики Конго (на тот момент носившей название Заир) Киншасе произошла самая масштабная катастрофа по количеству жертв на земле.

Российский грузовой самолёт Ан-32Б авиакомпании «Московские воздушные линии» (Moscow Airways) совершал грузовой рейс из Киншасы в Кахембу.

Самолет начал разбег, достиг расчетной скорости взлета, но не смог оторвать от земли. Действия экипажа по прекращению взлёта не предотвратили выкатывания самолета за пределы ВПП и аэропорта.

Рядом с аэропортом находился рынок, заполненный людьми. Самолет влетел в толпу, промчался по торговым рядам около 240 метров и загорелся от столкновения с рыночными постройками.

Из шести членов экипажа погиб только бортмеханик, остальных эвакуировали. На земле погибли 297 человек, преимущественно женщин и детей, ещё 253 получили ранения.

Тела погибших оказались настолько изувечены, что удалось идентифицировать личности лишь 66 человек. Неопознанные жертвы были похоронены в братской могиле.

Российскими следственными органами было установлено, что полеты «Международных воздушных линий» выполнялись со значительными нарушениями, что привело к запрету деятельности компании 4 января 1996 года комиссией Московского регионального управления воздушным транспортом по причине некачественного техобслуживания воздушных судов. Однако компания незаконно продолжала свою деятельность вплоть до катастрофы в Киншасе.

Причиной катастрофы, по мнению следователей, явилось выполнение полета с взлетной массой, превышающей максимально допустимую. По расчетам, взлетная масса самолёта при взлёте составляла 29 200-34 000 кг, то есть превышала максимально допустимую 27 000 кг.

Власти Заира обвинили в убийстве двух граждан России — командира Ан-32 Николая Казарина и второго пилота Андрея Гуськова . Летчики было осуждены на два года лишения свободы каждый.

1997 год. Грузовой Ан-124 «Руслан» упал на жилые кварталы Иркутска

6 декабря 1997 года самолет Ан-124-100 перевозил во Вьетнам два истребителя Су-27УБК, собранных Иркутским авиационным заводом. Через три секунды после отрыва от взлетно-посадочной полосы аэродрома Иркутска произошел отказ одного из двигателей. В течение следующих 8 секунд отказали еще два двигателя. Транспортный самолёт с левым креном и малой поступательной скоростью рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Хвост самолёта существенно задел дом № 120 по улице Мира, а остальные обломки — здание детского дома.

Десятки тонн топлива мгновенно воспламенились, не оставляя людям шансов на спасение.

Всего погибли 72 человека, из которых 49 — на земле, включая 14 детей.

Официально причиной отказа двигателей была признана перегрузка самолета, хотя с этой версией до сих пор согласны не все эксперты.

2000 год. Крушение «Конкорда» под Парижем

25 июля 2000 года сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд» авиакомпании Air France выполнял чартерный рейс AFR 4590 по маршруту Париж—Нью-Йорк.

Во время разбега по ВПП у самолета загорелся левый двигатель. Остановить взлет было уже невозможно, и экипаж принял решение взлетать, чтобы затем развернуться и совершить вынужденную посадку. Однако отказ еще одного двигателя фактически лишил пилотов возможности управлять лайнером. Спустя две минуты после взлета «Конкорд» рухнул на небольшой отель «Hôtelissimo Les Relais Bleus» в муниципалитете Гонесс примерно в 3 километрах от аэропорта. Лайнер полностью разрушился, здание отеля охватил пожар. В результате катастрофы погибли 113 человек — 109 на борту «Конкорда» и 4 человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.

Следствие установило, что при разбеге авиалайнера по ВПП произошло повреждение шины основного шасси титановой пластиной, которая отделилась от двигателя американского самолёта McDonnell Douglas DC-10, совершавшего взлёт по той же полосе. Обломки покрышки пробили балансировочный топливный бак, вследствие чего произошло короткое замыкание и воспламенение авиатоплива, а затем пожар двигателя.

Катастрофа под Парижем поставила точку в истории коммерческой эксплуатации «Конкордов».

Интересно, что сверхзвуковой «Конкорд» погиб всего в 5 км от места, где в 1973 году во время демонстрационного полета разбился другой сверхзвуковой пассажирский лайнер — Ту-144.

3 июня 1973 года во время демонстрационного полета в рамках авиасалона в Ле-Бурже Ту-144 внезапно вошел в пике, а через несколько секунд рассыпался в воздухе и упал на расположенные под ним жилые районы городка Гуссенвиль.

В катастрофе погибли все 6 членов экипажа, а также 8 человек на земле, включая троих детей. 25 человек на земле получили ранения.

В 1997 году случилась огромная трагедия – на жилой дом упал самолет. Жертвами стали 72 человека, в основном, те, кто был в тот момент в своих квартирах, в том числе 14 детей. Более 70 семей остались без крыш над головой. Самолет Ан-124 “Руслан” с выключенными двигателями, отказавшими по неизвестной причине, упал в поселке авиастроителей Иркутск-II, полностью разрушившись. На борту размещалось два штурмовых самолета СУ-27, проданных во Вьетнам по цене 30 000 000 долларов каждый, и экипаж в составе 16 пилотов и 30 техников. Борт был полностью заправлен горючим, общий объем которого превышал 140 тонн.

Спустя 1 минуту 20 секунд после взлета экипажу сообщили о видимом с левого двигателя выхлопе пламени, одновременно пилоты сообщили диспетчеру об отказе двух левых двигателей. Впереди по курсу у “Руслана” были многоэтажки, где находились тысячи человек. С высоты 66 метров самолёт начал снижаться и экипаж сделал все возможное, чтобы не врезаться в высотки. Летчики пытались дотянуть до пустыря и не задеть жилые дома, но “Руслан” наклонился влево и в момент падения левое крыло зацепило деревянное двухэтажное здание, от чего самолет развернуло и он упал на кирпичную четырехэтажку, при этом задев находящийся рядом детский дом, в котором в это время был тихий час. Горючее из баков разлилось по земле и сразу загорелось. Задохнулись 2 девочки, еще несколько детей попали в ожоговый центр. Пострадавшее здание и задний двор примыкающей школы были моментально охвачены огнем. Мало кому удалось спастись самостоятельно. Через несколько минут после катастрофы первые пожарные машины прибыли на место катастрофы - пожарные вынесли 27 человек из горящих квартир. В «иркутской истории» это обстоятельство оказалось фатальным. По словам очевидцев, двигатели «Руслана» стали издавать еще на взлете хлопки, брызги, языки пламени. Однако отменить взлет было уже нереально. По свидетельству очевидцев, самолет падал совершенно бесшумно.

Пожар смогли потушить только к следующему утру, но отдельные очаги еще дымились и периодически загорались. Через некоторое время были расшифрованы записи трех найденных «черных ящиков» – в соответствии с этими данными, самолет упал, потому что у него одновременно отказали три двигателя. Вины экипажа в аварии не было найдено – самолет пилотировали опытные и подготовленные специалисты, профилактика самолета проводилась в этом же году, с начала эксплуатации ресурс часов самолет еще не вылетал. По основной версии, причина катастрофы – нахождение машины на морозе с пустыми двигателями. В результате вода, содержавшаяся с горючим, замерзла и превратилась в лед. После запуска двигателя ледяные пробки, образовавшиеся при переводе двигателей в рабочий режим, сорвались и заклинили механизмы. В результате этого отказали двигатели.

Другие связывают причины катастрофы с погодными условиями. Температура была очень низкой при полном воздушном штиле, а это значит, что воздух был насыщен смогом и выхлопными газами города и содержал мало кислорода. Вследствие этого на границе аэродрома и города, как раз на траектории взлета воздушной машины, создалась разность температур и состава воздуха. При наличии этих обстоятельств мог произойти срыв пламени в двигателях и их остановка.

Впрочем, любая катастрофа – чаще всего результат не одной конкретной причины, а целой цепочки. 14 января 1998 года, через 40 дней после трагедии, иркутяне провели панихиду по погибшим в катастрофе Ан-124 - «Руслан». У памятного знака в Иркутске-II собрались родственники и соседи погибших, пострадавшие, представители областной и городской администрации.