Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия. Капитолийская площадь Капитолий что такое в древнем риме

Капитолийский холм – один из семи священных холмов, где был заложен Древний Рим и откуда началась его история. Здесь молились античным богам, принимали законы, строили замки патриции и творили мастера Возрождения. Увидеть Капитолий и прикоснуться к тысячелетней истории ежегодно съезжаются в Рим сотни тысяч туристов со всего мира. Не мог обойти его вниманием и BlogoItaliano.

…История римского Капитолия началась с того самого момента, когда близнецов Ромула и Рема нашла волчица, и, пожалев младенцев, выкормила их своим молоком.

История и древние храмы Капитолия

То ли в память о своем спасении, то ли была другая причина, но именно это место выбрал Ромул для строительства нового города, назвав его Римом.

В начале V веке до н.э. на этом месте был возведен Капитолийский храм в честь древнеримских богов – Юпитера, Минервы и Юноны. Здесь собирался сенат, приносились жертвы и писались законы. Храм был для римлян не просто центром религии, но воплощением силы и власти, символом мощи Римской Республики, а позже – Империи.

Чтобы увидеть Капитолий в Рим ежегодно съезжаются сотни тысяч туристов

Падение империи привело к упадку и разорению Капитолийского храма. На античных руинах возводились другие строения, а было время, когда на холме и вовсе паслись козы.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Вернуть Капитолию былое величие решил Папа Римский Павел III (1534 – 1549) – большой почитатель искусства и науки. При нем Микеланджело начал возведение в Ватикане, писал «Страшный суд» в , а в 1537 году, по поручению понтифика, занялся реконструкцией зданий и переустройством Капитолийской Площади.

И хотя смерть мастера (1564г.) не позволила довести задуманное до конца (реставрацию закончили ученики), ансамбль Капитолийской площади, созданный Микеланджело, – самый целостный и гармоничный из всех .

Переустройством Капитолийской площади Микеланджело занялся в 1537 году

В центре трапециевидной площади - конная статуя императора Марка Аврелия, чудом сохранившаяся с античных времен. А по трем ее сторонам разместились: Дворец Сенаторов (сегодня здесь городская мэрия), Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, возведенный в XVII веке. В обоих зданиях располагаются Капитолийские музеи, где можно увидеть знаменитые полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные одежды, и др.

С четвертой – открытой стороны площади – можно спуститься к жилым кварталам по знаменитой лестнице Кордоната. Внизу, у основания, ее «охраняют» мраморные скульптуры египетских львов, а вверху установлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, найденные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады расположены еще несколько статуй: императора Константина, его сына Константина II, верстовые столбы с Аппиевой дороги и скульптуры с античного фонтана «Трофеи Марио».

Инсула и Мамертинская тюрьма

При том, что от античных строений на Капитолии мало что осталось, по своей исторической ценности эти два сооружения способны дать фору десятку других. И одно из них – древнеримская инсула – многоэтажка, квартиры в которой сдавались в наем.

Руины древнеримской инсулы можно увидеть у подножия Капитолийского холма

Руины такой инсулы (II в. н.э.) можно увидеть у подножия Капитолийского холма, слева от лестницы, ведущей к базилике Санта Мария ин Арачели. Из предполагаемых пяти этажей хорошо сохранились четыре, но и по ним можно представить себе, как выглядело здание в прошлом. Как утверждают источники, первые этажи обычно занимали лавки ремесленников и мастерские. Квартиры на втором этаже с туалетом и, очень редко, водопроводом, могли позволить себе только состоятельные граждане. Ну а на верхних этажах, не имевших удобств, размещались бедняки. На каждый этаж вела своя лестница, каменная или деревянная.

Мамертинская тюрьма – самая древняя достопримечательность Капитолия, возведенная по разным источникам то ли в VI то ли в IV вв. до н.э. В двухэтажном подземном сооружении ждали казни и государственные деятели и обычные преступники.

Мамертинская тюрьма – самая древняя достопримечательность Капитолия

По преданию, именно здесь провели свои последние дни апостолы Петр и Павел, в честь которых в подземелье был установлен небольшой алтарь с фресками святых. После закрытия тюрьмы (конец IV века) сюда, поклониться святым, потянулись паломники, а в XVI веке над бывшим узилищем была построена церковь св. Иосифа Плотника (San Giuseppe dei Falegnami).

Каждый желающий может прийти сюда и поклониться лику святых, вход в подземелья бывшей тюрьмы, а сегодня музея, абсолютно бесплатный.

Адрес: Via Clivo Argentario 1. Добраться можно на метро, выйти на станции Colosseo.

Время работы: ежедневно с 9.00 до 18.30. Небольшой перерыв с 12.30 до 14.00.

По преданию, именно здесь провели свои последние дни апостолы Петр и Павел

Базилика Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели возведена на месте античного храма Юноны Монеты, что в переводе с латыни означает «советница». Кстати, римские деньги называли по имени богини – монетами – и чеканили на территории храма. Именно отсюда берут свое начало известные всем слова: «монета» и “money”.

Легенда о том, как гуси спасли Рим, также связана с храмом Юноны. Эта птица, считавшаяся в храме священной, среди ночи, почуяв «чужих», гоготом разбудила охрану, а та, в свою очередь, защитила Рим от нападения галлов.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели возведена на месте античного храма Юноны Монеты

Капитолийская Базилика Девы Марии также имеет свою легенду, заключенную в ее названии. По преданию, императору Октавиану Августу было пророческое видение – святая дева с сыном Бога на руках. Видение настолько потрясло императора, что он решил на вершине холма устроить жертвенник, назвав его «Aracoeli» (Алтарь небес). Найденные артефакты и надписи своим присутствием фактически подтверждают эту легенду. А алтарь, заложенный в честь Иисуса еще до его рождения, из всех христианских алтарей считается самым древним.

Сегодня в базилике хранятся мощи св. Елены и чудотворная икона Мадонны Арачели (X век), усыпальницы известных римских семей с надгробиями, выполненными знаменитыми мастерами Эпохи Возрождения.

Где находится и как добраться до Капитолия и музеев:

Адрес: Piazza del Campidoglio

Добраться до Капитолийской площади можно на метро: от станции «Colosseo»(линия В) до Капитолия – 10-15 минут ходьбы. Идти нужно по Виа Деи Фори Империали в направлении Площади Венеции вдоль , который будет от Вас по левую руку.

Автобусами: №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Выйти на остановке Ara Coeli-Piazza Venezia.

Наконец, Капитолийский Холм входит в ТОП-лист нашего маршрута .

Экскурсионный автобус на площади Венеции

Часы работы и выходные

Капитолийская площадь и античные памятники на ней открыты для публики круглосуточно.

  • Часы работы Базилики Девы Марии: с 8.00 до 19.00, ежедневная служба проходит с 8:00 до 12:00. Вход свободный.
  • Время работы Капитолийских музеев: ежедневно с 9:30 до 19:30, за час до закрытия музеев доступ публики прекращается.
  • 24 декабря и 31 декабря музеи работают: с 9:30 до 14:00.
  • Выходные: 25 декабря, 1 января, 1 мая

Билеты

Билеты в музеи Капитолия комбинированные, в них объединены сразу несколько экспозиций. Стоимость одного билета – 15 евро, но за один день основательно осмотреть сразу все нереально.

Тем, кто готов посвятить осмотру музеев несколько дней, выгоднее сразу приобрести «Карту Капитолия» стоимостью 16 евро. Она дает право на посещение всех экспозиций в Капитолийских музеях в течение недели.

Photos by: Dominique BARRIER, Daryl Chan, Blog Espaço Aberto, Armel Gaulme, Juan Salmoral, David McKelvey, Eric Nelson.

Когда-то давно именно с этого места Ромул узрел свою дюжину коршунов, здешние гуси предупредили горожан о нашествии галлов, а Августу было видение о рождении Спасителя. Но то, что римляне сегодня гордо называют «Капитолий», появилось гораздо позже. И благодарить им за это следует одного «человека эпохи Возрождения».

Редкий путешественник не знает о том, что «вечный» Рим стоит на семи холмах. А вот, что основан он был на самом маленьком из «пригорков», известно не каждому. Так уж решила судьба: спор Рэма и Ромула о месте основания цитадели решился в пользу последнего. И всё только потому, что птиц, им увиденных, оказалось вдвое больше, чем братом. Капитолий – самый низкий из семи холмов. Он возвышается северо-западнее Палатинского холма рядом с южным берегом Тибра прямо над и достигает 46 метров в высоту.

Капитолий. Страницы истории

Хотя люди облюбовали Капитолий задолго до основания Рима, центром политической, общественной и религиозной жизни он стал именно после этого. Защищать поселение на возвышенности было намного проще, чем в низменности. Тем более, по довольно крутым склонам холма взобраться можно было только с одной стороны. Но город разрастался, и вскоре люди населили не только склоны, а и близлежащие равнины. Во времена античности здесь располагался древнейший Капитолийский храм , посвящённый Капитолийской триаде: Минерве, Юпитеру и Юноне Монете. Причём возведён он был на месте, так называемого, старого Капитолия, святилища сабин, перенесённого сюда с холма Квиринале. Освящение нового храма состоялось в 509 году до н. э., а роль религиозного центра республиканского и имперского Рима исполнял он до VI века. Правда, не в том виде, в котором был изначально построен. В 60-е годы до н. э. Квинт Лутаций Катул заново отстроил сгоревшее два десятилетия назад святилище.

Разделялся Капитолийский храм на три целы: центральная посвящалась Юпитеру, правая Минерве, а левая Юноне. Каждое божество имело здесь собственный алтарь, а крышу здания украшал терракотовый Юпитер на квадриге. Переоценить значение Капитолийского храма, а вместе с ним и всего Капитолия для древних римлян сложно. Здесь приносили свои жертвы магистраты, чеканились монеты, собирался сенат и даже хранился архив. Для многих поколений римлян этот храм символизировал власть, силу и бессмертие основанного Ромулом города.

Распад империи привёл к запустению и разрушению античного храма. Но место на вершине холма, всё же, не пустовало никогда. При первой же возможности греческие монахи построили здесь монастырь, но уже в IX их сменили францисканцы, соорудившие из античных обломков новую католическую церковь. Это была базилика Санта-Мария-ин-Арачели . В силу своего центрального местоположения довольно быстро церковь стала одним из самых популярных мест в Риме. В эпоху Средневековья в ней проходили народные собрания. И именно с её площадки на восстание против баронов поднимал по легенде народ Кола ди Риенца. Правда, имеет предание и «нестыковки»: лестница со 122-мя ступенями с верхней площадки которой он якобы произносил свою пламенную речь была построена где-то через год.

Связано с лестницей и ещё одно поверье. Желающие сорвать куш в лотерею в полночь должны подняться по ней на коленях, вознося молитвы к Богородице и считая все увиденные предметы. Насколько трудна эта задача понять просто, достаточно подняться по ступенькам днём традиционным способом. Но сделать это стоит, хотя бы ради хранящегося в первой правой капелле полотна Пинтуриккьо «Житие святого Бернардина Сиенского», фресок Помаранчо, золочёного резного потолка, мозаики с Мадонной XIII века и деревянной фигурки младенца Иисуса, исцеляющего от всех болезней.

Редкий путник замечает развалины у подножья Арачели. Это всё, что осталось от античной инсулы , – прообраза современного отеля. Такими многоэтажными домами массово застроили Рим в I веке, хотя первые здания появились ещё в III веке до н. э. Квартиры в инсулах сдавались внаём, причём верхние этажи обычно занимали бедняки, а в более комфортных нижних комнатах селились зажиточные граждане. Конечно, античная комфортабельность – понятие относительное, но канализация и водоснабжение на первых этажах, всё же, были. Большинство комнат имели плохое освещение и не отапливались, из-за нарушения строительных норм инсулы часто рушились на головы постояльцам, а из-за деревянных перекрытий и малых расстояний между домами пожары иногда уничтожали целые кварталы. При всём при этом столичные хозяева инсул не стеснялись брать немалую плату за свои «апартаменты», тогда как в провинции же условия проживания были лучше, а запросы владельцев – скромнее.

С другой стороны холма начинается подъём на Капитолийскую площадь. Именно её современные римляне гордо именуют Капитолием. В Средние века вершину Капитолийского холма занимали дворцы, в которых заседали правители. В 1536 году посетить Рим собирался последний официально коронованный римский император Карл V Габсбург, и Папа Римский Павел III поручил Микеланджело отреставрировать площадь на вершине холма.

Микеланджело и Капитолий

По большому счёту в конце 30-х годов XVI века Микеланджело только тем и занимался, что проектировал различные здания, среди которых был даже в Риме. К сожалению, заложенный в 1536 году грандиозный светский и духовный центр Вечного города, который должен был связать новый Рим с античными руинами Римского форума, при жизни великого мастера так и не был закончен. По большому счёту, все запланированные Микеланджело работы велись с 1540 по 1580 год, и происходило это уже под руководством Джакомо делла Порта.

В полном соответствии с архитектурным проектом Буонарроти, площадь на вершине Капитолийского холма приобрела форму трапеции, с трёх сторон которой её обрамляют здания. Главенствует на Капитолийской площади, являясь её вертикальной осью, дворец Сенаторов . Этот палаццо был практически завершён ещё при жизни мастера. Он имеет вытянувшиеся на два яруса колонны, пилястры на цокольном этаже и расходящиеся в разные стороны лестничные пролёты. Неподалёку находится копия памятника легендарной волчице. В этом дворце и сегодня заседает мэрия.

По бокам площади расположились ещё два дворца – дворец Консерваторов и Новый дворец . Их одинаковые фасады – это тоже замысел Микеланджело. Отличить их один от другого можно по останкам колоссальной статуи императора Константина, хранящейся во дворе палаццо Консерваторов. Палаццо Нуово с самого начала сооружался как музей для коллекции предметов искусства, открытой для широкой публики. Правда со временем коллекция «поглотила» и все близлежащие здания: под живопись отдан дворец Консерваторов, стоящий «лицом» к городу дворец Кафарелли принимает временные выставки, а бывший Табулярий служит подземным коридором между Новым дворцом и дворцом Консерваторов. Разместив под косыми углами дворцы, в прямоугольник площади Микеланджело вписал овал, в центре которого установил конную статую 161 –180 годов, изображающую Марка Аврелия.

Последним творением великого художника стала спускающаяся к жилым кварталам широкая лестница Кордоната , у основания которой установлены два древнеегипетских льва из мрамора. В 1583 году на вершине Кордонаты появились статуи Диоскуров, найденные во время раскопок театра Помпеи. А вдоль балюстрады разместились статуи Константина, Константина II и, так называемые, Трофеи Марио (два горельефных изображения в мраморе).

В наши дни Капитолийская площадь Микеланджело – одна из самых целостных и гармоничных столичных площадей. Художник не только продемонстрировал превосходное понимание закона оптического восприятия, но и как считают современные исследователи, попытался сотворить аллегорию бескрайней Римской империи, центром которой стал бы Капитолийский холм.

Безусловно, Капитолий не ограничивается площадью Микеланджело. Практически отовсюду открываются великолепные виды на современный Рим и античный форум. Одна из лучших смотровых площадок столицы находится рядом с волчицей у дворца Сенаторов. Если же одними видами с холма удовлетвориться так и не получилось, можно спускаться вниз и рассматривать античные руины с более близкого расстояния.

Название : Piazza del Campidoglio (it), Piazza del Campidoglio in Rome (en)

Другие названия : Капитолий в Риме / Капитолийская площадь / Площадь дель Кампиодолио

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : с 1538 г.

Стиль : Барокко

Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти


Архитектура Капитолия

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

В 1546 году семидесятилетний Микеланджело приступает к перестройке римского Капитолия, который за время Средневековья пришел в запустение и частично разрушился. Необходимо было его архитектурно оформить, и, как говорит Вазари , «придать соответствующий его назначению вид». Замысел Микеланджело в отношении Капитолия был претворен полностью в жизнь уже после смерти зодчего.

Римский Капитолий представляет особый интерес, так как является единственным архитектурным произведением с преобладающей открытой пространственной организацией. Сооружение характеризуется подчеркнутой центральной композицией, ясностью и последовательностью в общем архитектурно-плановом оформлении. Центром ансамбля служит в данном случае так называемый палаццо Сенатори, для которого зодчий спроектировал травертиновый фасад. На примыкающую к зданию площадку ведет двусторонняя лестница, которая вместе с башенкой, находящейся на здании, еще более подчеркивает центральную ось композиции. Слева и справа на открывающейся площади построены два одинаковых фасада - вернее, облечен новым фасадом существовавший палаццо Консерватори, и симметрично ему по другую сторону площади художник замыслил точно такой же палаццо (Находящийся напротив палаццо Консерватори палаццо Нуово (Капитолийский музей) был построен Джироламо Райнальди при папе Иннокентии X (1644-1655). Ранее, в 1598 г., Райнальди обновил палаццо Сенатори с некоторыми отступлениями от проекта Микеланджело. Мартином Лунги в 1579 г. перестроена старая башня). Оба здания - с лоджиями в первом этаже. Для входа на площадку служит широкая пологая лестница.

В центре площади поставлена античная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, по обеим сторонам центральной лестницы помещены большие конные статуи. Лестницу дворца Сенатори украшает скульптура на мифологические сюжеты.

При сравнении палаццо Консерватори с более ранними произведениями Микеланджело (например, с фасадом церкви Сан-Лоренцо) заметен резкий сдвиг в сторону монументальности. В Сан-Лоренцо пропорции легки, изящны. В основу архитектурного приема положено стремление передать движение. Все элементы направлены ввысь, а равновесие достигается их напряжением. В палаццо Консерватори под тяжестью верхнего этажа тонкие колонки как бы прижимаются к широким пилястрам, проходящим по всей высоте здания. Массивность антаблемента, отягощенного балюстрадой, сковывает пилястры, как бы не дает им возможности проскочить вверх. Пилястры в достаточной мере нагружены. Зато в декоративных мотивах мастер дает полную свободу мягким округлым формам. Надоконные дугообразные фронтон-чики достигли своего предельного развития, причем необычайно выпуклый рельеф еще более усиливается тенями. С этой же точки зрения обращают на себя внимание ионические капители, примененные во дворце Консерватори. Капители утрированы, волюты их сильно загнуты, формы мягки и сочны.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • А.Э. Бринкман “Площадь и Монумент как проблема художественной формы” – Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1935

Рим расположился на семи холмах. Самый маленький по размеру и высоте, но самый значительный по исторической и художественной ценности называется Капитолийским. Каждый турист старается посетить это место, чтобы своими глазами увидеть место, где возник Вечный город.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В Риме множество красивейших и уникальных мест: соборы, памятники известным личностям, фонтаны и дворцы. Наиболее впечатляет Капитолийский холм, его исторические и культурные ценности никого не оставляют равнодушным. По легенде, 2,5 тысячи лет назад Ромул (один из братьев-основателей Рима), стоя на вершине холма, увидел парящих в небе орлов. Рядом с этим местом он и решил основать город. Историки не пришли к единому мнению о происхождении названия холмов. Существует две версии, по одной он носит имя Юпитера Капитолийского, чей храм стоял еще задолго до появления Ромула. Здесь находилось святилище племен сабинян, они воздвигли храм Юпитеру и молились ему, принося жертвы.

Вторая версия от слова «капут» (в переводе означает голова), так как на холме был расположен Сенат, где заседали самые именитые и знатные сановники того времени. В древности на Капитолийском холме был построен храм Юпитеру, Юноне и Минерве, на площади всегда было много народу, здесь собирался Сенат, решались важные вопросы, проходили суды. До сих пор сохранилось здание Мамертинской тюрьмы, которое также стоит на холме. Ему уже более 2700 лет. По одним сведениям, дата строительства относится к VI, по другим она построена в IY веке до н.э. Первоначально это было двухуровневое сооружение, в его подземелье томились в ожидании исполнения приговора и важные сановники, и самые обычные горожане.

По легенде, в этой тюрьме находились перед казнью апостолы Петр и Павел. Когда в XYI тюрьма перестала функционировать, в подземелье был установлен алтарь, и сюда до сих пор идут поклониться паломники. Впоследствии над подземельем возвели церковь Иосифа Плотника. В давние времена на территории Капитолия располагались улицы с торговыми лавочками и магазинами, где ремесленники продавали свою продукцию. Некоторые сохранились до сих пор, например, Серебряная, где, согласно названию, продавались изделия из серебра.

У подножия Храма Аричели находятся древние строения — инсулы, по сути, это многоквартирное общежитие, по образу которых стали обустраиваться современные отели и гостиницы. Первые многоэтажные дома появились еще в III столетии до н.э., а массовое строительство «коммуналок» в Риме началось в I веке. Инсулы сдавались внаем, причем чем ниже этаж, тем дороже была плата за проживание и тем более состоятельные люди в нем селились. На первых этажах были даже канализация и водопровод. Дома близко располагались друг к другу, поэтому часто целые кварталы уничтожались пожарами. Они быстро разрушались, так как строились с нарушениями правил, приходили в упадок, но стоили такие «апартаменты» недешево.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Античные постройки требовали реставрации, эти работы поручил провести знаменитому скульптору и архитектору Микеланджело Папа Римский Павел III. Микеланджело (годы жизни: 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) проектировал много зданий, в том числе Собор Святого Петра в Риме. С конца тридцатых годов он приступил к переоборудованию Капитолийской площади. К сожалению, Микеланджело умер, не успев завершить строительство, это сделали его ученики и последователи.

Площадь Капитолия считается уникальный по красоте и гармоничности — в ее центральной части площади расположился Дворец Сенаторов. С одной стороны от него воздвигнут Дворец Палаццо Нуово, с другой — Дворец Консерваторов, они построены по одному проекту, поэтому совершенно одинаковы. В них теперь расположены музеи, где представлены полотна старых мастеров, одежда разных эпох, посуда, монеты и статуэтки.

В центре площади установлена скульптура императора Марка Аврелия, императора и философа. Это копия античной статуи. С одной стороны площади можно спуститься вниз по старинной лестнице, которая украшена статуями египетских львов и скульптурами мраморных близнецов — Поллукса и Кастора. Они были обнаружены в Помпеях и перевезены в столицу Италии в XYI столетии. Внизу установлены статуи Константина и Константина II, скульптуры с античного фонтана и верстовые столбы с Аллиевой дороги.

Дворец Сенаторов

Самое примечательное сооружение — Дворец cенаторов, построенный в первом столетии до н.э. зодчим Корнелием. Во Дворце первоначально долгое время находился архив, в средние столетия он пустовал и постепенно разрушался. Возрождение дворца началось в тридцатых годах XYI века, когда понтифик Павел III доверил Микеланджело провести реконструкцию строений и обустроить площадь, которую назвали Piazza-del-Campidolio. По плану зодчего доминирующим и самым величественным предполагался центральное сооружение — Дворец сенаторов. С 1871 года во дворце находится резиденция мэра, поэтому большая часть помещений закрыта для туристов. Посетить можно Лапидарий, где экспонируются античные каменные плиты с надписями. Внизу, в старой части, можно осмотреть архив — Табуларий.

Дворец консерваторов

Первое строение дворца Консерваторов было возведено при понтифике Николае Y во второй четверти XY века. В дословном переводе слово означает «Дворец хранителей». В этом помещении заседали сенаторы, магистры и судьи, которых называли консерваторами, что и дало название зданию. В руках этих людей была сосредоточена вся власть. Но со временем увеличивалась папская власть и значимость городской значительно снизилась, казна истощалась, что приводило к запустению и обветшанию строения. В середине XYI века дворец, как и весь архитектурный ансамбль площади, был реконструирован Микеланджело.

Сейчас в здании расположены музеи, первые экспонаты принадлежали Папе Сиксту IY, он в 1471 году передал в дар античные скульптуры, сделанные из бронзы, в том числе скульптуру легендарной «Капитолийской волчицы», по преданию, вскормившей Рэма и Ромула. В центральном зале, богато расписанном фресками, экспонируются мраморные древнеримские бюсты. На втором этаже расположена галерея (Пинакотека). В ней представлены работы Караваджо, Ван Дейка, Тинторетто и других известных художников. В зале Кастелланы экспонируются старинные предметы греков и этруссков, а также ювелирные украшения.

Дворец Нуово

Palazzo Nuevo (Новый Дворец), как следует из названия, самое новое строение, воздвигнутое в XYII веке. Как и замыслил Микеланджело Буонаротти, он был копией Дворца Консерваторов. Изначально строился как общественный музей и был открыт для свободного посещения в 1734 году. В наше время во дворце расположена часть Капитолийских музеев. Посетители могут увидеть скульптуры, вазы, привезенные из Греции, полотна художников, древнюю мозаику. Во внутреннем дворике представлены части строений и фрагменты статуи Константина — рука, ступня, голова.
В современной части здания находится оригинальная бронзовая скульптура Марка Аврелия — уникальный подобный экспонат, сохранившийся еще с древних времен. На второй этаж палаццо ведет красивая лестница Скалоне, она богато украшена рельефными картинами на античные сюжеты и инкрустирована мрамором.

Базилика Санта Мария-ин-Арачели

Церковь Святой Девы Марии основана в XIII столетии. Капитолий — это холм с двумя невысокими вершинами, на меньшей из которых и построена церковь. По древним преданиям, на этой вершине был воздвигнут храм Юпитеру, его жене и дочери Минерве — Богине мудрости. Затем у нее появился свой дворец — храм Юноны-Монеты, именно на этом месте и была впоследствии воздвигнута церковь Девы Марии.

Точных сведений о первых строениях у историков нет. Они опираются на средневековые легенды, которые говорят: когда правил император Август, в его честь сенаторы решили возвести церковь. Император захотел спросить у богов, стоит ли это делать и пошел на холм, желая принести им в жертву голубей.

По дороге ему повстречалась сивилла, прорицательница. Она воскликнула, что видит рождение Бога, в скором времени только ему будут молиться. Император установил Жертвенник Небесный там, где волшебнице пришло видение. Потом здесь возникла церковь Санта Мария-ин-Арачели, первое документальное упоминание о ней относится к первой четверти XIY века. В VI веке построен греческий монастырь, затем в IX столетии бенедиктинцы возвели католический храм. В XIII столетии он перешел к ордену францисканцев, они провели значительную перестройку здания. В эпоху средневековья здесь не только молились, но устраивались собрания народа — провозглашали законы, решали хозяйственные вопросы.

В 1347 году власть в Риме взял Кола ди Риенцо, политический деятель, он приказал построить грандиозную лестницу, которая вела от основания холма до входа церковь. В 1464 году базилику реставрировали еще раз, в середине XYI века к ней пристроили ризницу и колокольню, в 1565 году возвели хоры, а в 1575 году был сделан прекрасный резной потолок в честь победы итальянского флота над турецким. В наше время собор открыт для верующих и туристов, желающих полюбоваться прекрасным внутренним оформлением базилики.

Время работы и стоимость билетов

Дворца, входящие в состав музея, работают в одно время и посетить их можно, приобретя один билет:

Время работы: со вторника до воскресенья с 9:00 до 20:00. Выходной — понедельник.

Стоимость билетов: комплексный — 15 евро, льготный — 13 евро.