История Капитолийского холма в Риме. Что представляет собой Римский Капитолий? Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело Капитолийская площадь а риме интересные факты

Капитолийская площадь — это архитектурный ансамбль, который в течение нескольких веков создавался на вершине одного из семи легендарных холмов Рима. Сейчас в ее зданиях расположены важнейшие археологические и художественные экспозиции Рима.

Современный ее облик складывался по большей части в эпоху Высокого Возрождения по проекту , хотя общее строительство продвигалось крайне медленно и к концу жизни архитектора, в 1564 году, не было возведено даже половины из задуманных зданий. После 1564 года работы возглавил ученик Микеланджело — Джакомо делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди (ему помогал сын, Карл Райнальди). Окончательно Капитолийская площадь считалась завершенной в 1654 году, но отдельные части проекта были осуществлены лишь в первой половине XX века.

Капитолий известен как место, где казнили за предательство весталку Тарпею, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости. Согласно легенде, во время войны с сабинянами она открыла врагам ворота, за что была либо сброшена с Капитолия, либо закидана щитами самими сабинянами. Впоследствии холм заселили сабиняне. В VIII веке до н. э. здесь находилось святилище бога Вулкана. На вершине стоял храм Капитолийской троицы, который считался самым грандиозным в городе, и еще несколько важных сакральных построек. Также на Капитолии размещался государственный архив Рима — Табуларий, где хранились народные постановления. Кроме этого, к XVI веку здесь находились еще Дворец сенаторов X века и Дворец консерваторов XV века. Все эти здания или их остатки не составляли единого ансамбля. Одно время Капитолийский холм был в таком упадке, что его даже называли Козьим, так как здесь пасли коз.

По некоторым источникам известно, что поводом к масштабной перестройке Капитолия послужил визит Карла V, короля , императора Священной Римской империи, в Рим в 1536 году. Торжественное шествие возглавлял папа римский Павел III (Алессандро Фарнезе). Процессия не смогла подняться на холм, так как он был покрыт зарослями и развалинами. В этом же году Павел III поручил создание проекта новой площади и реставрацию старых зданий Микеланджело, который вскоре подготовил подробный план Капитолийской площади. По другой версии, римский папа готовил Рим к визиту короля Испании в 1538 году. Представление о планировке, составленной Микеланджело, дает гравюра 1568 года Э. Дюперака. На ней показана площадь с высоты птичьего полета.

В общей сложности архитектор участвовал в работе в течение 10 лет — с 1536 по 1546 год. Его проект оказался невероятно масштабным. Прежде всего Микеланджело развернул площадь в сторону нового, христианского, центра Рима и просто в сторону основной городской застройки. Главная ось выходила на базилику Святого Петра, которая раньше находилась на окраине города. Позади Капитолийской площади оказался древний центр города — римский форум. На него открывается прекрасный вид, если обойти Дворец сенаторов. В центр всего ансамбля Микеланджело поместил на спроектированный им же пьедестал конную статую римского императора Марка Аврелия (161-180 годы). (Она сохранилась только благодаря тому, что в византийское время была принята за статую Константина Великого (306-337 годы), первого христианского императора. Сейчас вместо этой скульптуры установлена бронзовая копия, оригинал же помещен в один из археологических музеев Капитолия.) Таким образом была определена композиционная ось ансамбля. Микеланджело пришлось иметь дело с полуразрушенными средневековыми зданиями, которые стояли относитеяьно друг друга под неправильным углом, то есть, по сути, вне градостроительной системы.

К комплексу вел торжественный подход — широкая и пологая лестница, ее Микеланджело устроил, учитывая рельеф. У основания лестничного пандуса установлены два древнеегипетских мраморных льва. В конце подъема, на краю площади, в 1583 году поставили статуи Диоскуров, Кастора и Полиевкта, обнаруженные при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, разместили Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги.

Неправильное расположение старых зданий на площади — Дворца сенаторов (по центру) и Дворца консерваторов (с правой стороны) — заставило Микеланджело прибегнуть к приемам оптических искажений и ввести в структуру площади правила обратной перспективы. Иллюзорными эффектами пользовались еще зодчие эллинистической и римской эпох. Это архитектурное решение гения оказалось настолько остроумным, что было воспринято и развито в архитектуре барокко. Напротив Дворца консерваторов Микеланджело возвел симметричный ему Новый дворец, расположив его по отношению к центральному Дворцу сенаторов под таким же углом. Таким образом, все три здания вместе с площадью образовали правильную трапецию: у входа на площадь оказалась короткая ее сторона (40 метров), а перед Дворцом сенаторов — длинная (54 метра). Поэтому Дворец сенаторов кажется больше, чем он есть на самом деле, а фасады боковых палаццо — длиннее. При общей глубине площади 68 метров достигнут впечатляющий монументальный эффект. Трапеция обыгрывается особенным узором, который выложен травертином в мощении площади: в форму эллипса вписана сложная двенадцатиконечная звезда. Передняя сторона эллипса была более узкой, чем дальняя, из-за чего вся фигура стала яйцевидной. В перспективе при сокращении она создает впечатление окружности. По красивому замечанию одного из исследователей творчества Микеланджело, Чарли де Толная, звезда своим тонким строением вызывает в памяти знаменитое латинское выражение «Caput Mund» (центр мира), которое принято относить к Риму. Интересно понять, почему Микеланджело использовал в узоре звезду. Дело в том, что в римские времена на вершине Капитолия гадали, наблюдая за явлениями на небе, авгуры. Отсюда название храма слева от современной Капитолийской площади — Санта-Мария ин Арачели, что значит храм Марии на Алтаре Неба. Видимо, Микеланджело, проектируя облицовку площади в виде двенадцатиконечной звезды, с явной аллюзией на зодиакальный круг небесной тверди, ориентировался на эти знания о Капитолии.

Узорное мощение площади не было осуществлено в эпоху Возрождения. Иногда это объясняют его языческими реминисценциями, что очень сомнительно, так как весь замысел кажется основанным на античном вдохновении. Это подчеркивает и обилие античных скульптур, и архитектурная стилистка зданий, и расположенные в зданиях экспозиции. Площадь замостили в соответствии с рисунками Микеланджело только в 1940 году по приказу Бенито Муссолини, известного, кроме своей политической роли в истории, и археологическими интересами. Идея Микеланджело отличается особенной геометрической ясностью: выявлен иерархический центр ансамбля (Дворец сенаторов), главенство которого подчеркивает сравнительная скромность боковых сооружений (Новый дворец и Дворец консерваторов). Все здания, в том числе центральное, объединены ритмически и масштабно: повторяются пропорции членений фасадов, элементы их декора, основа в виде ордерной системы. Для каждого палаццо Микеланджело спроектировал новый фасад.

Фасад Дворца сенаторов, на котором сохранились остатки фасада древнего Табулария, особенно выделен за счет использования большого ордера и крупных членений. По обе стороны фасада расположены лестничные подъемы, по трактовке Вазари символизировавшие великие реки Нил и Тибр. Цокольный этаж оформлен рустовкой, то есть имитацией открытой каменной кладки, в то время как второй этаж оштукатурен, а его ровную поверхность разделяют крупные пилястры. Между ними располагаются пары окон с рельефными фигурными наличниками. В здании подчеркивается главная ось. Над крышей возвышается колокольня, ставшая главной вертикальной осью Капитолийской площади. В 1579 году Мартини Лонги, преемник Микеланджело, увеличил запланированную высоту, а перед фасадом устроил водоем с фигурами морских божеств. Башню венчает фигура Минервы, богини мудрости. У подножия лестницы находится еще одна скульптура — «Ликующий Рим», которая изображает Минерву, держащую земной шар. Ее имперскую символику понять несложно.

Симметричные, практически зеркальные фасады Дворца консерваторов и Нового дворца играют роль архитектурных «кулис» площади. Они, как и Дворец сенаторов, двухъярусные, но их первый этаж представляет собой открытые галереи в семь пролетов, а не сплошной массивный цоколь. Пилястры объединяют оба этажа. Каждый проем фланкируется также двумя малыми колонками, приставленными близко к главным опорам. На втором ярусе между пилястрами расположены крупные окна с наличниками. Центральные оси выделены очень скромно, лишь за счет укрупнения верхних оконных проемов. Вдоль периметра крыш всех трех зданий установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

На самом маленьком среди семи римских холмов расположилась Капитолийская площадь - символ власти и величия.

История возникновения

В 1530 годах Микеланджело активно создавал архитектурные проекты, даже возвёл на их основании некоторые сооружения в Риме. Самыми значительными считают здания в пределах Капитолийского холма. Некоторые строения не успели реконструировать при его жизни, но благодаря этому мастеру Капитолийская площадь получила трапециевидную форму. Именно он способствовал созданию её гармоничного вида путём создания планов на восстановление и перестройку прилегающих дворцов и иных архитектурных объектов. По созданной им широкой лестнице можно спуститься к жилому городскому кварталу. Украшают её древнеегипетские мраморные львы. Другие статуи добавились в 1583-м, после раскопок театра Помпея. На Капитолийской площади находится много скульптур и древних надписей. Все они символизируют силу и величие давнего Рима. Скульптуры-аллегории рек стали украшать площадь с 1549-го года.

Архитектура

Капитолийскую площадь - первую из площадей Рима, создавали на основе плана. Красивый симметричный ансамбль Микеланджело спроектировал в 1536-м. Собственно, площадь и сохранила созданный им облик. По её сторонам располагаются три здания: дворец Консерваторов, Новый дворец и дворец Сенаторов. Посреди площади выделяется конная статуя с крупным силуэтом. Эта скульптура, поражающая своим спокойствием, принадлежит Марку Аврелию. Изначально местом её дислокации был склон Капитолия около римского форума, но в двенадцатом столетии ею украсили площадь Латерана. В 1538-м папа Павел Третий распорядился перенести её к Капитолию. Эта статуя уцелела и во время варварских набегов, и в период средневековья, её не разрушили ярые приверженцы христианства, для которых все скульптуры были словно идолы. Вероятно, в средние века она уцелела только потому, что многие принимали её за Константина Великого, который был первым римским императором, принявшим христианство. Вряд ли мы ошибёмся, утверждая, что статуя Марка Аврелия стала образцом для подобных скульптурных творений последующего времени, среди которых есть и памятник Петра Первого (Михайловский замок) - работа Растрелли.

Окрестности.

Неподалеку от Капитолийской площади можно остановиться в маленьком уютном отеле Аргентина, где всего всего семь номеров, но они оборудованы кондиционером, телевизором и мини-баром. Поблизости от этого места разместилась площадь Венеции с одноимённым замком.

Туристу на заметку

Среди самых известных римских площадей вы непременно встретите упоминание о Капитолийской. Она издревле была знаковой для населения Рима. На ней проводились народные собрания, озвучивались императорские декреты, проходили различные церемонии. Некогда в этом месте: меж двух холмов функционировал рынок. Именно здесь император Август услышал из уст Сивиллы предсказание о рождении Христа.

Капитолийский холм — самый невысокий из семи холмов, на которых возник Рим. По площади он также небольшой, но является самым важным и значимым, и непосредственно связан с основанием Рима в 753 году до нашей эры. Капитолийский холм возвышается над долиной, в которой расположен Форум.
В античные времена Капитолийский холм представлял собой неприступный утес, на вершине которого находилось два храма — Юпитера Капитолийского , посвященный Юноне, Маневре и Юпитеру, а также храм Юноны Монеты . В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария. Некоторые из этих сооружений были разграблены, сожжены или разрушены, другие — перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.
1. Так выглядел Капитолийский холм в античные времена (гравюра XIX века).

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить Микеланджело Буонаротти , самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.
2. Так выглядел Капитолийский холм на гравюре Джованни Пиранези

На подходе к холму со стороны театра Марцелла слева стоит Женская монашеская община облатов св. Францески Римской .
3.

4.

С противоположной стороны мы видим Тарпейскую скалу , откуда в Древнем Риме сбрасывали осужденных на смерть преступников.
5.

В настоящее время подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам — первая ведет к церкви, вторая — центральная из белого мрамора с бордюром, созданная Микеланджело и третья совсем неприметная лестница расположена справа. Чтобы подняться наверх и при этом избежать толп туристов, надо пройти немного правее и отыскать пологую лестницу, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени. По этой лестнице можно выйти к смотровой площадке на площади Каффарелли, находящейся перед одноименным палаццо. Также можно подняться на холм и по двум дорогам, огибающим холм со стороны Форума. Но эти дороги на мой взгляд не так красивы и интересны для туриста.
6.

7.

8.

С этой площадки открывается вид на центральную часть Рима.
9.

10.

Кордоната
Лестница Кордоната — так называется широкая пологая лестница, ведущая на Капитолий. Она была спроектирована великим Микеланджело. Ее название происходит от итальянского слова «кордони» — полоса, граница. Пологий подъем лестницы на всем ее протяжении подчеркнут полосами, выложенными из камня. Огромные марши создают ощущение бесконечного подъема, его подчеркивает мерный ритм широких ступеней, величественно и неторопливо ведущих вверх. Кордоната предваряет торжественный ансамбль Капитолийской площади.
11.

12.

Скульптуры львов
У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов, по совместительству выполняющих роль фонтанов.
13.

Памятник Кола ди Риенцо
Поднимаясь, обратите внимание на статую человека в капюшоне с мечом в руке, находящуюся слева. Скульптура Кола ди Риенцо работы Джироламо Мазини была установлена в 1887 г. В 1347 г. он возглавил народное восстание, в результате которого на несколько месяцев в Риме была установлена республика. Кола ди Риенцо провозгласил Рим столицей мира, а себя «трибуном свободы, мира и справедливости». Его смелый план создания объединенной Италии, сплоченной вокруг Рима, как столицы, оказался утопией. Города-республики, не желавшие терять свою независимость, начали борьбу против вновь созданной республики. Кола ди Риенцо вынужден был бежать. В 1354 г. он снова появился в Риме уже как посланец папы Иннокентия VI, который хотел использовать его популярность для восстановления папской власти в Риме. Горожане приветствовали Колу ди Риенцо как победителя, в городе вновь была провозглашена республика. Любовь народа, как это часто бывает, вскоре сменилась ненавистью — в том же году жители Рима восстали против своего бывшего лидера, в ходе этого восстания Кола ди Риенцо был убит толпой на Капитолийском холме.
14.

Диоскуры: Кастор и Поллукс
Завершают торжественный марш Кордонаты конные статуи Диоскуров , также найденные на раскопках в театре Помпея в 1583 г. Это римские копии с греческих скульптурных образцов. Легендарные близнецы Кастор и Поллукс были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецов часто изображали усмиряющими коней — они считались покровителями лошадей.
15.

16.

Трофеи Марио
Вдоль балюстрады (слева и справа от Диоскуров) установлены статуи императора Константина, его третьего сына императора Констанция II, два верстовых столба с Апиевой дороги и две скульптуры из фонтана «Trofei di Mario» (сооружён в честь Гая Мария, древнеримского полководца и политического деятеля).
Вдоль балюстрады помещены так называемые «трофеи Мария» — статуи императора Константина и его сына Константа.
17.

18.

Капитолийская площадь
Капитолийская площадь — архитектурный ансамбль на Капитолийском холме. В 1536 г. воплощать желание Павла III по созданию нового облика площади было поручено Микеланджело Буонарроти. Один из лучших мастеров эпохи Возрождения составил подробный план реконструкции уже существующих зданий, создал проект строительства Палаццо Нуово и разработал дизайн обновлённой Капитолийской площади. Сама площадь небольшая по размеру, но Микеланджело удалось зрительно ее увеличить за счет эллиптических лучей.
Работа продвигалась крайне медленно, и на момент смерти Микеланджело в 1564 году не было завершено даже половины запланированного. Продолжил дело его ученик Джакомо Делла Порта , а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди вместе со своим сыном Карлом Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была готова только в 1654 году.
19. Так выглядела площадь в XVIII в. на гравюре Паоло да Реджио

Площадь интересна лестницей Кордоната, копией конной статуи императора Марка Аврелия и тремя великолепными дворцами, в которых выставлены экспозиции Капитолийского музея. Согласно плану Микеланджело Буонарроти, площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную с трёх сторон дворцовыми зданиями. Центральное место отводилось Дворцу Сенаторов. Колонны протяжённостью в два яруса, установлены по всему периметру фасада дворца. Цокольный этаж украшен пилястрами, между которыми размещены по два наличника. Возвышающаяся над зданием колокольня стала центральной вертикальной осью всей Капитолийской площади.
20.

Конная статуя Марка Аврелия
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Сейчас на площади стоит копия, а оригинал, спасенный от влаги и голубей, хранится в отдельном зале Дворца Консерваторов.
21.

Дворец Сенаторов
Построенный в I веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом (Табуларием), но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий — музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.
22.

Микеланджело также придумал двухмаршевую лестницу, ведущую ко Дворцу Сенаторов. В нише под лестницей находится порфировая статуя «Ликующий Рим», перед которой расположен фонтан. Богиня Рима держит шар — символ господства Рима. Некоторые ученые считают, что это статуя Минервы.
23.

24.

25.

По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют великие реки Нил и Тибр. Лежащая фигура со сфинксом является олицетворением Нила и символизирует Восточную империю. Лежащая фигура с волчицей является олицетворением реки Тибр и символизирует Западную империю.
26.

27.

Если обойти Дворец Сенаторов справа и пройти под старинной аркой, то можно выйти на смотровую площадку , откуда открывается один из лучших (и, наверное, самых популярных) видов на Римский Форум.
28.

29.

30.

31.

32.

Два других исторических здания — это палаццо Консерватори и палаццо Нуово , в которых расположен Капитолийский музей, где хранятся скульптура и живопись. Этим дворцам будут посвящены отдельные фотоотчеты.

Инсула Арачели
У подножия Капитолия сохранились руины инсулы — многоквартирного дома. Ещё Тацит упоминал это строение в северной оконечности Капитолия, которое, по его словам, имело такую же высоту что и сам холм, и, таким образом, достигало в высоту до 30 метров
33.


Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — церковь девы Марии, находящаяся на вершине Капитолийского холма. В силу своего центрального местоположения всегда играла исключительную роль в жизни средневекового Рима. Название «Арачели» может быть переведено как «алтарь небес», или «жертвенник небесный». На месте сегодняшней базилики в античные времена стоял храм богини Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). Здесь жили пресловутые гуси, предупредившие спящих жителей Рима об опасности. На территории храма чеканились римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты — монетами. Из латыни это слово было заимствовано многими языками. Базилике будет посвящен отдельный отчет.
34.

Витториано
Витториано — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник невыгодно выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка», «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.
35.

36.

Перед строением устроены два фонтана. Правый фонтан (работы Пьетро Каноника) посвящён Тирренскому морю, омывающему полуостров с запада, и его символы — волчица, эмблема Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя. Левый (работы Эмилио Квадрелли) символизирует Адриатическое море, расположенное к востоку от Италии, которое олицетворяет венецианский лев святого Марка. Возле левого фонтана можно увидеть захоронение Гая Публиция Бибуло — одна из немногих публичных могил в Риме. Памятник датируется первым веком до н.э.
37.

38.

39.

40.

41.

Основную часть Витториано образует монументальный неоклассический портик с колоннами коринфского ордера. По бокам к нему примыкают два пронаоса, тоже коринфского ордена, напоминающие храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Пронаосы увенчаны бронзовыми статуями, изображающими квадригу Виктории, богини победы. Левая символизирует Единство и выполнена скульптором Карло Фонтана. Правая квадрига — это Свобода работы Паоло Бартолини. На втором ярусе, непосредственно перед пронаосами, в 1911 г. установили четыре триумфальных колонны с бронзовыми статуями Викторий, стоящих на шаре; первоначально эти статуи были позолоченными, высота каждой вместе с шаром составляет 3,7 м. Слева направо, если смотреть на фасад памятника, расположены Виктории работы Н. Канталамесса Папотти (с пальмовой ветвью и змеей), А. Аполлони (с мечом), М. Рутелли и А. Дзокки — обе держат лавровые венки.
42.

Алтарь Отечества
Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, — Алтарь Отечества; иногда так называют и весь монумент. Его создал скульптор Анджело Дзанелли, выигравший конкурс в 1906 г. В середине выступа стоит статуя богини Ромы на золотом фоне. Сюжеты барельефов по сторонам от неё навеяны «Буколиками» и «Георгиками» Вергилия. Левый барельеф олицетворяет Труд; справа налево размещены аллегорические изображения Земледелия, Скотоводства, Жатвы, Сбора винограда и Орошения, потом крылатый гений Труда восходит на большой триумфальный плуг, а за ним следует Промышленность. Правый барельеф символизирует Любовь к отечеству; на нём слева направо изображены три женщины, несущие почётные венки Рима, за ними несут лабарумы (штандарты легионов), далее следует триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя и, наконец, появляется священный огонь Отечества. Внутри Алтаря Отечества находится Могила неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне. Перед могилой постоянно стоит почётный караул.
43.

44.

45.

Памятник Виктору Эммануилу II
В 1889 г. скульптору Энрико Кьярадиа было поручено изготовление конной статуи Виктора Эммануила II ; после смерти скульптора в 1901 г. её завершил Эмилио Галлори, и в 1911 г. её установили на место.
46.

47.

48.

Вокруг памятника стоят шесть статуй высотой по 6 м, олицетворяющих «Ценности итальянцев». Перед памятником — две отдельных бронзовых: слева — «Мысль» работы Джулио Монтеверде, справа — «Действие» работы Франческо Джераче. Остальные четыре статуи — из боттичинского мрамора: слева ближе к центру — «Согласие» работы Лудовико Польяги, дальше от центра — «Сила работы» Аугусто Ривальта; симметрично им справа расположены «Жертвенность» работы Леонардо Бистольфи (ближе к центру) и «Право» работы Этторе Хименеса (дальше от центра).
49.

50.

51.

В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота. Особо времени на посещение музеев не было, поэтому что успел увидеть, тому и радуюсь. Также не было времени на посещение смотровой площадки на крыше Витториано, да и погода не особо способствовала съемке.
52.

53.

54.

55.

Несколько объектов поблизости от Капитолийского холма.
Одна из «говорящих статуй» — Мадам Лукреция . Трехметровый римский бюст в плохом состоянии, вероятно изображает египетскую богиню Исиду, её жрицу либо императрицу Фаустину. Бюст был подарен Лукреции д’Аланья, любовнице Альфонса Арагонского, короля Неаполя. Она переехала в Рим после смерти Альфонсо в 1458 году. Единственная женская «говорящая» статуя в Риме.
56.

Внутренний двор Дворца Венеция
Дворец Венеция — бывшее представительство Венецианской республики в папском Риме. Дворец был построен вокруг средневековой башни в 1455 году и считается одним из первых памятников Возрождения в Риме. Камень для строительства выламывали прямо из Колизея. Первым обитателем палаццо был венецианский кардинал Пьетро Барбо (впоследствии папа Павел II). После перехода Венеции к Габсбургам во дворце находилась резиденция австрийского посла в Италии. В 1930-е гг. дворец стал резиденцией партии Муссолини; с балкона палаццо нередко выступал дуче.
57.

58.

59.

60.

Скульптуры перед зданием Администрации провинции Рим
61.

62.

Колонна Траяна
Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, установленная Аполлодором Дамасским в 113 году н.э. в честь побед Траяна над даками.
Марк Ульпий Нерва Траян , больше известный как Траян, — римский император, правивший в 98-117 годах н.э. Колонна выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. В 1162 году был издан указ о том, что любой, кто повредит колонну Траяна, будет предан смертной казни.
63. Так выглядела колонна на гравюре Джованни Пиранези.


64.

65.

66.

Традиционное небольшое видео о Капитолийском холме:

Монашеская община облатов св. Францески Римской 41.8930573N 12.4808791E
Площадь Каффарелли 41.8929375N 12.4817535E
Кордоната 41.8936344N 12.4822766E
Скульптуры львов 41.8938031N 12.4820016E
Памятник Кола ди Риенцо 41.8937242N 12.4823248E
Диоскуры 41.8935645N 12.4825823E
Трофео Марио 41.8933758N 12.4824938E
Капитолийская площадь 41.893275N 12.4830651E
Скульптура Марка Аврелия 41.8933269N 12.4829364E
Дворец сенаторов 41.8930513N 12.4835935E
Фонтан богини Рима 41.8931492N 12.4832904E
Смотровая площадка на Римский Форум 41.8924733N 12.4836364E
Новый дворец 41.8935864N 12.4831778E
Дворец консерваторов 41.8931072N 12.4827352E
Инсула Арачели 41.8940916N 12.4822792E
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели 41.8939578N 12.4828747E
Витториано 41.8945268N 12.4831241E
Алтарь Отечества 41.8949421N 12.4829176E
Памятник королю Виктору Эммануилу II 41.8947924N 12.4830008E
Фонтан Тирренского моря 41.894982N 12.4823275E
Фонтан Адриатического моря 41.8952096N 12.4833816E
Мадам Лукреция 41.8957128N 12.4813136E
Дворец Венеция 41.8962139N 12.4817804E
Администрация провинции Рим 41.896735N 12.4836606E
Колонна Траяна 41.8958286N 12.4842802E

Капитолийский холм в Риме – наименьший по площади и высоте из семи холмов Рима (46 метров над уровнем моря). Капитолий – это самый главный холм Рима, где в античные времена были построены храмы Минервы и Юпитера.

Подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам. Центральная лестница с бордюром (Кордоната) работы Микеланджело Буонаротти – более широкая и пологая. Ее основание охраняют две скульптуры древнеегипетских львов из мрамора. Центральная лестница украшена Трофеями Марио, статуями Константина и Константина II, двумя вестовыми столбами с Апиевой Дороги. Вершину лестницы венчают две статуи Диоскуров (близнецов Поллукса и Кастора) в окружении лошадей, привезенные из театра Помпея при раскопках 16 века. Слева находится лестница, которая взвивается на 122 ступени к собору Санта-Мария-ин-Арачеле. Справа от проезжей дороги на холм ведет неприметная лестница.

Базилика Санта-Мария-Ин-Арачеле на вершине Капитолийского холма – самый почитаемый храм в Риме. Раньше на этом месте располагался «Алтарь Первенца Господнего» и античный храм Юноны Монеты, в котором печатали денарии (римские деньги). С тех пор в обиход вошло название «монета» (мелкие деньги из сплава). Императору Августу здесь было видение «рождение Сына Божьего».


Волчица — символ Рима. Напротив стела с копией Волчицы из бронзы.

Главная площадь Капитолия , ограниченная дворцом Сенаторов, дворцом Хранителей и Новым дворцом, свой вид обрела к 1536 году благодаря проекту Микеланджело Буонаротти. Этот проект был выполнен по распоряжению Папы Павла III и приурочен к визиту короля Карла V (от эскизов и чертежей до дизайна и расположения фасадов зданий, а также рисунка на мостовой площади). Работы по уникальному звездообразному мощению Капитолийской площади были осуществлены только в 1940 году. Сегодня архитектурный ансамбль Капитолия – это место Римского муниципалитета. Стела с копией бронзового памятника легендарной «Волчице» (символ Рима), перенесенного сюда из Латерана, и фонтан украшают Капитолийскую площадь у дворца Сенаторов. Здесь находится самая шикарная смотровая площадка на красоты Рима и Форум . Бронзовая статуя императора Марка Аврелия, занимающая центр площади (копия) – это единственная конная статуя Рима, дошедшая до потомков с античных времен (II век н.э.).

Центральное место на площади занимает Дворец Сенаторов с двух маршевой лестницей. Статуя «Ликующий Рим» с шаром в руке (символ господства Рима) находится в нише под лестницей, спроектированной также Микеланджело, а две статуи по бокам – это олицетворение рек Тибра и Нила.


Достопримечательности дворца Сенаторов:

  • Зал Городской Управы;
  • Зал Советов;
  • Зал Флагов;
  • Капитолийская коллекция бюстов знаменитостей – протомотека (1950 год).

Новый Дворец – это Капитолийский музей, в котором хранятся оригинал мраморной конной статуи Марка Аврелия и памятники античного искусства «Раненая амазонка», «Умирающий галл», «Статуя Сатира с виноградной гроздью». Достопримечательностями Нового дворца являются Залы Философов и Императорский Зал, украшенный 65 бюстами императоров Рима.

Дворец Хранителей – это музей. Главная жемчужина музея — бронзовая скульптура «римской Волчицы», вскормившей Рема и Ромула (подлинник, V век до н.э.). Картинная галерея дворца Хранителей восхищает посетителей шедеврами Веласкеса, Караваджо, Тициана, Рубенса.

Улица Сан-Пьетро-Ин-Карчеле – улица античностей Рима, ведущая к Форуму Цезаря. Форум Цезаря – первый из пяти Императорских форумов Рима (54-46 гг.н.э.). Форум Цезаря сегодня – это прямоугольный участок, который с трех сторон окружен арочной галереей. Развалины храма Венеры – Прародительницы (3 колонны с балкой) – главная достопримечательность Форума Цезаря.

Рим стоит на семи холмах, самым маленьким является Капитолий, расположенный в центре города. Архитектурные произведения искусства на нем олицетворяют собой величие города и римского народа. Они в сохранности дошли до наших дней. Многие стремятся пройтись по известной площади и ощутить на себе грандиозность древних построек.

История появления

Создание теперешней площади началось в 1536 году, когда в Риме чествовали приезд Карла V, Капитолийский холм пребывал не в лучшем состоянии, и папа Павел III удрученный этим, решил сделать из него ансамбль грандиозных архитектурных строений. До этого, после падения империи, холм был в заброшенном виде, его даже называли некоторый период времени «Козьим», так как пастухи пасли на нем коз.

Территория, отводимая под будущую Капитолийскую площадь в Риме, выглядела лучше, на ней находился пришедший в упадок Дворец Сенаторов X века, останки Табулария и Палаццо Консерватори XV века.

Архитектурный проект доверили знаменитому Микеланджело. Полностью выстроить Капитолий получилось только к началу XVII века. Ход проводимых работ был следующим:

  • 1537-1539 гг. составление плана реконструкции сооружений, оставшихся на холме.
  • Конец 1550 года – частичная реализация плана.
  • Начало 17 века – завершение строительства Капитолия по проекту Микеланджело. Его выполнил талантливый архитектор Дакомо делла Порта.

Особенность Капитолийской площади заключена в своеобразном оптическом восприятии пространства, которую искусно обыграл архитектор, она гармонично влилась в черты нового города.

Современная Капитолийская площадь

Интересной загадкой является исполнение ее покрытия, выложенного загадочными «узорами Микеланджело». Белые камни рисуют чуть вытянутый круг, который символизирует земной шар, а выполненные вокруг него дуги вполне возможно являются параллелями и меридианами.

В центре образованного из белых камней круга возвышается статуя Марка Аврелия, сидящего на коне с поднятым копытом, которая сохранилась в первозданном виде еще с античных времен. Но на самом деле туристам предлагается посмотреть на копию скульптуры, так как оригинал после реставрации в 1981 году остался в музее Палаццо Нуово.

Площадь окружена с трех сторон дворцами:

  1. Сенаторов, в нем теперь заседает муниципалитет города.
  2. Консерваторов (Хранителей), ставшим музеем, в котором хранятся многие античные артефакты и скульптуры животных. Среди них можно увидеть символ Рима – волчицу, вскормившую младенцев Ромула и Рема, основателей города.
  3. Новым дворцом, в нем имеется картинная галерея.

Вокруг площади расположены три лестницы:

  • Центральная – широкая и более пологая, создана Микеланджело, украшена бордюром, а у основания ее охраняют древнеегипетские мраморные львы.
  • Справа от нее имеется незаметная, но удобная узенькая лесенка.
  • Слева расположена лестница из 124 ступеней, ведущая к собору Санта-Мария-ин-Арачеле, которая была открыта в благодарность Деве Марии за то, что она спасла Рим от чумы.

Как добраться?

Она находится в центре города, к ней можно пройти пешком, встав на станции метро «Colosseo» - Колизей. Также можно доехать на автобусах № 30, 81, 160, 85, 170, 810 до остановки под названием Ara Coeli-Piazza Venezia. Или воспользоваться трамваем №8, в этом случае нужно доехать до его конечного пункта назначения.

Время посещения Капитолийского холма

Для туристов он открыт всегда, если днем можно рассмотреть всю архитектуру до мельчайших подробностей, то ночью просто прийти в восторг от невероятной и продуманной подсветки всех строений, расположенных на площади.

Музеи и дворцы работают со вторника по воскресенье с 9.30 до 19.30. Стоимость посещения составляет 15 евро, услуги гида оплачиваются отдельно. Храм Девы Марии можно посещать бесплатно, но он открыт только до 19.00.