Насколько опасна «турбулентность ясного неба»: расследование НТВ. Что такое турбулентность ясного неба, можно ли ее предсказать Что это такое

Все наверное слышали о том, что самолёт "Аэрофлота" тряхануло при подлёте к Бангкоку так, что 27 пассажиров получили травмы . Лётчик Лёха подробно расписал что это за явление "турбулентность ясного неба". А ещё о том, что воздушных ям не существует и почему не стоит бояться турбулентности. Тем, кто страдает аэрофобией будет очень полезно почитать.

Оригинал взят у letchikleha в Турбулентность ясного неба.

Очередная страшилка от СМИ потрясла страну.
"Свалился самолет" "Жуткая воздушная яма" "В шаге от смерти"
Подобные заголовки, в течении последних трех дней, не сходят с главных печатных страниц, ТВ экранов и новостных лент интернета.
"Чем хуже и страшнее - тем лучше!" Этот лозунг, видимо, встал во главу угла всех рейтинговых каналов и изданий. Только ленивый не обсосал эту новость с ужасающими подробностями.
Бороться с подобным - бесполезно.

Есть очень классная песенка из детского кинофильма Буратино, которой "сто лет - в обед", но она очень точно отражает сегодняшнюю действительность:
"...Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь -
И делай с ним, что хошь!"

Я никогда не даю никаких комментариев СМИ по поводу авиационных происшествий и событий по одной простой причине, они практически всегда извращают смысл сказанного и перекраивают на свой лад, в угоду своих, либо чьих-то еще интересов, полученную информацию.(проверено) Поэтому я лучше здесь попытаюсь объяснить, что такое "Турбулентность ясного неба", опасно ли это и как себя вести в самолете.
Наболело.
Итак
Воздушный транспорт, как и любой другой (железнодорожный, морской, автодорожный, конный, телепортационный...), является субъектом повышенной опасности, повышенного риска, как для своих пассажиров и водителей, так и для сторонних участников движения. Не буду сейчас касаться всего остального, кроме неба (разговор идет о полетах).
Об атмосфере планеты известно очень многое. Конечно далеко не все, но все же достаточно для того, чтобы по возможности, максимально безопасно в ней передвигаться. (не абсолютно безопасно, а максимально возможно!)
Известно, что атмосфера состоит из газа (кислород там всякий, азот, углекислый газ и прочие газы) За состав отвечает химия, за свойства физика. В данный момент нас интересуют именно свойства атмосферы.
Многие годы, умные люди наблюдали за атмосферой, делали статистические записи, придумывали и проводили опыты, пытались предсказать погоду и разобраться, почему летом идет дождь, а зимой снег. Все это привело к появлению отдельной науки - МЕТЕОРОЛОГИИ.(научно-прикладной области знаний о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.) Нужно сказать, что наука эта шагнула довольно далеко и многие вещи, и процессы происходящие в планетарной газовой оболочке, стали очень хорошо понятны и предсказуемы.
Для авиации, знание о небе самое главное из знаний! Невозможно создать самолет (воздушный шар, дирижабль, экраноплан, атмосферолет...) не понимая того, что с ним происходит в воздухе и какое влияние этот самый воздух оказывает на инородный предмет, оказавшийся в его среде. А поэтому, все небесные колесницы, рассчитывают и строят так, чтобы обеспечить их совместимость и интегрированность в небо, согласно задач, целей и функций, предстоящих выполнять этим летательным аппаратам в полете. Именно из-за этого пассажирский лайнер не похож на боевой истребитель, а воздушный шар на воздушного змея. Так как же и что влияет на полет?
Основными параметрами неба являются: Температура, давление, влажность. Это те самые три кита, на которых держится вся остальная кухня атмосферы. Все эти параметры постоянно меняются, что приводит к различным процессам в воздухе, которые напрямую оказывают влияние на воздухоплавание. (ветер, давление, циклоны и анти циклоны. Ураганы, Тайфуны, дожди, снегопады, морозы, засухи и т.п.)
Я вам открою страшную тайну, принцип полета самолета держится на разности давления воздуха под крылом и над крылом. В принцип полета воздушного шара заложена разница температуры воздуха внутри шара и снаружи. Дирижабль держится в воздухе потому, что газ внутри баллона отличается от атмосферного и он легче, чем воздух вокруг. Змей летает, потому, что дует ветер и его держит веревка! Как только вы уберете эти принципы из уравнения полета вашего небесного агрегата, он тут же брякнется на землю! (силу тяготения еще никто не отменял! С телепортацией и антигравитацией немного сложнее, но тоже все объяснимо, но об этом в следующий раз)

Вы прослушали (прочитали) размытую вводную часть о "Турбулентности ясного неба". Перейдем к конкретике.

Атмосфера неоднородна и поэтому, любое воздушное судно находящееся в ней подвержено её влиянию. Болтать (трясти) может всегда и везде, вне зависимости от высоты полета, местности над которой пролетаем, наличия облаков, ветра, времени суток. Есть явные зоны и признаки неба, когда с вероятностью в 146% самолет будет трясти.
Первое. Это прежде всего облака.
Облака это тот же самый воздух, но чрезвычайно насыщенный водой. Это значит, что плотность облака значительно выше, чем плотность окружающего его газа.Там другая температура и давление. Это в свою очередь приводит к нестабильности воздушных масс вблизи и внутри самих облаков. Чем мощнее облако, тем мощнее и разнообразнее процессы происходящие внутри и рядом.
Прежде всего это направление и сила воздушных потоков. Вверх. вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. )
Опасность в больших, грозовых облаках совсем с другой стороны исходит. Там, внутри, не все так гладко и ровно. Там воздух превращается в воду и лед, а лед это уже серьезно. Кроме опасности повреждения корпуса самолета градом,(расколотит в дребезги, как здрасьте!) есть опасность сильного обледенения. Скорость нарастания льда на несущих поверхностях воздушного судна - космическая! Обледенение для самолета, это все равно, что к маленькому рыболовному поплавку привязать кирпич! Если говорить проще, то это превратит летательный аппарат в кусок льда. Не нужно наступать на хвост спящей змее и если есть возможность, то лучше её обойти, чем наступить. Мы всегда обходим грозовые облака и никогда не испытываем судьбу. (но если все же попал туда, а так иногда случается, то это вовсе не значит, что все, пипец, приплыли! Просто нужно как можно быстрее покинуть недружелюбную область. Этому учат, и мы знаем как это делать. И еще раз: Болтанка, это самое невинное, чем грозит гроза!)
Следующее место, где всегда трясет это горы.
При полетах над горной местностью, турбулентность (нестабильность) атмосферы всегда повышена. Связано это с вертикальным и горизонтальным изменением направления ветра. Ну тут все просто. Ветер дул себе прямо и дул. Бац! Гора на пути! Ветер стал загибаться вверх и в бок. Воздушный поток закручивается и завихряется, и поднимается вверх, возмущая спокойную атмосферу.
Знаете в чем разница между цунами и просто здоровенной волной? Высота волны цунами может быть и не очень большой, но масса воды, которую несет в себе цунами и которая следует за этой невысокой волной такова, что имеет астронамический размер. Волна в 2 метра высотой оказывается чуть ли не бесконечной! Она идет и идет, и сносит все на своем пути. В то же время, просто огромная волна, даже в 10 метров, не наносит никакого особого ущерба, так, как нахлынула и закончилась. Так и с воздушными потоками в горах. Ветер дует и дует, загибается и загибается, и устремляется ввысь. Весь этот газовый микс поднимается высоко над горами и трясет самолет. (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Далее.
Береговая черта.
Там, где море заканчивается и начинается материк, вероятность болтанки очень велика. Дело в том, что прогрев земли и воды не одинаков, (помним, что одним из основных показателей атмосферы есть температура) воздух тоже прогревается не одинаково и вот на этом стыке холодного и горячего возникают "депрессии" (есть такое понятие в метеорологии, об этом вы сами можете почитать подробнее, если заинтересуетесь. Материала в сети много.), что приводит в свою очередь к возникновению вертикальных и горизонтальных потоков. Нужно понимать, что потоки эти не просто потоки похожие на ручейки или даже реки, но невообразимых размеров массы воздуха! Миллионы, миллиарды тон возмущенного газа! (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Где еще может тряхануть?
Наверное многие из вас испытывали на себе, весь полет проходил спокойно, а при снижении и заходе на посадку, почти у самой земли, начинает кидать? Все верно! Это называется термические потоки (или "термики"). С этим явлением очень хорошо знакомы планеристы. Природа этой турбулентности, та же самая, неравномерный прогрев...
Ну а теперь самое сладкое: "Турбулентность этого самого, ясного неба"
Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая. Сам видел!) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать пол тысячи километров в час! (Как-то видел и испытывал на себе ветер скорость которого была 400 км в час над морем Баффина (это между Гренландией и Канадой)) И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!
Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с "Турбулентностью ясного неба". Сие явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.
Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе - даже очень. Если с облаками и осадками все просто, то с направлением и силой ветра-проблема. Существуют метеокарты, которые выпускаются специальными бюро постоянно, с определенной периодичностью. В них указывается направление и скорость ветра по высотам, указываются зоны с повышенной вероятностью турбулентности, но все это очень и очень приблизительно, так, как атмосфера слишком не стабильна и указать точную точку с координатами на карте, где возникнет сильная болтанка и в какое время - просто не реально. Примерная область и период времени - да, конкретное место и время - нет! Статистика говорит о том, что наиболее часто, самолеты попадают в подобный переплет над океанами и при полетах вблизи экваториальной областью земли. Попадают там, где зарождаются циклоны и где температурные изменения очень скоротечны и значительны. Можно ли как-то спрогнозировать и избежать попадания в эти области? Практически нет. (ну или перестать летать) Нужно понимать, что никаких "Воздушных ям" не существует на самом деле. Воздушный поток неразрывен! Есть области в небе (возникают и исчезают) где несколько фаз физического состояния атмосферы сходятся в одно время и в одном месте. Например мощный восходящий или нисходящий поток вдруг пересекается с границей воздушного течения и тут возникает "жопа с ручкой". Но она скоротечна и изменчива эта бяка, так, как поток через десять секунд сместится, а восходящий порыв исчезнет.
Можно долго перечислять места и причины возникновения болтанки, но обычному пассажиру это как-то не очень интересно, потому, что он платит деньги за то, что хочет переместиться из пункта "А" в пункт "Я" быстро, безопасно и комфортно. И он имеет на это право! Но все же нужно знать, что может его, моего любимого пассажира, ожидать. "Предупрежден, значит вооружен!"
Так. А, что же самолет? Как он переносит эти потрясения?
А самолет для того и сделан, чтобы жить в этой небесной карусели. Самолету значительно легче и безопаснее в небе, чем на земле! Не верите? Смотрите:
В-777 весит 350 тонн! (ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ ТОНН КАРЛ!) Из этого веса 140 тонн жидкого топлива, которое заполняет баки и колышется там внутри баков - буль-буль. Тяжеленные двигатели, которые могут сдвинуть своей струей танк весом в 50 тонн!(каждый двигатель!) висят под крылом и крепятся всего тремя болтами. Сам фюзеляж с креслами, чемоданами, пассажирами, курицей и пивом. Крылья, залитые под самые гланды топливом. Все это хозяйство стоит на земле, всего на трех худеньких опорах - шасси и земля -матушка все это к себе притягивает с силой 350 тысяч килограмм! (возьмите стеклянный шар и поставьте его на острие иглы и надавите на него сверху. Каково?) А,что происходит, когда самолет летит? А происходит то, что всю эту тяжеленную хрень, начинает держать воздух! Каждый миллиметр, каждый атом железного монстра, воздух с нежностью обтекает и поддерживает! Крылья, стабилизатор, фюзеляж, все это мягко лежит на воздушном потоке! Так где самолету легче?
А? Что? Крылья машут? Ха! Так они и должны махать!
Вот ради интереса, возьмите хороший, качественный, графитовый, современный спиннинг и попробуйте, не привязывая к нему приманки, им махать, что есть дури. Сломаете? Думаю вряд ли, запаритесь махать! (сам рыбак, знаю о чем говорю)
Самолет сродни стеклянному шару, который бросили в бурный весенний поток. (я не зря упомянул про острие иглы и стеклянный шар) Что будет с таким шаром, если на его пути не будет всяких камней и других шаров? Ну ровным счетом ничего! Шар будет весело скакать по волнам повизгивая от удовольствия.
А вот теперь самое СТРАШНОЕ!
Посадите в этот скачущий, по волнам безмятежного счастья, стеклянный шар мышей... Представляете что будут испытывать бедные мыши?
Эпилог
(Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Дорогие мои пассажиры, мир сложен и не всегда дружелюбен, но мир справедлив и благосклонен к тому, кто играет по его правилам.
Не переходите дорогу на красный свет. Обходите трамвай спереди, не ходите под карнизом, где капают сосульки, надевайте спасательный жилет находясь в лодке, не пейте настойку боярышника за три рубля, не хватайтесь за оголенные провода, пристегивайтесь сидя в самолете...
НЕ СТОЙ ПОД СТРЕЛОЙ!
Удачи вам и хорошего весеннего настроения...
Ваш Летчик Леха.

Обратили на днях внимание на новость о самолете Москва — Бангкок, попавшем в турбулентность?

Примерно за 40 минут до посадки самолет попал в воздушную яму. За 15 секунд самолет сначала подбросило метров на 200. А потом он рухнул на те же метры обратно. В результате те, кто не был пристегнут, были просто выброшены из кресел, подброшены вверх, а затем рухнули вниз.

По некоторым данным 27 человек получили травмы, в том числе — серьезные переломы. Судя по новостям, 10 человек уже были прооперировали в Бангкоке.

Причина происшествия — турбулентность ясного неба . Предсказать ее появление приборы на борту самолета не могут. Но почему в ясном небе?!

Как мы знаем, турбулентность воздуха — это мощное возмущение воздушных потоков, разнонаправленные движения воздушных масс вверх, вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. Основными причинами таких болтанок является неоднородный состав атмосферы, на которую влияют температура, давление, влажность.

Очень часто такие потоки вверх-вниз-вбок образуются не только в грозовой облачности, но и над границами — стыками различных типов земной поверхности: земля-море, степь-лес, равнина-горы и т.п. Это связано с разной степенью прогрева этих поверхностей и воздушных масс над ними, испарений. Вот и идет круговорот — чем больше по площади эти соседствующие поверхности и разница температур, тем и турбулентность над их границей выше.

И еще о ясном небе:

Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать полтысячи километров в час!

И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!

Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с «турбулентностью ясного неба». Это явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.

Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе — даже очень…

В результате происшествия на борту лайнера авиакомпании «Аэрофлот», следовавшего из Москвы в Бангкок, более 20 пассажиров получили различные травмы. Как заявили представители авиаперевозчика, причиной инцидента стала турбулентность ясного неба.


Пресс-секретарь авиакомпании Максим Фетисов отметил, что пилоты не смогли заранее предупредить пассажиров об опасности: «Самолет Boeing 777 за 40 минут до посадки в аэропорту Бангкока попал в зону кратковременной сильной турбулентности, в результате чего несколько пассажиров получили травмы. Ситуация, в которую попал самолет, известна как «турбулентность ясного неба». Ее основная особенность — возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радар не может уловить ее приближение. Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места. Пострадавшим оказана помощь. Представители «Аэрофлота» совместно с консульством Российской Федерации в Бангкоке находятся в контакте с пострадавшими».

В посольстве России в Таиланде ТАСС сообщили, что, по словам медиков, жизни пострадавших ничего не угрожает. Но некоторым пассажирам потребовалась серьезная медицинская помощь, сообщил корреспондент ТАСС в Таиланде Алексей Сковоронский: «На месте работали дипломаты, приехали переводчики, чтобы помочь. Не всем потребовалась госпитализация, кто-то оценил ущерб своему здоровью и возможность дальнейшего путешествия, у кого-то были стыковки. Двум пассажирам потребовалось оперативное вмешательство медиков. Как рассказал посол России в Таиланде Кирилл Барский, представители «Аэрофлота» уведомили его, что вся необходимая помощь и компенсации будут предоставлены».

В интернете появились видеозаписи, сделанные очевидцами после приземления лайнера.

Публикация от Rostik Rusev (@krlrgstk) Апр 30 2017 в 9:42 PDT

Источник видео: Instagram/krlrgstk

Как отмечают в «Аэрофлоте», турбулентность ясного неба — нередкое явление. Каждый год фиксируется около 750 подобных случаев.

В авиакомпании также заявили, что ее представители при необходимости отменяют бронирование отелей, переносят сроки заселения и переоформляют билеты для трансферных пассажиров. Связанные с этим расходы перевозчик взял на себя.

По закону, туристы в подобных случаях не вправе требовать деньги за сорванный отдых, отметил адвокат Алексей Гордейчик: «Рейс был международный, там страхование и размер возмещения определяются отдельной конвенцией. И в рамках этого размера можно действовать, но это, в основном, связано с возмещением вреда. Если нет вины непосредственно перевозчика, то фактически это форс-мажорная ситуация. Им полагается приличное страховое возмещение — причем не по добровольному страхованию, а по страхованию ответственности перевозчика, и это больше, чем выплаты, которые предусматривает отечественное законодательство. А что-то вроде бесплатного отдыха пассажиры, я думаю, отсудить не смогут».

Ответственность «Аэрофлота» застрахована в компании «Альфастрахование». Ее официальный представитель заявил «Коммерсантъ FM», что страховщик работает в плотном сотрудничестве с авиакомпанией и возьмет на себя все расходы по оказанию медицинской помощи пострадавшим.

Очередная страшилка от СМИ потрясла страну.
"Свалился самолет" "Жуткая воздушная яма" "В шаге от смерти"
Подобные заголовки, в течении последних трех дней, не сходят с главных печатных страниц, ТВ экранов и новостных лент интернета.
"Чем хуже и страшнее - тем лучше!" Этот лозунг, видимо, встал во главу угла всех рейтинговых каналов и изданий. Только ленивый не обсосал эту новость с ужасающими подробностями.
Бороться с подобным - бесполезно.

Есть очень классная песенка из детского кинофильма Буратино, которой "сто лет - в обед", но она очень точно отражает сегодняшнюю действительность:
"...Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь -
И делай с ним, что хошь!"

Я никогда не даю никаких комментариев СМИ по поводу авиационных происшествий и событий по одной простой причине, они практически всегда извращают смысл сказанного и перекраивают на свой лад, в угоду своих, либо чьих-то еще интересов, полученную информацию.(проверено) Поэтому я лучше здесь попытаюсь объяснить, что такое "Турбулентность ясного неба", опасно ли это и как себя вести в самолете.
Наболело.
Итак
Воздушный транспорт, как и любой другой (железнодорожный, морской, автодорожный, конный, телепортационный...), является субъектом повышенной опасности, повышенного риска, как для своих пассажиров и водителей, так и для сторонних участников движения. Не буду сейчас касаться всего остального, кроме неба (разговор идет о полетах).
Об атмосфере планеты известно очень многое. Конечно далеко не все, но все же достаточно для того, чтобы по возможности, максимально безопасно в ней передвигаться. (не абсолютно безопасно, а максимально возможно!)
Известно, что атмосфера состоит из газа (кислород там всякий, азот, углекислый газ и прочие газы) За состав отвечает химия, за свойства физика. В данный момент нас интересуют именно свойства атмосферы.
Многие годы, умные люди наблюдали за атмосферой, делали статистические записи, придумывали и проводили опыты, пытались предсказать погоду и разобраться, почему летом идет дождь, а зимой снег. Все это привело к появлению отдельной науки - МЕТЕОРОЛОГИИ.(научно-прикладной области знаний о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.) Нужно сказать, что наука эта шагнула довольно далеко и многие вещи, и процессы происходящие в планетарной газовой оболочке, стали очень хорошо понятны и предсказуемы.
Для авиации, знание о небе самое главное из знаний! Невозможно создать самолет (воздушный шар, дирижабль, экраноплан, атмосферолет...) не понимая того, что с ним происходит в воздухе и какое влияние этот самый воздух оказывает на инородный предмет, оказавшийся в его среде. А поэтому, все небесные колесницы, рассчитывают и строят так, чтобы обеспечить их совместимость и интегрированность в небо, согласно задач, целей и функций, предстоящих выполнять этим летательным аппаратам в полете. Именно из-за этого пассажирский лайнер не похож на боевой истребитель, а воздушный шар на воздушного змея. Так как же и что влияет на полет?
Основными параметрами неба являются: Температура, давление, влажность. Это те самые три кита, на которых держится вся остальная кухня атмосферы. Все эти параметры постоянно меняются, что приводит к различным процессам в воздухе, которые напрямую оказывают влияние на воздухоплавание. (ветер, давление, циклоны и анти циклоны. Ураганы, Тайфуны, дожди, снегопады, морозы, засухи и т.п.)
Я вам открою страшную тайну, принцип полета самолета держится на разности давления воздуха под крылом и над крылом. В принцип полета воздушного шара заложена разница температуры воздуха внутри шара и снаружи.(воздух внутри шара нагревают горелкой, плотность воздуха падает и он становится легче, чем холодный снаружи). Дирижабль держится в воздухе потому, что газ внутри баллона отличается от атмосферного и он легче, чем воздух вокруг. Змей летает, потому, что дует ветер и его держит веревка! Как только вы уберете эти принципы из уравнения полета вашего небесного агрегата, он тут же брякнется на землю! (силу тяготения еще никто не отменял! С телепортацией и антигравитацией немного сложнее, но тоже все объяснимо, но об этом в следующий раз)

Вы прослушали (прочитали) размытую вводную часть о "Турбулентности ясного неба". Перейдем к конкретике.

Атмосфера неоднородна и поэтому, любое воздушное судно находящееся в ней подвержено её влиянию. Болтать (трясти) может всегда и везде, вне зависимости от высоты полета, местности над которой пролетаем, наличия облаков, ветра, времени суток. Есть явные зоны и признаки неба, когда с вероятностью в 146% самолет будет трясти.
Первое. Это прежде всего облака.
Облака это тот же самый воздух, но чрезвычайно насыщенный водой. Это значит, что плотность облака значительно выше, чем плотность окружающего его газа.Там другая температура и давление. Это в свою очередь приводит к нестабильности воздушных масс вблизи и внутри самих облаков. Чем мощнее облако, тем мощнее и разнообразнее процессы происходящие внутри и рядом.
Прежде всего это направление и сила воздушных потоков. Вверх. вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. )
Опасность в больших, грозовых облаках совсем с другой стороны исходит. Там, внутри, не все так гладко и ровно. Там воздух превращается в воду и лед, а лед это уже серьезно. Кроме опасности повреждения корпуса самолета градом,(расколотит в дребезги, как здрасьте!) есть опасность сильного обледенения. Скорость нарастания льда на несущих поверхностях воздушного судна - космическая! Обледенение для самолета, это все равно, что к маленькому рыболовному поплавку привязать кирпич! Если говорить проще, то это превратит летательный аппарат в кусок льда. Не нужно наступать на хвост спящей змее и если есть возможность, то лучше её обойти, чем наступить. Мы всегда обходим грозовые облака и никогда не испытываем судьбу. (но если все же попал туда, а так иногда случается, то это вовсе не значит, что все, пипец, приплыли! Просто нужно как можно быстрее покинуть недружелюбную область. Этому учат, и мы знаем как это делать. И еще раз: Болтанка, это самое невинное, чем грозит гроза!)
Следующее место, где всегда трясет это горы.
При полетах над горной местностью, турбулентность (нестабильность) атмосферы всегда повышена. Связано это с вертикальным и горизонтальным изменением направления ветра. Ну тут все просто. Ветер дул себе прямо и дул. Бац! Гора на пути! Ветер стал загибаться вверх и в бок. Воздушный поток закручивается и завихряется, и поднимается вверх, возмущая спокойную атмосферу.
Знаете в чем разница между цунами и просто здоровенной волной? Высота волны цунами может быть и не очень большой, но масса воды, которую несет в себе цунами и которая следует за этой невысокой волной такова, что имеет астронамический размер. Волна в 2 метра высотой оказывается чуть ли не бесконечной! Она идет и идет, и сносит все на своем пути. В то же время, просто огромная волна, даже в 10 метров, не наносит никакого особого ущерба, так, как нахлынула и закончилась. Так и с воздушными потоками в горах. Ветер дует и дует, загибается и загибается, и устремляется ввысь. Весь этот газовый микс поднимается высоко над горами и трясет самолет. (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Далее.
Береговая черта.
Там, где море заканчивается и начинается материк, вероятность болтанки очень велика. Дело в том, что прогрев земли и воды не одинаков, (помним, что одним из основных показателей атмосферы есть температура) воздух тоже прогревается не одинаково и вот на этом стыке холодного и горячего возникают "депрессии" (есть такое понятие в метеорологии, об этом вы сами можете почитать подробнее, если заинтересуетесь. Материала в сети много.), что приводит в свою очередь к возникновению вертикальных и горизонтальных потоков. Нужно понимать, что потоки эти не просто потоки похожие на ручейки или даже реки, но невообразимых размеров массы воздуха! Миллионы, миллиарды тон возмущенного газа! (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Где еще может тряхануть?
Наверное многие из вас испытывали на себе, весь полет проходил спокойно, а при снижении и заходе на посадку, почти у самой земли, начинает кидать? Все верно! Это называется термические потоки (или "термики"). С этим явлением очень хорошо знакомы планеристы. Природа этой турбулентности, та же самая, неравномерный прогрев...
Ну а теперь самое сладкое: "Турбулентность этого самого, ясного неба"
Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая. Сам видел!) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать пол тысячи километров в час! (Как-то видел и испытывал на себе ветер скорость которого была 400 км в час над морем Баффина (это между Гренландией и Канадой)) И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!
Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с "Турбулентностью ясного неба". Сие явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.
Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе - даже очень. Если с облаками и осадками все просто, то с направлением и силой ветра-проблема. Существуют метеокарты, которые выпускаются специальными бюро постоянно, с определенной периодичностью. В них указывается направление и скорость ветра по высотам, указываются зоны с повышенной вероятностью турбулентности, но все это очень и очень приблизительно, так, как атмосфера слишком не стабильна и указать точную точку с координатами на карте, где возникнет сильная болтанка и в какое время - просто не реально. Примерная область и период времени - да, конкретное место и время - нет! Статистика говорит о том, что наиболее часто, самолеты попадают в подобный переплет над океанами и при полетах вблизи экваториальной областью земли. Попадают там, где зарождаются циклоны и где температурные изменения очень скоротечны и значительны. Можно ли как-то спрогнозировать и избежать попадания в эти области? Практически нет. (ну или перестать летать) Нужно понимать, что никаких "Воздушных ям" не существует на самом деле. Воздушный поток неразрывен! Есть области в небе (возникают и исчезают) где несколько фаз физического состояния атмосферы сходятся в одно время и в одном месте. Например мощный восходящий или нисходящий поток вдруг пересекается с границей воздушного течения и тут возникает "жопа с ручкой". Но она скоротечна и изменчива эта бяка, так, как поток через десять секунд сместится, а восходящий порыв исчезнет.
Можно долго перечислять места и причины возникновения болтанки, но обычному пассажиру это как-то не очень интересно, потому, что он платит деньги за то, что хочет переместиться из пункта "А" в пункт "Я" быстро, безопасно и комфортно. И он имеет на это право! Но все же нужно знать, что может его, моего любимого пассажира, ожидать. "Предупрежден, значит вооружен!"
Так. А, что же самолет? Как он переносит эти потрясения?
А самолет для того и сделан, чтобы жить в этой небесной карусели. Самолету значительно легче и безопаснее в небе, чем на земле! Не верите? Смотрите:
В-777 весит 350 тонн! (ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ ТОНН КАРЛ!) Из этого веса 140 тонн жидкого топлива, которое заполняет баки и колышется там внутри баков - буль-буль. Тяжеленные двигатели, которые могут сдвинуть своей струей танк весом в 50 тонн!(каждый двигатель!) висят под крылом и крепятся всего тремя болтами. Сам фюзеляж с креслами, чемоданами, пассажирами, курицей и пивом. Крылья, залитые под самые гланды топливом. Все это хозяйство стоит на земле, всего на трех худеньких опорах - шасси и земля -матушка все это к себе притягивает с силой 350 тысяч килограмм! (возьмите стеклянный шар и поставьте его на острие иглы и надавите на него сверху. Каково?) А,что происходит, когда самолет летит? А происходит то, что всю эту тяжеленную хрень, начинает держать воздух! Каждый миллиметр, каждый атом железного монстра, воздух с нежностью обтекает и поддерживает! Крылья, стабилизатор, фюзеляж, все это мягко лежит на воздушном потоке! Так где самолету легче?
А? Что? Крылья машут? Ха! Так они и должны махать!
Вот ради интереса, возьмите хороший, качественный, графитовый, современный спиннинг и попробуйте, не привязывая к нему приманки, им махать, что есть дури. Сломаете? Думаю вряд ли, запаритесь махать! (сам рыбак, знаю о чем говорю)
Самолет сродни стеклянному шару, который бросили в бурный весенний поток. (я не зря упомянул про острие иглы и стеклянный шар) Что будет с таким шаром, если на его пути не будет всяких камней и других шаров? Ну ровным счетом ничего! Шар будет весело скакать по волнам повизгивая от удовольствия.
А вот теперь самое СТРАШНОЕ!
Посадите в этот скачущий, по волнам безмятежного счастья, стеклянный шар мышей... Представляете что будут испытывать бедные мыши?
Эпилог
(Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Дорогие мои пассажиры, мир сложен и не всегда дружелюбен, но мир справедлив и благосклонен к тому, кто играет по его правилам.
Не переходите дорогу на красный свет. Обходите трамвай спереди, не ходите под карнизом, где капают сосульки, надевайте спасательный жилет находясь в лодке, не пейте настойку боярышника за три рубля, не хватайтесь за оголенные провода, пристегивайтесь сидя в самолете...
НЕ СТОЙ ПОД СТРЕЛОЙ!
Удачи вам и хорошего весеннего настроения...
Ваш Летчик Леха.

1 мая «Боинг-777» «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности. Пострадало 27 человек, преимущественно непристегнутых, при этом, по свидетельствам пассажиров, табло «Застегнуть ремни» не горело. Причиной произошедшего стала так называемая ТЯН - это не девочка на жаргоне анимешников, а турбулентность ясного неба. На английском она называется CAT - Clear Air Turbulence.

Что это такое? «Обычная» турбулентность связана с облачностью и ее появление легко предсказать как визуально, так и с помощью погодного радара. А вот ТЯН не видно до тех пор, пока вы в нее не попадете: возникает она из-за столкновений воздушных масс, движущихся с большой разницей скоростей. Основных причин три:

Чем опасна ТЯН? Как вы уже поняли - серьезными травмами пассажиров. Несмотря на то, что по информации из медицинских учреждений Бангкока, куда за медицинской помощью обратились 27 пассажиров «Аэрофлота», пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано, а информация о пациентах с компрессионными переломами позвоночника, не подтвердилась, 15 граждан РФ и двое граждан Таиланда в настоящее время госпитализированы. У пациентов, остающихся под наблюдением врачей, зафиксированы ушибы, у нескольких человек - переломы конечностей.

Голова непристегнутого пассажира превращается в мощную кувалду

Известны случаи более серьезных травм и даже летального исхода из-за ТЯН, а также авиакатастроф: например, в 1966 году «Боинг-707», летевший из Токио в Гонконг, просто внезапно развалился в воздухе, погибло 124 человека.

Пристегивайтесь.

Кроме того, сильная болтанка делает невозможной выполнение пилотами даже простейших операций вроде считывания показаний приборов.

Что делать? После выключения табло «Застегните ремни» неспроста говорят: «Вы можете свободно перемещаться по салону, однако для вашей безопасности мы рекомендуем вам оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета». Не обязательно затягивать его плотно: в этом случае он не будет стеснять движений, но все равно не позволит вам пробить потолок головой.

Непристегнутый пассажир может поиграть в космонавта и полетать в невесомости по салону.

Кроме того, всегда лучше складывать ручную кладь под кресло: когда во время турбулентности откроется полка, чемодан не упадет вам на голову. Кстати, по этой же причине , там меньше шансов встретиться с чемоданом соседа.

И уж точно не стоит строить из себя героев, доблестно стоя в очереди в туалет при включенных табло: по статистике, больше всего погибших не во время катастроф - это люди, сидевшие на горшке во время турбулентности и неудачно приложившиеся головой.

Это не то, что вы подумали. А просто кофе на потолке. А могло бы быть у вас на коленях.

Если вы не пристегнуты, не забывайте уворачиваться от тележек