Дача студенец. Парк красная пресня

За Пресненской заставой находится один из не очень известных московских уголков, имеющий давнюю и тоже не очень хорошо разработанную историю. Это так называемая дача Студенец, на части территории которой находится теперь Краснопресненский парк. Сложная история переходов усадьбы из рук в руки изучена не полностью, и иногда приходится основываться на не подтвержденных документами свидетельствах современников или на столь же сомнительных данных москвоведов.

Название произошло от ручья Студенец, который вытекает из прудов, расположенных вдоль Красногвардейского бульвара, и от колодца Студенец, славившегося по всей Москве прекрасной водой.

В небольшом парке сохранились пруды строго регулярных форм – единственные такие в Москве, а также старинная липовая аллея и остатки когда-то богатого декоративного убранства бывшей здесь усадьбы: на одном из островков – памятник-колонна, поставленная на кубический постамент, украшенный мечами в ножнах и венками с четырех сторон.

Предполагается, что в XIV в. тут было село Выпряжково, принадлежавшее внуку Ивана Калиты серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, получившему прозвище Храбрый после Куликовской битвы. После его кончины вдова князя Елена Ольгердовна отдала земли церкви, и они стали собственностью Новинского монастыря.

На планах середины XVIII в. и даже позднее эти места назывались Гагаринские пруды: в начале века князю Матвею Гагарину и его сыну Алексею из вотчин Новинского монастыря были пожалованы земли, где князья устроили свой загородный двор на голландский манер, с прудами строгих геометрических форм, соединенных лабиринтом каналов.

Знатная фамилия Гагариных происходила от Рюрика и князей Стародубских, один из которых имел прозвище Гагара. Матвей Петрович Гагарин пользовался доверием Петра: он участвовал в суде над царевичем Алексеем, был назначен губернатором в Сибирь, где прославился совсем уж невероятными размерами взяток, кроме этого, он сообщал заниженные сведения о доходах от весьма выгодной торговли с Китаем, которые оседали у него в кармане, он даже умудрился утаить драгоценности, приобретенные для Екатерины. Его изобличил обер-фискал Нестеров, сообщил императору, и Петр решил в назидание другим жестоко наказать Гагарина – потомка древнего рода осудили на смертную казнь.

Он был повешен в Петербурге в июле 1721 г. перед зданием Юстиц-коллегии в присутствии Петра, высших сановников и его родственников, а через несколько лет на той же виселице окончил свою жизнь и его обвинитель...

Имущество князя было конфисковано – в Москве Гагарину принадлежал дворец на Тверской, московская достопримечательность, а также загородная усадьба, которую при Анне Иоанновне возвратили его сыну Алексею. Вкратце история переходов Студенца из рук в руки, которая стала известной после изучения архивных материалов, может быть изложена следующим образом: Студенец считался принадлежавшим Гагариным еще в 1790 г., но потом перешел как приданое к внучке князя Михаила Гагарина княжне Анне, вышедшей замуж за тайного советника графа Д.М. Матюшкина. Впоследствии Студенец принадлежал их дочери Софье, бывшей замужем за графом Юрием Михайловичем Виельгорским. В 1816 г. их сын граф Матвей Юрьевич продал Студенец, купцу Н.И. Прокофьеву, а позднее усадьба перешла к графу Федору Толстому, передавшему усадьбу как приданое дочери Аграфене, ставшей в 1818 г. женой героя Отечественной войны генерала А.А. Закревского.

Обычно о нем всегда упоминают в связи с его московским генерал-губернаторством, когда он, признанный в николаевское царствование «подтянуть» Москву, приобрел печальную известность из-за своих, мягко говоря, самовольных действий. Конечно, Закревский весьма неоднозначная фигура – не надо забывать, что он был храбрым боевым генералом, отличившемся в многочисленных сражениях начала XIX в. и в Отечественной войне 1812 г., а также крупным государственным деятелем, ставшим также в царствование Николая I финляндским генерал-губернатором и министром внутренних дел. Закревский считал Аракчеева «вреднейшим человеком в России», он состоял под надзором Третьего отделения, был против неоправданной жестокости по отношению к декабристам (хотя и подписал приговор им), преследовал либеральную интеллигенцию в Москве (за что и был прозван Чурбан-пашой), выступал против великой крестьянской реформы.

Возможно, что после женитьбы Закревский начинает обустраивать Студенец – тогда перестраивается главный дом, в парке появляются мемориальные монументы в память войны 1812 г., прудам придается строго регулярная форма. Исследователи предполагают, что для Закревского строил известный архитектор Д.И. Жилярди. Одноэтажный с мезонином деревянный дом со своеобразной смотровой вышкой на крыше стоял далеко от проезда, к нему от дороги вела длинная аллея. По сторонам от дома находились два небольших флигеля. На прудах было несколько островов, на них стояли памятники, в частности М.Б. Барклаю-де-Толли, А.П. Ермолову, Н.М. Каменскому (под его командованием служил Закревский, и он спас Каменского от плена в Аустерлицком сражении), П.М. Волконскому; Работы в усадьбе продолжались несколько лет: еще в 1828 г. А.Я. Булгаков сообщал в письме брату о посещении Закревского: «Граф Федор Андреевич показывал мне дом; славно отделан, т.е. расписан, ибо мебелей еще нет, кроме книг в кабинете А.А. (Закревского звали Арсений Андреевич,– Авт.), откуда прекраснейший вид. Такой дом хорошо бы иметь и среди столицы. Расположен он хорошо и обширен, все любовались чистотою».

По словам мемуариста Ф.Ф. Вигеля, Студенец приобрел большую известность среди жителей Москвы: «Слово загородный дом состарелось для москвичей, его начало заменять слово дача. Вот, кажется, от чего дача Закревского, во что переименовали Трехгорное, как бы волшебством всех привлекала. Все другие гульбища брошены, опустели. Новый владелец действительно хорошо изукрасил сие место. От больших ворот шла прямая, широкая и длинная аллея для экипажей, с двумя боковыми узкими для пешеходов до главного дома над самой рекой. С обеих сторон сих аллей было по три острова, четвероугольных, (равной величины, разделенных между собою вновь прокопанными канавами, тогда еще с чистою, проточною водой, и соединенных деревянными мостами. Каждый из сих островов был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский находился,– Каменского, Барклая, Волконского и других. На каждом, посреди густоты деревьев, находился или храмик, или памятник сказанным воинам. Необыкновенная, нового рода правильность, напоминающая нечто фрунтовое. Самая чистота, в которой все это было содержимо, как бы заимствована была у аракчеевских военных поселений».

Можно привести здесь еще несколько писем Булгакова, которые живо рисуют дачу Студенец во времена Закревского. Вот письмо от 2 июля 1826 г.: «Я пишу тебе сии строки у Закревского. Не дают писать; входит то один, то другой, а Закревский в сад зовет. Вечер бесподобный, тихо. Этот сад точно Венеция, mis en jardin; на одном острове есть славный монумент князю Волконскому с надписью: князю П.М. Волконскому в знак моей дружбы и уважения. Ай да Закревский! Есть монумент графу Н.М. Каменскому, но я его еще не видал, не весь сад обходил». Еще письмо от 8 июля 1829 г.: «Кажется, и рано отправился я сегодня к доброму Закревскому, но не рано вернулся домой. На дачу явился в 8 часов; сказали, что почивает. Я пошел бродить по прекрасному саду: absolument Venise en jardin, все посмотрел и рад, что после декокта всего много походил... Закревский все мне сам показал, даже таскал на кузню и в винный погреб! после пошли в сад опять, он на Лидином острову в честь дочки посадил при мне каштан, выкопал сам яму и пр. ...Ну уж дом, вид, чистота, расположение, вкус, прелесть!!».

Еще письмо 19 июля 1829 г.: «Весь вчерашний день провел я у Закревского. Обедало человек с 30... Пили здоровье Лидиньки (дочери его тогда исполнилось три года. – Авт.), поиграли кто во что горазд. К 7 часам стали съезжаться новые лица... Пили чай на Лидином острову, потом пошли в дом, и начался бал... Ездили на иллюминованных лодках, объехали все иллюминации, ужинали. Время было так хорошо, что мы из дому пошли пешком до заставы. Славно повеселились, хозяин был очень мил и весел, за всеми ухаживал».

Когда усадьба перешла к следующему владельцу, точно не известно, но это произошло после отставки Закревского с поста министра внутренних дел в 1831 г., когда он продал ее П.Н. Демидову. В сентябре 1832 г. А.Я. Булгаков сообщает брату в Петербург: «Закревского поздравляю от души со славною продажею. Ему клад Бог дал. Тративши такую сумму как 400 т., даже и богач, как Демидов, захочет иметь дачу по вкусу своему, а не по вкусу другого. Что Закревскому нравится, может не нравиться Демидову, наприм. отрадны для сердца благодарного и любящего Закревского монументы Каменскому, Волконскому, Ермолову, а Демидов может быть уничтожит их... Я чрезмерно радуюсь, что Закревский сбыл так славно эту дачу, которая бы еще более его завела в издержки».

Павел Николаевич Демидов (1798–1840), наследник громадных богатств, известен в истории русского просвещения учреждением самых почетных в России премий, которые так и назывались – Демидовские: он, начиная с 1831 г. до своей кончины, вносил в Академию наук каждый год 17 апреля по 20 тысяч рублей «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и по 5 тысяч рублей на их издание. П.Н. Демидов, как и многие представители этой знаменитой фамилии, был известен своей благотворительностью: вместе с братом Анатолием (который купил в Италии княжество Сан-Донато и был женат на племяннице императора Наполеона I) основал в Петербурге Демидовский дом призрения трудящихся и первую в России детскую больницу.

Таким же актом благотворительности, о котором сейчас мало кто знает, был подарок государству в начале 1834 г. усадьбы Студенец. Жена императора Николая I Александра Федоровна причислила ее к благотворительным учреждениям Ведомства императрицы Марии Федоровны, а в следующем году она разрешила Обществу любителей садоводства открыть там школу садоводства «с целью подготовки опытных садовников», в которой 20 постоянных вакансий были закреплены для питомцев Воспитательного дома, вообще же в школу предполагалось принимать «бедных питомцев свободных сословий или пансионеров из разных званий». В ней было два класса, в которые могли «поступать малолетние от 12 до 16 лет», учившиеся в школе в продолжение пяти лет. В летнее время на даче отдыхали воспитанницы Екатерининского института благородных девиц.

Школа садоводства устроила обширные цветочные питомники (особенно много сделал для школы садовод Эрнест Иммер и его сын Александр), славились штамбовые розы высотой более сажени, а коллекция студенецких георгин неоднократно получала на выставках первые премии, в оранжереях росли персики и виноград, в саду было 15 сливовых и 60 разновидностей грушевых деревьев.

Студенецкая школа садоводства Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, как она официально называлась, просуществовала до большевистского переворота и подготовила много опытных садоводов, работавших по всей России.

Издавна, по крайней мере с середины XVIII в., Студенец был известен своими гуляньями, в особенности на Иванов день, когда сюда, на Три горы, съезжались со всей Москвы. Вот что сообщала газета «Московские ведомости» в июне 1757 г.: «...к находящемуся там известному князя Гагарина дому, за множеством карет в близость подъехать, а у прудов за теснотою разойтись едва возможно было. При чем, что в здешней императорской столице ни есть знатное и богатое, прекрасное и великолепное, то все можно было тут увидеть». Через год в той же газете (она была, впрочем, в продолжение многих лет единственной в Москве) сообщалось, что 24 июня «...великое собрание народу было на Трех горах, где в сей праздник обыкновенно бывает гульбище, а особливо на состоящих в близости оного места славных прудах князя Гагарина». Московский старожил Елизавета Петровна Янькова вспоминала: «Точно также было время, когда посещали дачу князя Гагарина за Трехгорною заставой, то, что теперь называется Студенец, а тогда называли Гагаринские пруды. Туда тоже съезжались на гулянье, были разные забавы: ходили по канатам, представляли разные фокусы, играла музыка, были песельники, пускали фейерверки».

И в XIX в. это место также привлекало посетителей. По праздникам дача Закревского была открыта для посещения, в ней давались различные представления. Так, 19 августа 1828 г. «на прекрасной даче генерала Закревского» происходил запуск воздушного шара, на котором женщина-аэронавт госпожа Ильинская «неустрашимо поднялась под огромным шаром на утлой лодочке довольно высоко, зажгла в зените своем несколько ракет и опустилась весьма щастливо на лугу подле дачи. Любопытных было очень много»,– но т.к. удовольствие было платным, «не многие любопытствовали вблизи; прочие покрывали одну из Трех Гор, господствующих над сею дачею».

И в то время, когда тут находилась школа садоводства, в «Студенце» собирались посетители: в 1855 г. объявлялось, что «на даче Студенец за Трехгорной заставой сего 8-го числа июля месяца дан будет большой музыкальный вечер хорошим оркестром... сад будет иллюминован разноцветными фонарями; начало в 6 часов. Цена за вход на остров 25 коп. серебром с персоны. В отлично отделанной и роскошно омеблированной галлерее можно получить полный ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ и порцион и вина из иностранного погреба Бауэра... В воскресенье, 12 числа, будет пущен АЭРОСТАТ-ВЕЛИКАН».

Летом каждое воскресенье в Студенце «бывает гулянье, музыка, катанье на катерах по излучистым каналам сада, а вечером сжигают фейерверк». В саду показывали разные панорамы и стояла таинственная палатка с замечательною надписью: «Здесь живет женщина-невидимка».

Студенец славился своей водой – Студенецким колодцем, над которым в 1818 г. возвели Октогон – небольшое сооружение, в плане представляющее восьмиугольник (откуда и название), с четырьмя сливами для воды и с четырьмя входами внутрь. Чертежи этого небольшого, но монументального сооружения подписаны известным архитектором Доменико Жилярди. В 1973 г. Октогон передвинули от проезжей части улицы, и он оказался на каких-то грязных задворках, слева от входа в парк.

Студенецкая вода очень ценилась в Москве, отсюда ее возили тогда, когда москворецкую воду было невозможно употреблять – во время паводка, состоятельные же люди всегда посылали водовозов за ней, студенецкую воду всегда использовали производители искусственных минеральных вод, а когда императорский двор имел пребывание в Москве, то воду также брали из Студенца. По воспоминаниям сына знаменитого писателя М.Н. Загоскина, он любил приезжать сюда: «...Он ездил единственно в целью напиться холодной знаменитой ключевой воды».

В советское время разрушение бывшей усадьбы интенсивно продолжалось – ее в 1931 г. передали фабрике «Трехгорная мануфактура», потом устроили «парк культуры и отдыха», для которого по красной линии улицы в 1955 г. построили Дом пионеров Красной Пресни по проекту архитектора А. Рапопорта, а в последнее время возведены центр международной торговли, выставочный комплекс и прочие строения – хозблоки, спортивные сооружения, врывающиеся в сам парк, дренажная система которого гибнет.


Парадные ворота воссозданы в 1998 году

Историческая справка:

В XIV веке здесь лежало «село Выпряжково на Студенце», принадлежавшее внуку Ивана Калиты, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Двор его находился поблизости - на «Трех горах».

"Каждый сантиметр огромного (16,5 гектаров) заповедного парка дышит историей. В начале XVIII века на берегу ручья Студенец располагался загородный дворец князей Гагариных. Вода из Студенца обладала такой целительной силой, что хозяева усадьбы возвели колодец, из которого все страждущие могли утолить жажду.

Позже, уже в XIX веке, новый хозяин усадьбы «Студенец» Арсений Закревский - генерал-адъютант Александра I и герой Отечественной войны 1812 года, провёл реконструкцию территории. Автором новаторских идей стал выдающийся архитектор Доменико Жилярди. Усадьба производила такое впечатление на современников, что её заслуженно называли «абсолютной Венецией в садах».

Потом многое изменилось. К сожалению, в советский период парк потерял свою первоначальную прелесть. Многие скульптуры и несколько прекрасных садов бесследно исчезли. Но сегодня ведётся постоянная, бережная и кропотливая работа по восстановлению утраченного. Так возвращается долг истории и москвичам,"- сообщает официальный сайт парка http://p-kp.ru/

Справедливости ради необходимо уточнить, что беды Студенца начались не в советский период, а задолго до революции. И усадьба, и Сад Студенецой школы садоводства изрядно обветшали на рубеже XIX-XX веков. Согласно докладу комиссии, "постройки найдены в крайне неудовлетворительном состоянии. Владения не огорожены, открыт доступ бродячему люду. Одно из зданий вследствие ветхости необитаемо." В разные годы имение страдало от пожаров и наводнений. По состоянию на 1908 год, главный дом усадьбы был разрушен, но сохранялись флигели, часть каналов была засыпана, остров занимали теплицы и оранжереи. В 1915 году школу садоводства собирались передислоцировать аж в окрестности города Сочи, а территорию усадьбы приспособить под промышленные нужды.

Этим планам помешала Первая мировая война и революционные катаклизмы. После революции приусадебный парк стал местом отдыха рабочих и их семей. Основательно за возрождение парка взялись в 1930-е годы, ликвидировав железнодорожную ветку, ведущую к Трёхгорной мануфактуре. В 1932 году на месте усадьбы Студенец и Сада Студенецой школы садоводства был создан Парк культуры и отдыха «Красная Пресня» с концертной эстрадой, аттракционами, детским городком, лодочной пристанью. Праздничные народные гуляния завершались фейерверками на воде. Идеализировать сталинскую Москву тоже не надо - по соседству находились огороды, свалки и пустыри.


1951 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/84424
Портрет И.В.Сталина из ковровых цветов (Парк культуры и отдыха "Красная Пресня" Москва). Выполнен по эскизу и под руководством художника-декоратора А.Беляева. Журнал "Огонёк" №47 ноябрь 1951

По Генплану реконструкции Москвы 1935 года территория включалась в состав огромного Краснопресненского парка от Камер-Коллежского вала до линии Белорусской железной дороги (при этом Ваганьковское кладбище было бы уничтожено). Как вариант, планировалось создание в Студенце Гидротехпарка с каналами, шлюзами и другими сооружениями. Эти идеи похоронила новая война - Великая Отечественная. К Трёхгорке снова проложили железнодорожные пути.

Хотя проекты обустройства парка и воссоздания исторической усадьбы возникали и в 1960-е, и в 1970-е годы, работа над реконструкцией главного здания началась лишь в 2006 году и должна завершиться во втором квартале 2014 года. Кажется, строители не особо спешат (не олимпийский же объект), и сроки окончания могут передвинуться.

Название усадьбы на берегу Москвы-реки произошло от ручья Студенец. До проведения в Москву Мытищинского водопровода в колодцах на Трёх Горах была лучшая в городе питьевая вода, за которой богатые люди присылали водовозов даже за несколько километров.


Павильон «Октагон», 1904 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/11041

На Мантулинской улице сохранился колодезный павильон "Октагон", построенный в 1820-е годы знаменитым архитектором Доменико Джилярди в стиле ампир. Павильон декорирован в древнеримском духе времён первого римского императора Августа и увенчан небольшим куполом. Сооружение получило название от латинского слова, означающего восьмиугольник.

На стенах находились бронзовые львиные маски, из пасти хищников вытекала природная ключевая вода. Примерно в 1974 году маски демонтировали, а в 1975 году в связи с перепланировками территории павильон был передвинут при помощи лебёдок и сейчас его можно увидеть в сквере возле Центра международной торговли.

В 1955 году на месте снесённых построек школы садоводства открылся новый кинотеатр "Красная Пресня" (архитектор А.Рапорт). Согласно Постановлению Правительства Москвы, в 2001 году здание ставшего нерентабельным кинотеатра было передано в аренду "под просветительско-развлекательную деятельность" Международному фонду развития кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова). Сейчас на нём нет вывесок, на фасаде сохранились оригинальные лепные украшения, фонари возле входа, хотя само здание со временем зачем-то было перекрашено из светло-жёлтого в мрачновато-коричневый цвет.

Реконструированные административные здания и кафе

Напротив входа в парк установлен памятник Ленину

Усадьба Студенец на стадии реконструкции

На баннере размещена необходимая информация о строительстве, а на заборе - полезный текст об истории усадьбы Студенец (который был использован при составлении текста этого сюжета).


Фонтан, 1987-1990 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95107

На острове сохранилась Тосканская колонна, постамент которой украшен мечами в ножнах и венками. А вот скульптуры полководцев - героев войны 1812 года,- созданные по проектам В.Стасова, утрачены. Эти памятники были установлены в 1820-1830 годах по инициативе тогдашнего владельца усадьбы графа А.А.Закревского. Каждый из островков парка был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский служил: Каменского, Барклая, Волконского.

До недавнего времени в парке находилась галерея Русской ледовой скульптуры с постоянной круглогодичной экспозицией. Чтобы летом посетители не замёрзли, на входе выдавали тёплые шубейки.

Среди многочисленных культурных событий, проводившихся в парке "Красная Пресня", запомнился фестиваль "Улица истории": перед горожанами предстали российские воины разных эпох, доминошники за кружкой пива, диссидент-самиздатовец и другие персонажи из давнего и недавнего прошлого.

Перед концертной эстрадой - танцевальная площадка, в парке работают балетные и танцевальные кружки. А с этническими иноземными танцами можно ознакомиться на фестивале "Латинофест".

В столице, некогда был старинной дворянской усадьбой. Место это называлось «Студенец». Оно изначально принадлежало Гагариным. Однако прославил имение его более поздний владелец - Арсений Закревский. Будучи героем войны 1812-го года, он в годы царствования Николая Первого стал генерал-губернатором столицы.

История

Созданный в 1932-м году на месте усадьбы и соседнего сада Студенецкой садоводческой школы парк "Красная Пресня" имеет весьма интересную историю. В усадьбе «Студенец» всегда господствовали особые для того времени порядки. Этот помещик особым образом заботился о своих крепостных.

Закревский превратил свое имение, в котором он поселился, уйдя со службы, в уникальный в Москве, да и в России, мемориальный комплекс, рассказывающий о победе России. Для этого он пригласил в усадьбу архитектора Жилярди.

Благодаря совместным усилиям в «Студенце», на месте которого и находится сегодня парк "Красная Пресня", был создан единственный по тем временам комплекс из голландских прудов и искусственных островов. Каждый из них носил имя военачальников-сослуживцев Закревского и был украшен их бронзовыми бюстами.

Историческое наследие

Столица славится многими местами, куда люди ходят отдохнуть. Но этот памятник архитектуры и истории является одним из самых старых. Каждый житель столицы или гость имеет возможность, зайдя в парк "Красная Пресня" в Москве и пройдясь по его аллеям, любоваться его каналами с мостиками. Их называют шедевром садово-парковой архитектуры восемнадцатого и девятнадцатого веков, «абсолютной Венецией в садах». В свое время здесь гуляли Пушкин, Баратынский,

Парк сегодня

В каждом уголке здесь дышит история. Парк "Красная Пресня" (как добраться до него знает каждый столичный житель) имеет площадь в шестнадцать с половиной гектаров. В начале восемнадцатого века на берегу маленькой речки Студенец, по преданию, обладающей целительной силой, еще располагался величавый дворец княжеского рода Гагариных. Но сегодня от этого исторического великолепия осталось очень мало. Бюсты героев войны были уничтожили при революции. А позже социалистический режим уничтожил и систему водоёмов, которыми так славились Гагаринские пруды, вокруг которых раскинулся парк "Красная Пресня".

Как добраться - информация для туристов

Это место для отдыха и развлечения находится по адресу: улица Мантулинская, 5. Коренные жители, часто приезжающие в парк "Красная Пресня", как добраться до него, знают очень хорошо. А вот туристы могут доехать на метро и пройти затем пешком. Ближе всего к парку расположена станция «Выставочная» - всего в семистах метрах. От станций «Улица 1905 года» и «Международная» двадцать минут ходьбы.

Парк Красная Пресня, фото которого - свидетельство того, что здесь каждый найдет развлечения по душе, открыт для всех с девяти утра до десяти вечера. Каждый посетитель сможет обнаружить для себя что-то особенное и интересное.

Тем, кто приходит сюда отдохнуть, обязательно стоит пройти до Тосканской колонны, которая возведена в честь победы в Отечественной войне двенадцатого года. Она дошла до нас из усадьбы «Студенец» и выполнена из белого камня. Колонну украшают ножны и венки, а когда-то ее венчала крылатая фигура, держащая в руке меч, но она со временем исчезла.

До наших дней сохранились и другие шедевры старины, например "Октагон" - восьмиугольный фонтан - водокачка, созданная Жилярди и пережившая советскую эпоху.

За последние годы парк "Красная Пресня" обзавелся различными модными нововведениями: воркаут-площадками, скейт-парком. По воспоминаниям старожилов, раньше он хоть и считался живописным местечком, но в советские годы был достаточно "диким". Сегодня же здесь предлагаются развлечения на любой вкус: начиная с проката велосипедов вплоть до открытой библиотеки. Вход в парк свободный.

Летними днями сюда приходят дети со своими родителями и пожилые люди. По вечерам же можно встретить молодежь - компании и влюбленные парочки, облюбовавшие для себя скамейки и укромные уголки, которыми так изобилует парк "Красная Пресня".


Мероприятия

Бывшая усадьба «Студенец» сегодня изобилует развлечениями, большинство из которых предоставляется бесплатно. Здесь проводятся такие мероприятия, как занятия и соревнования по гимнастике цигун и фитнесу. Руководство парка радует гостей и жителей столицы разнообразием афиши мероприятий. Каждые выходные здесь организуются танцы и программы для детей, шахматные турниры, авторские вечера, фестивали и анимационные программы, маркеты. Здесь всегда проводятся праздничные в честь Дня Победы и т. д.

Для самых маленьких

Для родителей это отличный детский парк. "Красная Пресня" оборудована таким популярным у подростков скейтпарком, выполненным в нетрадиционном для нашей страны формате. Изгибы или скейт-плазы данной площадки полностью повторяют естественный ландшафт, а многочисленные препятствия сделаны как имитация улицы.

В парке можно взять в аренду велосипеды, которые стали особенно популярными у москвичей в нынешнем сезоне. Пункт их проката находится непосредственно рядом со скейтпарком. Кроме этого, здесь можно гонять на веломобилях и электромобилях, многие катаются на квадроциклах и роликовых коньках. Стоимость аренды колеблется от пятидесяти до четырехсот рублей, в зависимости от транспортного средства и времени.

Читальня

Еще одно нововведение, которым пополнился парк "Красная Пресня" в этом году - это читальня под открытым небом. Она работает по системе буккроссинга, очень распространенного в мире сегодня. Принцип заключается в следующем: прочитавший книгу передает ее другому. Такая система в столичных парках уже внедрена - это проект "Книги в парках". Литературу можно подбирать в специальном ларьке. И хотя наслаждаться литературой на свежем воздухе получается только в ясную безоблачную погоду, поскольку в дождливый день это вряд ли возможно, тем не менее желающих всегда бывает очень много.

Найти этот открытый читальный зал в изрезанном каналами, пересекающимися "горбатыми" мостиками, парке нелегко. Нужно просто ориентироваться на деревянные домики, расположенные на центральной аллее, а также на шезлонги, которые видны издалека и поставлены здесь специально для любителей почитать.

Летний кинотеатр

В лучших традициях парк "Красная Пресня" тоже имеет свой летний кинотеатр. С этой целью здесь оборудована эстрада. А многочисленные зрители располагаются для просмотра непосредственно на деревянном полу или на пуфиках и стульях. Отличный обзор открывается и со скамеек, расставленных по боковым сторонам. Киносеансы здесь бесплатные. Расписание работы летнего кинотеатра можно изучить на официальном сайте парка, а также на входе, где висит огромный стенд. В свободное же от большого кинопросмотра время на эстрадной сцене проходят творческие встречи или выступления музыкантов, актеров и режиссеров.

Лекторий

"Красную Пресню" для своих летних лекций и занятий выбрала и Международная школа дизайна, разместившись под шатром на небольшом островке в самом центре парка. Все, кто приходит сюда в с двенадцати часов могут посещать семинары преподавателей школы по самым различным темам, в том числе графического и

Питание

Многие посетители признают, что с этим вопросом дела в парке сегодня обстоят не очень благополучно. Единственный имеющийся ресторан у главного входа закрыли на реконструкцию. Поэтому перекусить можно в киоске "Венские колбасы", где, потратив около двухсот рублей, можно неплохо наесться. Недалеко установлен и автомат с едой и напитками - с шоколадками, газировкой, соками и кофе. А рядом с эстрадой работает палатка, продающая кофе с собой, различные снеки и домашний лимонад.

Усадьба Студенец

Немного отдохнём от фабрик, но продолжим тему войны 1812 года.

Миновав деловой центр (Краснопресненская наб., 12) - эффектное современное здание, пройдём к Краснопресненским прудам и остаткам старинной усадьбы «Студенец» (Мантулинская ул., вл. 5). На рубеже XVII–XVIII веков здесь располагался загородный дворец Матвея Петровича Гагарина - сибирского воеводы и коменданта Москвы. В 1721 году, обвинённый в намерении отделить Сибирь от России и создать собственное королевство, Гагарин был схвачен, пытан и повешен. После казни Пётр I устроил издевательский поминальный обед, куда заставил прийти всех, включая родственников казнённого. Играл оркестр, на лугу устроили пушечный салют.

Труп Гагарина с виселицы снять не разрешили, он провисел там, по различным слухам, от семи месяцев до трёх лет. Затем всё же его похоронили в фамильной усыпальнице в сельце Сенницы Озёрского района. Все его обширные поместья, включая Пресненское, были конфискованы, но Анна Иоанновна возвратила усадьбу его сыну Андрею Матвеевичу. Тот обустроил здесь сад «в голландском стиле» - с искусственными каналами, симметрично расположенными островами и прудами.

С 1804 года усадьбой владел граф Ф. А. Толстой, после 1812 года её получила в приданое жена московского генерал-губернатора Арсения Андреевича Закревского Аграфена Фёдоровна, урождённая графиня Толстая. Дачу Закревских посещали именитые гости: опальный генерал А. П. Ермолов, поэты Пушкин, Баратынский, Вяземский, поэт и партизан Денис Давыдов. Достопримечательностью Студенца считались пруды правильной прямоугольной формы, соединённые между собой деревянными мостиками. На каждом острове среди деревьев стоял памятник какому-нибудь знаменитому полководцу, проявившему себя во время Отечественной войны: М. Каменскому, М. Барклаю-де-Толли, А. П. Ермолову, П. Волконскому и др.

В 1834 году усадьбу выкупил камергер Высочайшего двора H. Н. Демидов. Он ещё более приукрасил сад, высадив редкие деревья и кустарники и устроив школу садоводства. В середине XIX века на прудах проходили популярные в купеческой среде гулянья в Духов день. От старого усадебного парка сохранились живописные пруды с островами, часть из которых была засыпана в советское время. Недавно вместо старых были выстроены новые мосты в стиле ампир, по старым фотографиям восстановлены ворота. Скульптур полководцев в парке не осталось, здание усадьбы тоже полностью разрушено.

Ближайшее метро тут - станция «Выставочная», но можно пройти и к другой ветке - к «Улице 1905 года», прогулявшись по скверу, где установлены сразу три скульптуры, в том числе творение скульптора Ивана Шадра «Булыжник - орудие пролетариата». Здесь - копия, подлинник хранится в Третьяковской галерее, но там, оторванный от «естественной среды», он производит не столь сильное впечатление. Раньше на гранитной стене позади памятника была надпись: «Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны. Ленин». Теперь стенка за скульптурой разукрашена граффити, земля вокруг замусорена.

От станции метро «Улица 1905 года» около пятисот метров по Большой Декабрьской улице до главного входа на Ваганьковское кладбище - одного из тех, что были заложены Григорием Орловым в 1771 году. Название Ваганьково перекликается со словом «ваганты» - бродячие певцы, они действительно селились здесь во времена Михаила Фёдоровича. За два с лишним века своего существования кладбище превратилось в некрополь-музей: здесь похоронено очень много знаменитостей как былых времён, так и совсем недавнего прошлого. Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Олег Даль вспоминаются первыми. У их могил всегда есть люди. Поклонники трагически погибшего певца и актёра Игоря Талькова тоже до сих пор навещают его могилу. Не забыты журналисты Владислав Листьев и Владимир Ворошилов, актеры - Александр Абдулов, Георгий Вицин, Эраст Гарин, Михаил Глузский, Андрей Миронов, Татьяна Окуневская, Михаил Пуговкин, Зинаида Райх, Виталий Соломин, Анатолий Солоницын, Сергей Столяров, Зоя Фёдорова, Леонид Филатов… Помнят футболиста Эдуарда Стрельцова, хоккеиста Валерия Харламова, фигуристку Людмилу Пахомову…

Многие художники, чьи картины можно видеть в залах Третьяковской галереи, упокоились здесь: Алексей Саврасов, Аристарх Лентулов, Василий Суриков, Василий Тропинин и Василий Пукирев. Нашли здесь последний приют хорошо знакомый нам архитектор Фёдор Шехтель, учёный Климент Тимирязев, революционер Николай Бауман, артист балета Марис Лиепа, адвокат Фёдор Плевако, основатель театрального музея Алексей Бахрушин, владелец сети булочных Иван Филиппов. Список можно продолжать долго-долго; москвичи охотно гуляют по этому кладбищу, читая на надгробных плитах знакомые имена и фамилии, благодарят ушедших за подаренные ими людям минуты радости и счастья.

Из книги Письма о русской поэзии автора Амелин Григорий

УСАДЬБА СУДЬБЫ Мирону Петровскому «Мама, кто такое – Бонапарт?» – «Тебе 6 лет, и ты не знаешь, кто такое Бонапарт! Моя дочь!» – «Но откуда я могу знать? Мне же никто не говорил!» – «Да это ведь в воздухе носится!» Марина Цветаева. «Записная книжка» Книга Софии Старкиной

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Из книги Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира автора Бартон Элизабет

Из книги Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

«Пенаты», музей-усадьба И.Е. Репина Поселок Репино, Приморское шоссе, 411.Тел.: 432-08-34; факс: 432-08-28.Проезд: на электропоезде до платформы Репино или автобусом № 211 от станции метро «Черная речка».Время работы: летом 10.30–17.00, зимой 10.30–16.00, выходные дни – понедельник, вторник.Для

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Музей-усадьба Дашковой Проспект Стачек, 45.Тел.: 300-83-29.Станция метро: «Кировский завод».Время работы: 10.00–17.00, выходной день – воскресенье.Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.История музеяЕкатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Притихшая усадьба Толстого Тишиной и покоем веет от этого дома. Даже трубный глас огромного города не может обеспокоить его, и он, сложенный почти двести лет назад из корабельной сосны, представляется неприступной каменной крепостью, перед которой отступает и само

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Из книги автора

Усадьба Демидовых (Большой Толмачевский переулок, № 3) Лаврушинский переулок упирается в красивейшую усадьбу Демидовых. Аммос Прокофьевич Демидов, сын известного русского заводчика Прокофия Акинфиевича Демидова, и его жена Анна Никифоровна купили участок в

Из книги автора

«Пока не погибла усадьба…» В начале XX века Петербургская губерния относилась к территориям с крупным помещичьим землевладением, несмотря на то что после отмены крепостного права происходило сокращение помещичьих земель. Важнейшей чертой Петербургской губернии

Первыми письменными упоминаниями о Коломенском являются духовные грамоты Ивана Калиты, написанные в XIV веке, в 1336 и 1339 годах. Неоднократно Коломенское упоминают и исторические источники, эта местность неоднократно становилась центром важных событий. Так, после битвы на Куликовом поле в 1380 году здесь останавливался Дмитрий Донской со своими войсками. Сюда же привел свои войска и Петр I после битвы под Полтавой в 1709 году. Кроме того, именно из Коломенского отправлялись воевать многие великие Московские князья и их дружины.

В XVII веке в Коломенском был возведен уникальный дворец царя Алексея I Михайловича Романова, называемым «Восьмым чудом света». Построенный полностью из дерева, этот дворец воплотил в себе лучшие достижения деревянной архитектуры того времени. К сожалению, оригинальный, построенный Алексеем Михайловичем, дворец не сохранился. Но, к счастью, Екатериной II были сделаны чертежи деревянного дворца, и сейчас практически завершены работы по его возведению. Ко дню Москвы в 2010 году планируется торжественное открытие восстановленного царского дворца . В планах архитекторов не только построить царские палаты, но и воссоздать ограду, аллеи и окружить дворец известными, в свое время, фруктовыми садами.

Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.



Дворец царя Алексея Михайловича


И с именем царствовавшего в 1645-1676 годах Алексея Михайловича, и с построенным им дворцом, неразрывно связана судьба заложенного в 1645 году храма Казанской иконы Богоматери . В 1649 году, храм был расширен вторым приделом Дмитрия Солунского, завершившим архитектурный ансамбль храма. Поводом для расширения стало рождение царского сына, будущего наследника российского престола. Любивший усадьбу царь, каждое лето приезжал в Коломенское на отдых. И, постепенно, Казанская церковь стала домовым храмом, в котором, традиционно, хранилась казна и самое ценное царское имущество, привозимое в Коломенское на время царского отдыха. После того, как строительство Казанской церкви было завершено, ее расписали и богато украсили всевозможными тканями и коврами.

Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене ("сени" и "сени ж, где входят с кушаньем"). Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов по несколько на каждый двор. На эти стойки-серванты ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; на поставцы Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; на поставцах Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом, а во время пира сюда приносили кушанья, приготовленные в поварне. Перед пиром поставцы накрывали шелковыми золотными материями - фатами.



Сени перед Столовой палатой


8 мая 1681 года плотник Семен Дементьев, крестьянин боярина П.В.Шереметева, вместо обветшавшей повалуши начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид этого здания был запечатлен затем на различных гравюрах и картинах. Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682-1696 годах его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.

Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца.


Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты.

Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления.


Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы.


Особенность Престольной палаты - украшающее потолок и стены "бытийное письмо" на сюжеты истории библейских царей Давида и Соломона. Композиции для росписей заимствованы из западных гравюр и "лицевых" (иллюстрированных) Библий. Для реконструкции "бытийных" росписей плафона потолка избраны четыре сюжета из Ветхого и Нового заветов


Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни.


Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена, а также традиционная резьба и роспись русских иконостасов XVII века. Печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.

Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.


В опочивальне стояла кровать с балдахином ("подволокою") и другая мебель: лавки (включая особую спальную скамью для ближних слуг), поставцы, скрыни (комоды) и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета (зеркала, гребни, мыло, стеклянные флаконы с эфирными маслами). В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы. Икон в опочивальне было, как правило, немного, но поклонный крест и образа у красном углу и над входными дверями были обязательно.



В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для "мовной стряпни" (вещей, которые использовали во время мытья: колпака, простыни, опахала). Освещались мыльни светом из окон, но для защиты от сквозняков окна занавешивали; вечером и ночью здесь светили слюдяные фонари. В углу стояла печь, облицованная изразцами.



В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.


Учительная палата в тереме царевича предназначалась для обучения царских сыновей (царских дочерей обучали в их тереме). Ребенку в царской семье отводились собственные покои, где он жил со своими кормилицами и няньками. Царские дети вели замкнутый образ жизни, их изолировали от внешнего мира, сверстников для игр подбирали из числа детей дворян, и мальчики, покидая хором, росли вместе с будущим государем. Если царевич в дальнейшем становился правителем, то его детское окружение отчасти сохраняло на него влияние.


Первым наставником царевича был воспитатель - "дядька", которому мальчика поручали с малых лет. Когда царевич достигал пяти-шестилетнего возраста, начиналось его обучение. Учителями выбирали дьяков - они лучше всех владели искусством чтения и чистописанием. Чтению обучали по азбуке или букварю. До XVII века азбуки были рукописными, первая печатная - букварь Василия Бурцова - появилась в 1634 году. Азбуку учили наизусть, читая ее вслух и нараспев. За букварем следовал Часослов, потом Псалтырь, затем Апостол - их также заучивали. За чтением следовало письмо. Ему начинали учить в семь-восемь лет по скорописным азбукам на столбцах, по которым тренировали написание строчных и прописных букв, а после букв - слогов. Лучшими каллиграфами считались подъячие Посольского приказа. Кроме чтения и письма учили церковному пению




Комната царевича Федора Алексеевича

Пристрастия государя в области искусства оказались столь же многообразными. Он был удивительно разносторонним человеком: увлекался музыкой (ввел новое для России партесное пение и ноты), сочинял стихи и церковные распевы, прославился как знаток архитектуры и градостроительства. Он много строил, его любовь к архитектурным нововведениям выразилась в Коломенском дворце созданием новой роскошной Столовой палаты.

Сам Коломенский дворец, впитавший многие элементы западной архитектуры XVII века и наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.



Первоначально, Коломенское было для молодого царя, прежде всего, местом хорошей соколиной охоты. Но, со временем, к 1676 году, усадьба в Коломенском стала пышной загородной резиденцией. Для удобства посещения церкви Казанской иконы Богоматери, по велению царя был построен крытый переход, соединявший ее с дворцом. В настоящее время эта церковь является действующим храмом.


Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.


В XVIII веке деревянный дворец был разобран, и на одном из берегов Москва-реки, около церкви Вознесения, был возведен дворец, насчитывавший четыре этажа. Именно в этом дворце Екатериной II был написан «Наказ», известный в юриспруденции трактат. Во время своего нашествия, французские войска разорили дворец. Но в 1825 году император Александр I построил на этом месте новый, выполненный в стиле ампир, дворец. К сожалению, до наших дней и этот дворец не сохранился.



Красное (Парадное) крыльцо - На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных.

Царицына казна размещалась во внутренних покоях и была предназначена для хранения ("оберегания") множества личных вещей, нужных в ежедневном обиходе царицы и привозимых для нее из Москвы, - платьев, уборов, постельных принадлежностей. Для этого в царицыной казне имелась специальная мебель - сундуки и шкафы. Распоряжалась казной верховая (придворная) боярыня. Ей подчинялись казначея, постельницы, мовницы; только они могли входить в помещение казны. В комнате царицыной казны размещен современный список иконы "Предстоящие Христу Вседержителю", на которой изображены Иоанн Предтеча и семь святых, соименных с членами женской половины семьи царя Алексея Михайловича.



Передние сени терема царицы



Передние сени терема царицы

Через Переднее крыльцо терема царицы посетители попадали в Передние сени - первое парадное помещение. Эти сени вели в Престольную палату царицы или в Задние сени, через которые можно было пройти в терема царя и царевичей.



Престольная палата царицы




Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.



Престольная палата царицы




Престольная палата царицы




Престольная палата царицы

Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. На торжественные аудиенции в покои государыни в сопровождении царя приглашались иноземные послы, Московский и Вселенские патриархи, иноземные особы царского достоинства.

Рукоделие занимало важное место в системе ценностей православного патриархального уклада русской жизни. Ему придавалось тем больше значение, чем выше было положение семьи в обществе. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. Был также образован особый приказ, Царицына Мастерская палата (1656-1701 годы), ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен. Для "чистых" рукоделий во дворце служила светличная палата - большая комната на женской половине.



Мастерская царицы (светлица)

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья.





Покои царевны Софьи Алексеевны


Софья стала реальным правителем: она проводила заседания Боярской думы и контролировала работу приказов; ее наставником в государственных делах стал боярин князь Василий Васильевич Голицын, получивший новый пышный титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский".

Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол. Заметные сдвиги произошли и в русской культуре.


Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия (царица была чрезвычайно религиозна). Елизавета, признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, необыкновенно хорошо танцевала, причем любила и русские танцы. Жизнь ее двора запомнилась современникам как бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков.

Покои Елизаветы Петровны




Покои Елизаветы Петровны




Покои Елизаветы Петровны




Покои Елизаветы Петровны


Бесстрашная наездница и неутомимая охотница, она часть совершала далекие прогулки и, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции. В год своей коронации она приняла в Коломенском персидское посольство. Вместе с ней в Коломенское приезжал и М.В.Ломоносов, научную и просветительскую деятельность которого царица поддерживала (впечатления от этого посещения отражены в его сочинении "Описание стрелецких бунтов и правлений царевны Софьи"). Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, уникальный памятник эпохи правления ее деда, по ее указанию привели в порядок и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты.

Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами. Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Внутри дворца воссозданы старинные интерьеры и росписи времен царствования Алексея Михайловича.

В начале 20-го века под руководством замечательного русского архитектора П.Д.Барановского началось создание первого в России музея архитектуры из дерева . Со всей России в Коломенское начали свозить архитектурные памятники из дерева, относящиеся к XVII-XVIII векам, большую часть которых разместили в старом Вознесенском саду. Таким образом, экспозиция Коломенского пополнилась Святыми воротами Николо-Корельского монастыря, в 1693 году установленными на берегу Белого моря, Братской башней, установленной в середине XVII века в зоне Братской ГЭС, мемориальным домиком Петра I, построенном в Архангельске в 1702 году.

Первой в Коломенском, у Дворцовых ворот, была установлена хозпостройка XVIII века, условно называемая Медоварней, ранее расположенная в Преображенском дворце. Домик Петра I вместил экспозицию, воспроизводящую интерьеры походных и жилых царских покоев XVIII века.

В апреле 1990 года в музее-заповеднике «Коломенское» была проведена реставрация архитектурного ансамбля, созданы новые выставки, восстановлена историческая местность царской резиденции. А к 2008 году завершились реставрационные работы памятников деревянной архитектуры и сегодня желающие могут посетить развернувшийся под открытым небом музейный комплекс , в который вошла проездная башня Николо-Корельского монастыря, башни Братского и Сумского острогов. Последняя, кстати, более восьмидесяти лет хранилась в фонде музея.

Сегодня в состав комплекса входит 17 архитектурных памятников, 12 из которых являются сохранившимися частями архитектурного ансамбля усадьбы XVI-XIX веков, и четыре были привезены из других регионов России. Последние несколько лет стали для Коломенского временем формирования архитектурно-этнографического комплекса. Его территория обогатилась действующей кузницей, конюшней, усадьбой пасечника и пасекой, водяной мельницей.

Сохранились в Коломенском и уникальные природные объекты - старинный парк и три яблоневых сада : Казанский, Дьяковский и Вознесенский. А в XVII веке их было шесть, в которых росли не только яблони, а груши, малина, смородина, крыжовник.
И по сей день каждый год сохранившиеся яблоневые сады радуют всех гостей Коломенского прекрасными первозданными яблоками.

Также в черте современной Москвы находится Старинная усадьба Студенец - уникальный парковый ансамбль XVIII-XIX столетий, построенный по проекту выдающегося архитектора Д. И. Жилярди. Она расположена на берегу Москвы-реки в Пресненском районе столицы, на территории парка «Красная Пресня», а площадь старинной усадьбы занимает 18,3 гектара. Приезжая сейчас на территорию исторического места, уже давно входящего в состав современной Москвы, можно осмотреть сохранившуюся - садовый павильон «Октагон», прогуляться вдоль прудов и каналов.


Считается, что усадьба получила столь необычное название в честь ручья Студенец , протекающего через всю его территорию, именно он положил начало изумительным по красоте искусственным прудам и каналам, так как студеные воды ручья позволяли владельцам усадьбы Студенец поддерживать водный баланс в созданной ими системе прудов. Несколько столетий назад жители прилегающих к усадьбе сел, расположенных в данной части Пресни, использовали чистейшую родниковую воду для приготовления пищи, а хозяйке ходили сюда с деревянными ведрами, висящими на коромысле.

Другие исследователи утверждают, что в XVII столетии лишь очень обеспеченные жители могли покупать родниковую воду бочками, а название «Студенец» они связывают с выкопанным на территории старой усадьбы глубоким колодцем, вода в котором наполнялась за счет глубокой водной жилы, питающей и сам ручей. В старой Москве лишь очень обеспеченные люди могли позволить себе рытье столь глубокого колодца, что говорит о высоких доходах первых владельцев старинной подмосковной усадьбы.

Основателем усадьбы Студенец считается князь Владимир Храбрый , двоюродный брат героя Дмитрия Донского, прославившегося во время Куликовской битвы. Тогда в этом историческом месте располагалось село Выпряжково, доходы с которого поступали первым владельцам аристократической усадьбы. Позже старое имение уже перешло в собственность богатейших князей Гагариных , а на рубеже XVII-XVIII столетий на территории имения был построен величественный дворец, в котором жил воевода М.П. Гагарин. Позже воеводу казнили, а его усадьба перешла под государственное управление, но императрица Анна Иоанновна впоследствии вернула старое имение наследникам князя Гагарина. В это время на территории усадьбы был разбит роскошный голландский сад, проложена уникальная система прудов и каналов, которые жители старой Москвы еще много лет называли Гагаринскими прудами .

В 1804 году усадьба Студенец сменила владельца, а ее новым хозяином стал граф Толстой . Но лишь Арсений Закревский - зять графа Толстого, унаследовавший усадьбу уже после военных событий 1812 года, сумел придать старой дворянской усадьбе уникальный облик. Обустраивая новое имение в качестве своей загородной дачи уже после разрушительной Отечественной войны 1912 года, когда пострадала не только Москва, но все прилегающие к ней подмосковные дворянские усадьбы, он приказал построить новый усадебный дом.

Арсений Закревский превратил старый усадебный парк в своеобразный памятник Отечественной войне 1812 года , по его приказу была сооружена уникальная система искусственных каналов и прудов, наполненных прозрачной родниковой водой. Получившиеся острова прямоугольной формой, со всех сторон очерченные каналами, получили самобытные названия - каждый из них был назван по имени русского военачальника, под командованием которого воевал сам Арсений Закревский.

В центре островков были установлены изготовленные из бронзы бюсты военачальников, а над родником была выстроена величественная башня из белого камня, получившая название «Октагон». Тогда же через пруды и каналы с четко очерченными берегами были переброшены изысканные мостики, выполненные в стиле ампир, тогда только входившем в архитектурную моду. Ирригационная система, как и основная часть построек усадьбы Студенец , выполнялась по проекту архитектора Д. И. Жилярди, им же было спланировано и рыбное хозяйство, являвшееся значительной частью доходов владельца имения.

В советские годы усадьба Студенец была национализирована, на ее территории обосновалось Общество любителей садоводства, благодаря которому здесь была открыта профессиональная школа, а на территории старого парка высадили множество новых деревьев различных пород. К счастью, территория старинной подмосковной усадьбы так и не была застроена неказистыми зданиями, так как еще в 1930 году здесь московские власти решили основать парк «Красная Пресня». Сейчас москвичи на его старинной территории отмечают Масленицу, Новый Год, День города, проводят выходные.

Но большинство памятников культурного наследия, относящиеся к середине XIXстолетия, были утрачены. Часть уникальных каналов засыпали, многие старинные мостики снесли, зато построили новые мосты, не отличающиеся особым изыском. За годы советской власти исчезли бюсты военачальников, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, а о былом военном памятнике напоминает лишь сохранившаяся Тосканская колонна на искусственном острове, правда, надписи на ней давно затерты, а водруженная вверху крылатая фигура уже давно исчезла.


Старый усадебный дом практически разрушен, его реставрация началась в 2010 году, но вместо былого шедевра архитектуры на глазах москвичей постепенно вырастает новое современное здание, практически ничем не напоминающее прежний величественный дворец. Приезжая сейчас на территорию исторического места, уже давно входящего в состав современной Москвы, можно внимательно осмотреть сохранившуюся достопримечательность усадьбы Студенец - садовый павильон «Октагон», который в 90-х годах прошлого столетия был перенесен в новое место живописного парка «Красная Пресня».

Павильон возведен в виде небольшой белоснежной одноэтажной башни, построенной в форме восьмигранника, покрытого сверху куполообразной крышей зеленого цвета. На фасаде павильона можно увидеть четыре больших окна арочной формы, через которые внутреннее пространство башенки наполняется солнечным цветом. Каждый из четырех входов по бокам оформлен небольшими колоннами, которые сверху украшает портик и козырек.

Круглый павильон "Октагон"

Особый интерес представляют парадные ворота , выполненные из тяжелого чугуна, они являются всего лишь копией утраченного памятника культурного наследия, ворота выполнены по старинным эскизам в 1990 году. Гуляя по старинной усадьбе Студенец, можно полюбоваться величественной Тосканской колонной либо сфотографироваться на ее фоне, а затем просто отдохнуть на территории парка с уникальными каналами и живописными старинными мостиками, напоминающими о лучших временах дворянского гнезда.

Сейчас основу парка «Красная Пресня» составляют тополиные и липовые аллеи, между которыми в первой половине XIX столетия был создан уникальный каскад , состоящий из трех прудов. А между величественными деревьями можно увидеть остатки летнего театра советского периода, современные детские кафе и различные аттракционы.

Ознакомиться с достопримечательностями усадьбы Студенец можно во время организованной экскурсии, но все желающие могут добраться сюда и самостоятельно. Историческая усадьба расположена в черте Москвы, по адресу: улица Мантулинская 5. От станции московского метрополитена «Улица 1905 года», нужно сначала выйти на Краснопресненскую заставку, а затем проследовать по улице 1905 года вплоть до улицы Мантулинской, затем свернуть направо. Недалеко находятся и такие станции столичного метро, как «Выставочная» и «Краснопресненская», откуда можно дойти до старой усадьбы Студенец всего за 15 минут. фото www.manhunter.ru