Как добраться до русского храма в венеции. Венеция православная

Между двумя Церквями

Когда речь заходит о религиозной картине, всё, имеющее отношение к Италии, обычно принято ассоциировать с традиционным католицизмом. Венеция, конечно, земля католическая. Но религиозная ситуация в Венеции всегда была особой.

Исторически Венеция занимала срединное положение между Церквями Запада и Востока. Это характерная черта местной духовной и светской культуры.

Средневековое стремление к подражанию Византии - пусть первоначально в обрядах и церемониях императорского двора - сохранилось и после четвертого Крестового похода: влияние восточного христианства здесь ощущается и сегодня. Это особенно бросается в глаза в грандиозном соборе Святого Марка, где можно увидеть, к примеру, мраморный готический иконостас конца XIV века (тогда как в католических храмах обыкновенно нет иконостасов) или образ Богородицы Никопея («победоносная») XI-XII веков, перед которым в Византии императорские войска просили заступничества в преддверии битв (по иронии судьбы, точнее, по Промыслу Божьему, икона была захвачена как раз накануне поражения ромеев и разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода). И сам собор Святого Марка был возведен под руководством византийских мастеров, по образцу константинопольского «Апостолеона» (храма 12-ти апостолов).

Православие продолжало оказывать влияние на Венецию и после захвата Константинополя турками: через греческие острова (включая Крит), бывшие под властью Венецианской республики с XIII по XVIII век. К слову, это влияние было обоюдным: например, в современных греческих храмах скамейки появились именно в период тесных контактов с венецианцами. А Венеция, в свою очередь, веками праздновала память святых неразделенной Церкви.

Сами венецианцы гордо считали себя прежде всего гражданами своего города-государства, а уж потом - принадлежащими определенной религиозной традиции. «Veneziani, poi Cristiani» - «сначала венецианцы, потом - христиане»: жители лагуны никогда не испытывали дефицита ни самодостаточности, ни чувства превосходства. В 20-е годы XVI века дож Андреа Гритти и вовсе выдвинул идею «нового Рима», провозгласив Венецию наследницей давно угасшей Римской империи.

Сенат «республики Святого Марка» сам назначал своих патриархов - именно так с конца VI века до наших дней титулуются правящие епископы венецианских пределов. Характерный эпизод случился на рубеже XVI–XVII веков: венецианцы дерзко отказались подчиниться Ватикану, когда папа римский Климент VIII предписал всем кандидатам в епископы Италии являться в Рим - для «экзамена епископов». Венеция считала, что избирать и утверждать своих правящих архиереев она должна сама. И Ватикану в конце концов пришлось уступить…

Однако обратной стороной этой независимости стала зависимость иная: от светских властей. Государство вмешивалось в пастырские вопросы, назначало епископов и священников. Получился своеобразный вариант теократии, закрепленный официально после строительства базилики Святого Марка. Святой апостол был объявлен «главой государства», «правящим» вместе с дожем. После падения Константинополя эта доктрина становится официальной. В результате дож, например, будучи светским главой города-государства, а не главой Церкви, тем не менее, имел полномочия преподавать народу «торжественное благословение» в дни больших праздников - оно преподавалось с «перголы», особой кафедры в базилике Святого Марка. А сама базилика была домовой церковью дожа, и ее клирики находились в подчинении не епископа, а именно «наместника святого Марка»…

Средоточие святынь

Средоточием святынь Венецию сделало уже упомянутое убеждение: «больше мощей - больше покровителей». Святыни привозились первыми основателями города и закладывались в основание храмов, алтарей; святые мощи передавала в дар своим союзникам Византия; в эпоху безвластия в некоторых частях империи наследие христианства подвергалось разграблению; во время арабских и турецких завоеваний мощи вывозили, спасая от осквернения.

Так «город мостов и каналов» стал обладателем уникального собрания реликвий - согласно каталогу XVIII века, в городе хранилось 49 мощей святых! К сожалению, в эту статистику внесли свои коррективы наполеоновские войны: в 1797 году республика пала под натиском французов, а затем перешла в руки австрийцев. Церкви опустошались, реликвии могли быть попросту выброшены - завоевателей гораздо больше интересовали драгоценные мощевики.

Однако и то, что осталось, заслуживает внимания всякого благоговейного христианина.

Мост

…Случается, что люди, которые в России почти не бывают в храме, приезжая отдохнуть в Венецию, начинают интересоваться церковной жизнью: трудно равнодушно относиться к миру православной святости, который многие наверняка неожиданно для себя встречают здесь, на Западе. Венеция была как грабительницей Православия, так и его покровительницей, «малой Византией». И для меня этот город - прежде всего город мостов, и в прямом, и в переносном смысле. «Мост между Востоком и Западом» - хоть это выражение и стало избитым.

Святые не принадлежат исключительно Востоку или Западу. Они - благодатное достояние всякого, кто их с верою и любовью приемлет и почитает, они - реальность, помогающая нам, православным и католикам, лучше понимать друг друга.

Именно поэтому, приезжая сюда, люди приходят не в гости, а домой - к нашим святым, прославленным Церковью братьям и сестрам во Христе, - испросить их молитв и благословения.

Мощи Николая Чудотворца

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Русская Православная Церковь в Венеции

«Велика от церкви нашей будет польза!» В 2013 году исполнилось 230 лет со дня основания первой русской церкви на Апеннинском полуострове. Ею стал домовый храм при русском посольстве в Венецианской республике, основанный по именному указу императрицы Екатерины Великой. В 1783 г. из России в Венецию в качестве посланника прибыл генерал-майор Семен Романович Воронцов, сразу же озаботившийся устройством храма, который расположился первоначально в одном из помещений посольства и был освящен во имя свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Вскоре был назначен и настоятель – иеромонах Иустин (Федоров).

Православный приход во имя святых жен-мироносиц в Венеции

Престольный праздник: день памяти святых жен-мироносиц (второе воскресенье по Пасхе). Созидание и укрепление общины, паломничество, православное свидетельство - таковы основные направления деятельности прихода святых жен-мироносиц. Богослужение на приходе ведется в основном по‐церковнославянски, но слышно также чтение ектений и Священного Писания по‐итальянски и по‐румынски. Это неудивительно, ведь прихожане - выходцы из разных стран и представители разных народов: молдаване, украинцы, русские, белорусы, сербы, итальянцы.

Наш храм всегда открыт во время богослужений

Суббота 17:00 — 19:00
Воскресение 8:30 — 12:00
Праздники — утреня и Божественная Литургия 8:30 — 11:00

Информация для паломников.

Если вы путешествуете с гидом паломнической службы прихода святых жен-мироносиц, то проблемы выбора маршрута не существует - вас проведут по наиболее важным святым местам города, сообразуясь со временем, имеющемся в вашем распоряжении.

Вы находитесь в Венеции несколько часов.

Целесообразнее всего сосредоточиться на церквях, расположенных в районах Сан-Марко и Кастелло. Сюда войдут базилика святого Марка, церковь святого Захарии, православная греческая церковь и храм святого Иоанна Предтечи . Этот маршрут удобен тем, что, двигаясь от площади святого Марка, где, скорее всего, с вами попрощается ваш светский экскурсовод, вы направляетесь вдоль набережной Рива-дельи-Скьявони к причалам вапоретто и катеров. Таким образом, если вы отплываете из Венеции на катере, то ваше небольшое паломничество закончится как раз рядом с причалом. Традиционный ориентир - гостиница Gabrielli.

В вашем распоряжении полный день в Венеции.

Вы можете начать его с молитвы у мощей святителя Николая на острове Лидо. Затем, по мере удаления от Лидо, вапоретто сделает остановки на острове Святой Елены (Sant’Elena) и в Арсенале (Arsenale), где удобно сойти и посетить храмы св. равноапостольной Елены и святого Иоанна Предтечи. От последнего пешком пройдите до греческой церкви святого Георгия и затем к церкви святого Захарии. Если вы попадете в обеденное время, то посетите церкви Пресвятой Девы Марии «Прекрасной» (Santa Maria Formosa) и святого Иулиана (San Zulian), не закрывающиеся на перерыв. К базилике святого Марка вы легко выйдете по мерчериям от церкви святого Иулиана. Не забывайте о святынях острова Святого Георгия (San Giorgio Maggiore), находящегося прямо напротив дворца дожей. Ближе к вечеру посетите храм Христа Спасителя (San Salvador), а затем, перейдя по мосту Риальто границу между сестьере Святого Марка (San Marco) и Святого Павла (San Polo), посетите самую древнюю церковь Венеции Сан-Джакометто, базилику Фрари, Скуолу Гранде святого Роха и Скуолу Гранде святого Иоанна Богослова.

Если у вас в запасе два дня.

Если у вас в запасе два дня, то к однодневному маршруту (см. выше) прибавьте поездку по островам севера лагуны, начиная от Торчелло по изложенной выше схеме. Начав путешествие пораньше, вы без спешки одолеете все четыре острова (Торчелло, Бурано, Мурано, Сан-Микеле) даже с остановкой в магазинах кружев на Бурано и художественного стекла на Мурано. По прибытии на Фондаменте Нове вы окажетесь неподалеку от храма свв. Иоанна и Павла и церкви и монастыря святого Франциска.

Естественно, что последовательность мест, которые вы сможете посетить, будет зависеть и от времени открытия церквей, и от местонахождения вашей гостиничной «штаб-квартиры».

Если Вам нужна помощь можете обратиться в

Что мы знаем о Венеции? Знаменитые на весь мир гондолы, каналы, венецианские маски, фестиваль… А ведь
сегодня это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший в Италии форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

Книга-путеводитель «Святыни Венеции»

Автор книги — протоиерей Алексий Ястребов, по благословению священноначалия с 2003 года окормляющий приход Русской Православной Церкви в Венеции. Отец Алексий на протяжении нескольких лет собирал данные о святынях города, исследуя параллельно предпосылки возникновения такого удивительного собрания святынь. Таким образом, путеводитель не просто является полным каталогом реликвий веры, но содержит сведения исторического характера, изъясняющие особенности геополитического положения Республики Святого Марка на перепутье между Востоком и Западом. Венецианский цивилизационный «мост» не потерял своей актуальности и в наши дни. Город был и остается важным центром общественной и культурной жизни планеты, местом межправославных встреч и площадкой межхристианского диалога.

Район святого Марка

Имя апостола и евангелиста святого Марка носят главный храм Венеции и сестьере. Этот районявляется средоточием политической, религиозной и культурной жизни столицы. Будучи резиденцией богатейших фамилий республики, не уступал он бойкостью своей торговли и коммерческому району Сан Поло, благо венецианские аристократы были в то же самое время и купцами – явление неслыханное для средневековой Европы. Торговля, доныне кипящая в переулках, примыкающих к Риальто, в районе Сан Марко соседствует с чинным рядом изысканных дворцов-палаццо, которые, словно жемчужины, составляют драгоценное ожерелье Большого канала.

Каждый уголок сестьере как в древности, так и в наши дни наполняют толпы людей. Тут находятся две основные достопримечательности города – базилика св. Марка и Дворец дожей. Здесь же ныне располагаются органы городского управления – мэрия (Ca’ Farsetti), префектура, коммунальные службы. Эта человеческая круговерть успокаивается, да и то частично, лишь на период «низкого сезона» – в декабре-январе.

Район Кастелло

Своим названием (castello — замок) район обязан древнему преданию, гласившему, что некогда, еще в римские времена, на острове Оливоло, что на восточной окраине Венеции, возвышалась крепость.

Кастелло – самая большая из венецианских «шестин»-сестьере. Начинаясь за комплексом зданий базилики св. Марка и Дворца дожей, район простирается до самой восточной оконечности города. Главными его достопримечательностями являются бывший кафедральный собор – величественный храм св. апостола Петра, знаменитый венецианский Арсенал, описанный еще Данте Алигьери в «Божественной комедии» (Ад, песнь 21), принимающий в своих стенах не менее «достопримечательную» Бьеннале – выставку современного искусства, проходящую раз в два года (отсюда название: la Biennale, «двухгодичная»). В этом же районе расположена и усыпальница дожей – церковь свв. Иоанна и Павла (San Zanipolo).

Район Каннареджо

Начинаясь в центре города, недалеко от моста Риальто, этот обширный сестьере тянется вдоль берега Большого канала до самой железнодорожной станции.

Очень разнородный по атмосфере, этот район, как и Кастелло, полон жилых кварталов, сохраняющих подлинную атмосферу венецианской повседневности.

Здесь появилось и до сих пор существует первое в мире еврейское гетто.

В этом же районе жил прославленный живописец Тинторетто. Сын простого красильщика тканей, он достиг европейской славы еще при жизни, но, по словам современников, всегда оставался простым и очень богобоязненным человеком. Украшенная многими его произведениями церковь Мадонна дель Орто, рядом с которой до сих пор стоит его дом, считается жемчужиной сестьере с точки зрения христианского искусства.

Район святого Павла

Этот небольшой сестьере находится в самом сердце города, в гуще торговых рядов, неподалеку от моста Риальто. В центре района расположена площадь Сан Поло, получившая свое имя от возвышающейся на ней церкви во имя св. апостола Павла (San Polo). На западной же границе шестины возвышается колоссальная базилика Пресвятой Прославленной Девы Марии «Братьев» (Santa Maria Gloriosa dei Frari), а рядом с нею – церковь и знаменитая своими картинами Тинторетто Скуола Гранде св. Роха (chiesa e Scuola Grande di San Rocco). Именно обилием объектов культурного притяжения объясняется переполненность сестьере туристами.

Район Дорсодуро

Достопримечательностями района, кроме Галереи Академии, являются музей Гугенхайм, многочисленные палаццо, расположенные по берегу Большого канала, площади Сан Барнаба и Санта Маргерита, Венецианский университет Ка Фоскари и множество церквей. Самой грандиозной из них является Санта Мария делла Салюте, венчающая собой восточную оконечность Дорсодуро – мыс Догана.

Район святого Креста

Сестьере Святого Креста как и сестьере Святого Павла, относится к малым венецианским шестинам. Его территория охватывает кварталы, примыкающие к Большому каналу, начинаясь от Палаццо Корнер делла Реджина и простираясь до автовокзала Пьяццале Рома. Но в отличие от Сан Поло это – не туристический район города.

Название сестьере происходит от находившегося здесь некогда монастыря Cв. Креста, впоследствии упраздненного Наполеоном. Все, что дошло от обители до наших дней, это одинокая колонна на углу кирпичной стены парка. Ее можно видеть с Большого канала, проплывая или проходя по набережной мимо Садов Пападополи в районе автовокзала.

В этом районе находится церковь св. апостола Иакова является центром католического прихода, включающего в себя еще два храма – св. Евстахия (chiesa di San Stae) и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (chiesa di San Zan Degolà) , где совершаются богослужения общины прихода святых жен-мироносиц Русской Православной Церкви .

Острова Венеции

Венеция расположена на 118 островах . Ее основу составляют «сросшиеся» кусочки суши, соединенные 400 мостами и образовавшие город из шести районов-сестьере. Даже на «главном острове» до сих пор есть топонимы, напоминающие о том, что и он когда-то не был единым. Таковы, например, острова Святой Елены и Оливоло, по прежнему окруженные водой, но уже давно с помощью мостов прочно «пришвартованные» к Венеции. Джудекка и Сан-Джорджо также практически входят в ядро Венеции, как ее неотъемлемые части. Большие острова – Бурано, Мурано, Лидо, Джудекка – имеют свои особенности, начиная с типов ремесел, распространенных на разных островах, заканчивая манерой строить и украшать дома. Особенности проявляются даже в диалекте, который, например, на острове Бурано отличается от обычного венецианского.

Остров Лидо — Lido di Venezia
Протяженность Лидо – около 12 километров, тогда как ширина колеблется от одного километра до трехсот метров. С древних времен заселенная выходцами из Падуи, эта узкая полоса суши служит естественной защитой залива от морских волнений. С 742 г. в южной части острова, именуемой Маламокко, находилась резиденция дожей. На острове Лидо находится церковь святителя Николая на острове Лидо — chiesa San Nicolò a Lido, в которой покоятся мощи святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских (память 6/19 декабря, 9/22 мая), мощи святителя Николая «Дяди», архиепископа Мир Ликийских (местное празднование 11 декабря), мощи священномученика Феодора (местное празднование 24 января).

Православные святыни в Венеции — Документальный Фильм

Николай Чудотворец — Чтоб печаль превратилась в радость

Православные приходы в городе Венеция

Приход в честь святых Жен-мироносиц
Настоятель: протоиерей Алексий Ястребов
Адрес: Campo San Zandegolà, 1, Santa Croce, Venezia
Тел.: +393384753739

Приход во имя свв. Жен-Мироносиц в Венеции был основан группой православных верующих в 2002 году.

Потребность в духовном окормлении чад Русской Православной Церкви в области Венето возникла уже давно, поэтому обращение верующих в Священный Синод было продиктовано реальным «духовным голодом», возникшим в этих краях. На заседании Священного Синода в июле 2002 года была рассмотрена просьба церковной общины о ее принятии в лоно Московского Патриархата, а несколько позже - 8 октября того же года - на новообразованный приход, вошедший в состав Корсунской епархии РПЦ, указом Святейшего Патриарха был назначаен настоятель.

Священник Алексий Ястребов, кандидат богословия, прежде преподавал в Свято-Тихоновском Богословском Институте в Москве, а ныне является докторантом Урбанианского Университета в Риме, где пишет диссертацию на философском факультете об о.Павле Флоренском. (О.Алексий - автор ряда статей по патрологии, помещенных в столичных богословских журналах. Сейчас он больше обращает свое внимание на отечественную богословскую мысль. По его словам связь между богословием отцов Церкви и мыслителями русского религиозно-философского ренессанса не просто очевидна - дух отцов Церкви пронизывает всю русскую богословскую традицию от митр.Илариона Киевского до авторов XX столетия.)

Образование нового прихода РПЦ нельзя не признать своевременным. По словам о.настоятеля в городах области Венето очень заметна активизация деятельности раскольничьих группировок - прежде всего так называемого «Киевского Патриархата» и «Бессарабской митрополии» - а также представителей Украинской Греко-Католической Церкви, которые, как это бывало и прежде, стараются привлечь к себе православных, пользуясь их неосведомленностью в вопросах веры. Банальная фраза: «Бог един - все равно, где Ему молиться!» постоянно слышится из уст простых людей, отрываемых от Матери-Церкви, в ответ на призывы не оставлять Святого Православия. Их «наставники», которые вкладывают в сознание неискушенных подобные мысли, забывают, что как Бог един, так и Церковь одна, а не бесчисленное множество, поэтому отнюдь не все равно, где и как славить Бога - важно славить Его правильно - «право-славить», чтобы Его прославление не превращалось в хуление.

Отношение к новообразованному приходу местных властей как светских, так и духовных в целом положительное.

Мэр Венеции доктор Паоло Коста (сам верующий католик) на встрече с настоятелем прихода сказал, что весьма важно, чтобы верующие и на чужбине не теряли связи с Матерью-Церковью, не отрывались от духовной традиции, которая передается с молоком матери.

Самое теплое отношение почувствовал о.Алексий на встречах с представителями Патриархата Венеции. Идя навстречу пожеланиям о.Алексия и представителей общины по благословению патриарха Венецианского Анджело Скола приходу Свв.Жен-Мироносиц выделена в Венеции церковь для совершения воскресных богослужений. Теперь древний храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи (на местном диалекте - chiesa San Zan Degola), в котором прежде служили лишь изредка, оживает - открывается новая страница его почти тысячелетней истории: под его сводами звучат православные молитвословия, в его стенах совершается свидетельство о православии на Западе. Восстанавливается, таким образом, историческое значение Венеции как своеобразного «моста» между Востоком и Западом.

Такое же доброе отношение и искреннюю заинтересованность нашел православный священник и у представителей многочисленного венецианского духовенства. Многие настоятели церквей будут рады видеть православных паломников, пришедших поклониться мощам святых угодников, которых в Венеции великое множество: мощи св. прав. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, св. первомученика и архидиакона Стефана, св.ап. и евангелиста Марка, святителя Николая Мирликийского на о-ве Лидо, свв. патр. Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого и борца с иконоборчеством св. патр. Константинопольского Германа, первого монаха прп. Павла Фивейского, св. равноапостольной царицы Елены, матери св. Константина, св. вмц. Варвары, св.Христины, св. Феодора Тирона, св.мц. Лукии, прп. Марины, св.ап. Матфия и ап. и евангелиста Луки в Падуе и многих других святых и прочих святынь…

Настоятель прихода полагает, что расширение православного свидетельства на италийской земле позволит с одной стороны обеспечить духовное окормление паствы, с другой же - в значительной мере будет способствовать улучшению отношения и углублению интереса к Православию среди верующих католиков.

Кандидат богословия, настоятель православного
прихода святых Жен-мироносиц в Венеции

Этот город представляется нам местом романтиков, поэтов и художников. Это так. Но Венеция и город паломников. В этом городе количество ценных для православного человека святынь вполне может сравниться с Римом. Среди них примерно одна пятая часть мощей святителя Николая. О святынях Венеции и жизни православного прихода в честь святых Жен-мироносиц рассказывают священник Алексий ЯСТРЕБОВ и Марина НЕФЕДОВА

Православная жизнь в городе-музее

На самом деле в Венеции есть два места, где находятся мощи святителя Николая: католический храм на острове Лидо и единственный в Венеции приход Русской православной Церкви - святых жен-мироносиц. При этом храм, в котором обитает приход жен-мироносиц, называется San Zan Degola - в память усекновения главы Иоанна Предтечи. Название прихода и храма не совпадают - просто православные служат в храме, который предоставили им католики. Храм замечательный, древний, 11 века. 11 век - для Венеции это почти обычное дело, а вот для православных служить в таком древнем храме - редкость.

Здесь готический деревянный потолок, колонны, которые предположительно древнее храма, первого тысячелетия, и - фанерный иконостас. «Да, мы здесь скромно существуем, - рассказывает отец Алексий Ястребов, настоятель. - Для человека, приехавшего из России, какие-то вещи кажутся наивными… Вот этот иконостас, например. Но у нас вместо него 8 лет вообще была просто занавеска. А эти аналои пол года нам везли...

Церковь San Zan Degolа, приход святых жен-мироносиц Русской православной церкви, в золотистом ковчеге - частица мощей святителя Николая

Здесь все не наше. Хотя наш приход существует в Венеции уже 10 лет, и католики пустили нас сюда служить, - у нас нет на храм никакой юридической бумаги. И нам ее 10 лет не дают. Говорят - мы должны изучить этот вопрос. Мы, конечно, очень бы хотели, чтобы нам передали этот храм в постоянное пользование. Что для этого нужно? Только добрая воля католиков. Купить храм невозможно, в Италии этого по закону сделать нельзя. Да и люди этого не поймут».

Приход Жен-мироносиц небольшой. В среднем на воскресную службу собирается человек 60-80. Костяк -10-12 прихожан. Тех, кто иногда приходит, всего человек 200. Это единственный в Венеции и окрестностях приход, где служба идет на церковнославянском языке.

10 лет назад в Венеции была группа русскоязычных православных, которые ходили в греческий храм Константинопольского патриархата. Но им хотелось, чтобы был у них свой приход. Они зарегистрировались и обратились в СвященныйСинод с просьбой прислать им священника. А будущий настоятель священник Алексий Ястребов тогда писал в одном из университетов Рима диссертацию по философии. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх) тогда был председателем Отдела внешних церковных связей. Он и предложил отцу Алексию принять сан.

Дописывал диссертацию отец Алексий уже священником, ездя между Римом и Венецией каждые выходные (550 км!). Потом с женой и дочкой переехал в Венецию. «Венеция - город искусственный, городом его можно назвать с определенной оговоркой, это скорее музей, - говорит отец Алексий. - Людей здесь живет немного. Тем более мало кто из них исповедует православную веру. Есть новая Венеция, континентальная, все наши прихожане оттуда (и я там же живу). Но вообще прихожан русских, кроме нас с матушкой, дочерью и еще одной женщины у нас нет. Есть русскоязычные - граждане Украины, Молдовы. Есть итальянцы - в основном их появление в приходе связано с русскими женами. С нашей стороны никакого прозелитизма!».

Главная деятельность православного священника в Венеции, кроме пастырской - работа с русскоязычными паломниками. «Паломников приезжает немало, мы организуем молебны, иногда людям нужно объяснить, где что находится. Да просто нередко необходимо следить за порядком. Потому что паломники наши иногда от счастья, иногда еще от чего-то не всегда себя должным образом ведут, поклонение у них не очень адекватные формы принимает. А католики иногда этим соблазняются, недовольны бывают поведением наших паломников. Да, советское воспитание, наверное, еще долго будет выживаться из наших людей».

Направление - вбок


Иосиф Бродский в эссе "Набережная неисцелимых" писал: «По-моему, Хэзлитт сказал, что единственной вещью, способной превзойти этот водный город, был бы город, построенный в воздухе». Бродский, кстати, родился через 2 дня после памяти святителя Николая - 24 мая, и похоронен на одном из островов Венеции, на кладбище Сан-Микеле.

Необычное ощущение - выходишь из здания вокзала и попадаешь, как и полагается, сразу на главную улицу города. Только она - вода. В этом городе вообще нет никаких машин. (Но, кстати, ДТП из водного транспорта тут тоже бывают.) Да, еще при путешествии по Венеции важно знать, что вапоретто (водные трамвайчики, главный общественный вид транспорта в Венеции) причаливают к одному и тому же причалу, когда плывут и туда и обратно по своему маршруту- без этого ценного знания можно уплыть, как автор этого текста, вместо центра города куда-то в открытое море. Лучше лишний раз спросить.

Храм православного прихода жен-мироносиц обычно на карте обозначен как San Zan Degolа (адрес: CampoSanZanDegolà, 1, SantaCroce, Venezia). Но нужно иметь в виду, что не заблудиться тут, в Венеции, невозможно. Даже продавец карт города не смог сразу объяснить, как найти нужный адрес - долго изучал проданную им же карту.

Бродский, который очень любил Венецию и на протяжении 17 лет почти на каждое Рождество приезжал сюда, писал в своем восхитительном «Fondamenta degli incurabili» («Набережная неисцелимых»): «Куда бы ты, уходя здесь из дому, ни направился, ты заблудишься в этих длинных витках улиц и переулков, манящих узнать их насквозь, пройти до неуловимого конца, обыкновенно приводящего к воде, так что его даже не назовешь cul de sac (тупик - фр). На карте город похож на двух жареных рыб на одной тарелке или, может быть, на две почти сцепленные клешни омара (Пастернак сравнил его с размокшей баранкой); но у него нет севера, юга, востока, запада; единственное его направление - вбок. Он окружает тебя как мерзлые водоросли…».

Но если вооружиться распечаткой гугл-карты, то вполне можно добраться до храма самостоятельно - главное, настроиться, что, возможно, найдется он не сразу. От жд вокзала пешком примерно 15 минут. И если в центре, вокруг площади Сан-Марко, толпы людей, то около этого храма тихо и безлюдно, можно даже представить, что стоишь на этой маленькой площади лет 500 назад. Возможно, здесь все точно так и было.

В Венецию вместо Бари

До сих пор, как ни странно, мало кто знает, что примерно пятая часть мощей святителя Николая находится в Венеции. «Хотя, - говорит отец Алексий, - сейчас все больше людей стало приезжать на святителя Николая в Венецию. (И, конечно, мы ни в коем случае не противопоставляем себя Бари!) Есть фотография тех мощей, которые находятся в Бари, мы знаем, что они там не все. Есть много разных исследований, которые доказывают, что в католическом храме святителя Николая на венецианском острове Лидо подлинные мощи святителя Николая. Они не мироточат. Но, наверное, такие вещи, как мироточение - это не автоматическое физическое явление, оно иного порядка. Может быть, потому не мироточат, что православные на несколько столетий забыли об этой венецианской святыне? А с недавних пор небольшая часть мощей Николая Чудотворца есть и в нашем приходе жен-мироносиц».


Храм св. Николая о. Лидо. Венеция. Фото сайта nikola-ygodnik.narod.ru

Как мощи оказались в Венеции? Венецианцы свозили к себе православные святыни со всей Византии. Можно сказать, что Венеция - город украденных святынь. «Сначала мощи святителя Николая забрали барийцы, -- продолжает отец Алексий. - Но они очень торопились и забрали не все, лишь основные части. Оставшуюся небольшую часть мощей греки собрали и спрятали. Но через 10 лет нагрянули венецианцы, под пытками узнали, где хранятся мощи, и привезли их в Венецию, на остров Лидо. Сейчас там кроме мощей святителя Николая хранятся мощи других Мирликийских святых: святителя Николая - «дяди», которого ошибочно называли дядей святителя Николая, хотя дядей он приходился другому святому, и священномученика Феодора, тоже архиепископа Мир Ликийских».


Камень с надписью на греческом: "Мироточивые мощи смиренного Николая". Фото сайта nikola-ygodnik.narod.ru

Санта Лючия и другие

Отца Алексия в Венеции хорошо знают. Он - автор подробного путеводителя по православным святыням этого уникального города. Его книгу (она на русском языке) продают в соборе св. Марка - главном соборе Венеции. Продавцы на вопрос, есть ли что-то о Венеции на русском, так и говорят - а, Алексий! - и достают довольно толстую книжку-путеводитель.

«Чем больше я тут живу, тем больше убеждаюсь, что вообще невозможно рассказать про все святыни. Рассказываешь кому-то - человек на втором десятке от количества уже перестает реагировать». Паломнические группы обычно посещают несколько главных мест. Во-первых, собор апостола и евангелиста Марка, покровителя Венеции, в котором хранятся его мощи. Апостол Марк проповедовал в Александрии и на италийском полуострове, в городе Аквилея, который в наше время не сохранился как город. Для Венеции это имело важнейшее значение. «Дело в том, - рассказывает отец Алексий, - что вообще только в Риме, единственном на всем Западе, мог быть патриархат - по той причине, что якобы только в этом городе проповедовали апостолы. И больше нигде. Да, в Малой Азии апостол Павел в каждой деревне проповедовал, а на Западе - только в Риме. Но потом выяснилось, что вторым западным городом, в котором кто-то из апостолов бывал, оказалась Аквилея. Даже свт. Дмитрий Ростовский писал об этом, не говоря уже о западных источниках. Поэтому в Аквилее был патриархат. А после Аквилеи титул патриархата передан Венеции, как главнейшему городу этой митрополии. И даже до сегодняшнего дня епископ Венеции носит титул патриарха - патриарх Венеции. Это уникально для католического мира».

Мощи апостола Марка, как известно, хранились в Александрии, но венецианцы поставили себе целью их добыть. Что они и сделали, украв их в 833 году из Александрии. С тех пор мощи пребывают здесь, в главном, «золотом» (из-за прекрасной золотой мозаики) католическом соборе апостола Марка, внутри престола.

А в левом пределе собора - древняя чудотворная византийская икона Божией Матери «Никопея» - тоже добыча венецианцев.

Мощи еще каких православных святых пребывают в Венеции? Назовем несколько: мощи святого Федора Стратилата (в католической церкви во имя Преображения Господня, Chiesa di San Salvador), святого праведного Захарии, отца Иоанна предтечи - в одноименном храме недалеко от Сан-Марко. Мощи святителя Афанасия Александрийского Великого, современника святителя Николая - в греческой церкви. Мощи святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского - в церкви Сан-Джованни ин Брагора (в этой церкви был крещен Антонио Вивальди). Мощи святой мученицы Лукии Сиракузской - знаменитой Santa Lucia - православные ее тоже почитают. Личный монашеский крест преподобного Саввы Освященного. И это только маленькая часть списка святынь! Кстати, мощи преподобного Саввы находились в Венеции с 13 века до 1965 года. В 1965 году было короткое потепление отношений между церквями востока и запада, и три украденные святыни вернулись обратно на восток: голова святого апостола Тита, мощи святого Саввы Освященного и мощи преподобного Луки Элладского из монастыря Осиос Лукас - они как раз в него и вернулись. Но потом отношения охладели, дверь захлопнулась, и с тех пор православные от католиков обратно больше ничего не получали.


Мощи свт. Афанасия Александрийского, Венеция, церковь св. Захарии

Но вообще, как говорит отец Алексий, в Венеции на каждом шагу церковь, и почти в каждой церкви - святыни. Но нужно иметь в виду, что в некоторые храмы Венеции вход платный.

Есть здесь очень древние храмы - церковь святого Иакова Заведеева, например - 8 века. В ней есть одна колонна - по преданию это колонна портика Соломонова из Иерусалимского храма.

Или великолепная базилика XIV века Фрари (с венецианского диалекта - от «фрати», т.е. «братья», братья-францисканцы) - полное название Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Здесь находится «Вознесение Девы Марии» Тициана (в главном алтаре, прямо напротив входа). В левом пределе - одна из лучших работ Тициана «Мадонна Пезаро», в правом - триптих «Мадонна на троне со святыми» Джованни Беллини. А в реликварии базилики хранится множество святынь - в том числе в специальном сосуде - кровь Христа (по преданию, кровь собрала Мария Магдалина - с Креста или из Гроба). Святыня была привезена капитаном венецианского флота Мельхиором Тревизаном, а ему в свою очередь передал ее умирающий константинопольский греко-католический патриарх. Во Фрари святыня хранится с 15 века. Отец Алексий проводит небольшую экскурсию по Фрари. Выходит настоятель базилики, собираясь служить вечернюю службу. Они здороваются, отец Алексий желает ему «Бона месса».

Православный приход жен-мироносиц надеется на святителя Николая - что он поможет им обрести собственный храм. Странная вещь - католики гонялись за мощами святых - а сейчас почти забыли об их почитании. Может быть, чтобы это почитание не прекращалось, важно, чтобы православные паломники не забывали о них? Надежду на исцеление тут точно можно иметь.

Соборы и церкви являются одним из главных достояний Венеции: в городе насчитывается около 250 освящённых храмов, каждый из которых смело заслуживает звание произведения искусства. В стенах многих из них хранятся полотна великих живописцев и скульпторов, так что посещение храмов может быть интересно не только верующим, но и всем поклонникам искусств.

Многие церкви Венеции открыты для бесплатного посещения в течение дня. Но даже в тех случаях, когда за вход взимается плата, сумма, которую вам придётся отдать за возможность увидеть Тициана или Джордано в оригинале, может считаться вполне символической.

16 главных церквей города входят в ассоциацию Венецианского патриархата, так называемую Chorus Venezia. Именно здесь в первую очередь следует искать шедевры итальянских живописцев эпохи Ренессанса.

Существует единый Chorus Pass за €12, который позволит посетить любую церковь из списка Chorus или все сразу. Но немало сокровищ таится и в стенах базилик, не попавших в заветный список.

BlogoItaliano решил составить свой Топ 10 самых примечательных соборов и церквей Венеции , в который вошли как представители Chorus Venezia, так и храмы, о которых туристам известно в меньшей степени.

Собор Святого Марка (Basilica di San Marco)

Самый известный Собор Венеции и один из самых красивых соборов мира поражает своим великолепием даже самого искушённого посетителя. Неслучайно Собор Святого Марка входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди его бесчисленных сокровищ - золотой алтарь Pala d’Oro, иконы-мозаики, древние бронзовые скульптуры коней и, конечно, мощи Святого Марка Евангелиста.

Собор св.Марка входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕС

Строительство нового святилища, которое должно было выразить и утвердить мощь Венецианской республики, началось в IX веке. Собор торжественно освятили в 1094 году, но его оформление продолжалось еще на протяжении нескольких столетий.

Образцом для венецианского собора стала не сохранившаяся до наших дней церковь Двенадцати апостолов в Константинополе. Здание венчают пять куполов, изнутри украшенных мозаиками на сюжеты Ветхого завета.

Многочисленные мозаики покрывают и стены собора – и даже иконы, изображающие жизнеописание Святого Марка, выполнены в виде мозаики.

Главной ценностью Собора Святого Марка является золотой алтарь Pala D`Oro, состоящий из 80 икон и инкрустированный 2000 драгоценных камней.

Часы работы:

  • С ноября по апрель: Пн-сб: 9:45-17:00; воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00
  • С апреля по ноябрь: Пн-сб: 9:45-17:00; воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00

Билеты: Вход свободный (билет к золотому алтарю Pala d’oro – €2, в сокровищницу - €3, в музей – €5).

Базилика Девы Марии Исцеляющей (Basilica di Santa Maria della Salute)

Строительство Базилики Девы Марии Исцеляющей началось в 1630-1631 годах и продолжалось полстолетия. Освящение собора происходило уже после смерти архитектора Балтазара Лонгена.

Возведение храма было задумано как восхваление Мадонны за спасение города от чумы. Мессу в благодарность за избавление от чумы в церкви служат до сих пор.

Церковь стоит на миллионе деревянных свай, вбитых в мягкую грязь лагуны

Церковь имеет форму восьмигранника и стоит на миллионе деревянных свай, вбитых в мягкую грязь лагуны. Необычный вход выполнен в виде триумфальной арки, а мозаичный пол выложен концентрическими кругами. Купол этой красивой церкви запечатлён в полотнах Каналетто, Тернера и Сарджента.

Просторный холл собора украшен разноцветным мрамором, скульптурами и мозаиками. Алтарные образы принадлежат кисти Луки Джордано, не меньшую ценность представляют хранящиеся здесь произведения Тинторетто и Тициана.

Часы работы: Пн-вс 9:30-12:00 и 15:00-17:30

Стоимость билета: €4

Церковь Святого Пантелеймона (La chiesa di San Pantalon)

Эта невзрачная на первый взгляд церковь таит в своих стенах (а точнее сказать, под потолком) настоящее сокровище: самое большое художественное полотно в мире работы Джованни Антонио Фумиани.

Эта невзрачная церковь таит в своих стенах настоящее сокровище

Потолочная роспись-обманка «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона» занимает площадь более 700 м2. На создание фрески ушло 24 года. Говорят, что художник погиб, сорвавшись с лесов во время работы над ней.

Помимо своих размеров, картина примечательна тем, что на низком плоском потолке создаётся ощущение глубокого свода, усиленное отсутствием привычного обрамления и плавным переходом картины с потолка на стены.

Алтарь Церкви Святого Пантелеймона украшает ещё один шедевр кисти Паоло Веронезе – картина «Чудо Святого Пантелеймона», ставшая последней работой мастера. Здесь также можно увидеть полотна Антонио Виварини, Джованни д’Алеманья и Паоло Венециано.

Потолочная фреска «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона»

Свой нынешний облик здание обрело в 1668-1686 году, до этого на протяжении шести веков церковь неоднократно перестраивалось.

Часы работы:

  • Пн-сб: 10:00-12:30 и 15:30-18:00
  • Вс: 9.30-12.30; 15.30-18.00

Билеты: Вход свободный

Собор Успения Девы Марии (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari)

Собор Успения Девы Марии - тот нередкий для Венеции случай, когда церковь не уступает музею по количеству собранных в ней богатств. Шедевры Тициана и Донателло впечатляют ещё больше на фоне характерной простоты францисканских церквей.

На возведение собора, выполненного в стиле итальянской готики, ушло примерно столетие: его строили с 1338 года до середины XV века. Внешние стены собора, построенного в форме латинского креста, украшают капители и пилястры, а также кирпичный фриз и белокаменные статуи.

Рядом с собором на 70 метров вознеслась колокольня - второе по высоте здание Венеции. При желании можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться Венецией с высоты птичьего полёта.

В Соборе хранятся скульптуры и живописные полотна великих мастеров

Ещё больше поражает внутреннее убранство церкви, где над алтарём возвышается «Вознесение Марии» кисти Тициана, а ризницу украшает «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини.

Единственная в Венеции работа Донателло тоже хранится здесь - это деревянная статуя Иоанна Баптиста. Выдающийся пример резьбы по дереву являют собой хоры с рельефами святых на каждом из 124 кресел.

В Соборе Успения Девы Марии нашли свой покой несколько дожей Венеции, а также художник Тициан и скульптор Антонио Канова, чьи пышные надгробия поражают не меньше живописных полотен великих мастеров.

Часы работы:

  • Пн-сб: 9:00-18:00
  • Вс: 13:00-18:00

Стоимость билета: €3

Собор Сан-Джорджо-Маджоре (Cattedrale di San Giorgio Maggiore)

Собор Сан-Джорджо-Маджоре расположен на одноимённом острове. Здесь короновался Пий VII, а спустя восемь лет Наполеон Бонапарт превратил монастырь в казармы, до неузнаваемости изменив облик зданий.

Собор был заново отреставрирован уже во второй половине XX века по инициативе нового владельца - графа Витторио Чини. Строительство храма относят к 1566-1610 годам, архитектор Андреа Палладио умер ещё до окончания работ, а завершал начатое мастером дело его ученик Винченцо Скамоцци.

Собор Сан-Джорджо-Маджоре расположен на одноимённом острове

У алтаря, выполненного скульптором Джироламо Кампаньей, установлена фигура Христа, который стоит на золотом шаре, поддерживаемом четырьмя евангелистами. В соборе много современных скульптур и картин, но среди них можно отыскать и такие шедевры позднего Ренессанса, как «Тайная вечеря» и «Падение Манна» Тинторетто.

Особой популярностью среди туристов пользуется смотровая площадка на вершине квадратной кирпичной колокольни, построенной в 1791 году вместо рухнувшей звонницы рядом с собором. Не так давно башня обзавелась лифтом, так что добраться к вершине, чтобы охватить единым взором всю Венецию, теперь стало ещё легче и быстрее.

Часы работы:

  • С апреля по октябрь: пн-вс 09:00-19:00
  • С ноября по март: пн-вс: 08:30-18:00

Вход в собор ограничен во время проведения воскресной службы с 10:40 до 12:00.

Билеты: Вход свободный (билет на башню – €6).

Церковь Святой Марии Чудотворной (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli)

По преданию разноцветный мрамор, из которого выполнена резьба и мозаика, украшающие фасад и интерьер Церкви Святой Марии Чудотворной, остался от строительства Собора Святого Марка. Церковь, похожая на резную шкатулку, сегодня является популярным местом для венчания.

Строительство церкви по плану Пьетро Ломбардо и его сына Туллио Ломбардо продолжалось 8 лет и было завершено в 1489 году. Здесь хранится чудотворный образ Девы Марии Николо ди Пьетро.

Santa Maria dei Miracoli сегодня - популярное место для венчания

Купол церкви, увенчанный портретами пророков и святых работы Пьера Мария Пенакки, был построен позже, в 1589 году. По задумке архитектора, традиционные для церквей Венеции фрески и статуи на фасадах были заменены мрамором, кропотливо окрашенным кругами, восьмиугольниками и крестами.

Внутри церкви игра форм и красок продолжается: золотой цвет куполообразного потолка контрастирует с холодными оттенками мраморных стен. Говорят, что Уинстон Черчилль был настолько впечатлен этой церковью, что назвал ее самым красивым чудом, увиденным в жизни.

Часы работы: Пн-сб: 10:30-16:30

Стоимость билета: €3

Собор великомучеников Иоанна и Павла (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo)

Собор Святых Иоанна и Павла Латеранских стал местом упокоения 18 венецианских дожей и ещё нескольких десятков знаменитых венецианцев. Это один из самых больших соборов города. Из-за огромного количества полотен, скульптур и витражей он даже больше похож на музей.

Скульптуры и надгробия - то немногое, что уцелело во время пожара, случившегося в церкви в 1867 году и уничтожившего в том числе фрески Тициана.

Собор великомучеников Иоанна и Павла один из самых больших соборов города

Из картин тогда удалось спасти лишь несколько работ Веронезе, Виварини и Беллини. Сегодня здесь находится целая коллекция произведений искусства XV века в обрамлении расписных плафонов и шахматных полов.

Строительство собора в его нынешнем облике завершилось в 1430 году. Здание из красного кирпича выполнено в готическом стиле, внутри высокие своды подпирают изящные колонны. Собор посвящён не библейским апостолам, как можно было бы подумать, а двум раннехристианским мученикам.

Часы работы:

  • Пн-сб: 7:30-12:30 и 15:30-19:00
  • Вс: 15:00-18:00

Стоимость билета: €3,5

Церковь Санта-Мария дель Джиль (Chiesa di Santa Maria del Giglio)

Церковь Санта-Мария дель Джильо удивляет гостей города необычным фасадом: вместо фигур святых Джузеппе Сарди украсил его очертаниями городов. Так архитектор увековечил память о своём друге адмирале Антонио Барбаро. Фигура адмирала увековечивает композицию, в которой запечатлены города, где служил венецианский военный: Рим, Падуя, Корфу, Задар, Кандия и Сплит.

Santa Maria del Giglio удивляет гостей города необычным фасадом

Церкви есть чем удивить и тех, кто заглянет внутрь: здесь можно увидеть картину «Святое семейство» (предполагают, что она принадлежит кисти Рубенса) и полотна Тинторетто.

Часы работы: Пн-сб: 10:30-16:30

Церковь Святой Марии Милосердной (Santa Maria della Pietá)

Церковь Святой Марии Милосердной - это та самая церковь, где в начале XVIII века дирижировал Антонио Вивальди. Здесь выступали воспитанницы сиротского дома для девочек, в котором великий композитор преподавал с 1704 по 1740 годы. Музыка Вивальди звучит под сводами церкви и сегодня.

Именно здесь в начале XVIII века работал великий Антонио Вивальди

Своё название церковь, построенная при Приюте Милосердия для больных сирот, получила неслучайно: pieta с итальянского и переводится как «милосердие». Потолок церкви украшает фреска Тьеполо «Триумф Веры».

В церкви часто проходят концерты, как платные, так и бесплатные. Стоимость билетов на концерты может варьироваться. Билеты на них можно купить на месте.

Часы работы:

  • Вт-Пт: 10:15-12:00 и 15:00-17:00
  • Сб-Вс: 10:15-13:00 и 14:00-17:00

Стоимость билета для осмотра церкви: €3

Церковь Джезуити (Chiesa di Gesuiti)

Барочная церковь, при освящении получившая название Церковь Санта-Мария Ассунта, вызывает противоречивые ощущения: богатое внутреннее убранство многие находят аляповатым, но, всё же, нельзя отказать ему в оригинальности.

Едва ли можно догадаться о том, что скрывается за белым блестящим фасадом с традиционными статуями святых. Между тем внутри вас ждёт сложная мраморная инкрустрация, создающая ощущение бархатного занавеса, накинутого на пол, стены и алтарь.

Мраморная драпировка белого и зелёного цветов в какой-то степени даже затмевает картину Тициана «Мученичество Святого Лаврентия».

При освящении базилика получила название - Церковь Санта-Мария Ассунта

Церковь была построена в 1715-1729 годах по проекту архитектора Доменико Росси. В 1807 году церковь была отдана под армейские казармы и вернула свою первоначальную функцию лишь в 1844 году.

Часы работы: Пн-вс: 10:00-12:00 и 16:00-18:00

Билеты: Вход свободный

Photos by: pixabay.com, Ricardo André Frantz, Steven Gerner, Didier Descouens, Graeme Churchard, Wknight94, Gary Ullah, Dimitris Kamaras, Didier Descouens, Moonik, Alison Pope.