Цинь шихуанди был первым императором китайской династии. Гробница цинь шихуанди - фантазии и археологическая реальность

Цинь Шихуанди (кит. трад. 秦始皇帝, пиньинь: Qín Shǐ Huáng-dì, буквально: «Первый император Цинь»), настоящее имя Ин Чжэн (кит. трад. 嬴政, пиньинь: Yíng Zhèng; 259 до н. э.-210 до н. э.) - правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Ранние годы (Ван царства Цинь)

Рождение и обретение престола 258-246 до н. э.
Ин Чжэн родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане (столице княжества Чжао), где его отец Чжуансян-ван был заложником. Имя Чжэн, данное ему при рождении, означает «первый», по месяцу рождения. Его отец был внуком вана от наложницы низкого ранга и не имел шансов на престол. Он встретился с богатым купцом Люй Бувэем, который обещал его продвинуть.

Ин Чжэн был сыном наложницы Чжао, подаренной Чжуансян-вану Люй Бувэем, которая (согласно Сыма Цяню), уже была беременна. Эта версия, порочившая первого циньского императора, долгое время распространялась враждебно настроенными к нему конфуцианскими историками. По другим сведениям, мать Ин Чжэна в действительности происходила из могущественного чжаоского рода. Это спасло жизнь ей и её сыну, когда в начале очередной войны с циньцами правитель Чжао пожелал было казнить циньских заложников и их семьи. Тогда мать Ин Чжэна смогла укрыться среди родственников, а Чжуансян-ван бежал в расположение циньских войск, подкупив стражу деньгами, предоставленными ему Люй Бувэем.

Благодаря сложным интригам Люй Бувэя после смерти старого вана и краткого правления престолонаследника Аньго Чжуансян-ван взошёл на трон, но смог править страной меньше трёх лет, после чего Ин Чжэн вступил на трон. По слухам (которые поддержал Сыма Цянь) Люй Бувэй - подлинный отец Чжэна.

Хотя версия Сыма Цяня доминировала в течение 2000 лет, исследования профессоров Джона Кноблока и Джефри Ригеля при переводе анналов Люйши Чунцю показали несоответствие даты начала беременности и рождения ребёнка (год), что позволило им прийти к выводу о фальсификации версии об отцовстве Люй Бувэя, с целью поставить под сомнение происхождение императора.

Регентство Люй Бувэя 246-237 до н. э.
Ин Чжэн неожиданно получил престол циньского вана в 246 году до нашей эры в 13-летнем возрасте. В это время царство Цинь уже было самым могущественным в Поднебесной. Премьер-министр Люй Бувэй стал также его опекуном. Люй Бувэй ценил учёных, пригласил на содержание со всех царств около тысячи учёных мужей, которые вели споры и писали книги. Благодаря его деятельности удалось собрать знаменитую энциклопедию «Люйши чуньцю».

В 246 году инженер Чжэн Го из царства Хань начал строительство большого ирригационного канала длиной 150 км в современной провинции Шэньси. Канал соединял реки Цзинхэ и Лохэ. Канал строился десять лет и оросил 40,000 цин (264,4 тысячи гектаров) пахотной земли, что привело ко значительному экономическому подъёму Цинь. Завершив только половину работ, инженер Чжэн Го был уличён в шпионаже на Хань, однако он объяснил вану выгоду строительства, был прощён и довел до конца грандиозный проект.

После смерти отца Ин Чжэна, Чжуансян-вана, Люй Бувэй стал открыто сожительствовать с его матерью Чжао. Ей был подарен евнух Лао Ай, который по версии Сыма Цяня, Лао Ай был вовсе не евнухом, а сожителем матери и что документы о кастрации были подделаны за взятки.

Лао Ай сосредоточил в своих руках большую власть, и Ин Чжэн был недоволен своим положением ребёнка с которым не считаются. В 238 году он достиг совершеннолетия и взял власть в свои руки. В 238 году ему донесли о сожительстве его матери и Лао Ая, а также что она родила тайно двух детей, один из которых готовится стать его преемником. Ван приказал чиновникам провести расследование, которое подтвердило все подозрения За это время Лао Ай подделал государственную печать и стал собирать войска для нападения на дворец. Ин Чжэн поручил советникам срочно собрать войска и направить против Лао Ая. Произошёл бой около Сяньяна, в котором было убито несколько сот человек. Лао Ай, его родственники и сообщники были казнены, виновные из числа придворных были жестоко наказаны.

В 237 году Люй Бувэй за его связи с Лао Аем был смещён и отправлен в ссылку в царство Шу (Сычуань), но по дороге покончил собой. В ссылку была отправлена также мать Ин Чжэна Чжао, которую после увещеваний советников вернули во дворец.

Правление с премьер-министром Ли Сы 237-230 до н. э.
После отстранения Люй Бувэя премьер-министром стал легист Ли Сы, ученик Сюнь-цзы.

Не доверяя своим советникам, Ин Чжэн отдал приказ выслать из страны всех не-циньских чиновников. Ли Сы написал ему докладную, в которой обосновал, что такая мера приведёт только к усилению вражеских царств, и указ был отменён.

Ли Сы оказывал большое влияние на молодого правителя, посему, некоторые специалисты не без основания считают, что именно его, а не Ин Чжэна следует считать подлинным создателем империи Цинь. Судя по имеющимся данным Ли Сы был решителен и жесток. Он оклеветал своего талантливого соученика Хань Фэй, блестящего теоретика позднего легизма, и тем самым довел его до гибели (впоследствии прочитав сочинения Ханя, Ин Чжэн сожалел, что заключил его в тюрьму, где тот, по преданию, принял яд, полученный от Ли Сы).

Ин Чжэн и Ли Сы продолжили успешные войны с соперниками на востоке. При этом он не гнушался никакими методами - ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы.

Объединение Китая 230-221 до н. э.
Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство возвышающегося царства отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. При этом Ин Чжэн доказал всем, что у него очень хорошая память: после захвата Ханьданя он прибыл в город и лично руководил истреблением давних врагов его семьи, которые тридцать лет назад во время заложничества его отца унижали и оскорбляли семью его матери. В следующем году Цзин Кэ, убийца, подосланный Янь Данем, неудачно покушался на Ин Чжэна. Циньский правитель был на волосок от гибели, но самолично отбился своим царским мечом от «киллера», нанеся ему 8 ран. На него было совершено ещё два покушения, которые тоже закончились неудачей. Ин Чжэн захватил один за другим все шесть нециньских государств, на которые в то время делился Китай: в 230 г. до н. э. было уничтожено царство Хань, в 225 г. - Вэй, в 223 г.- Чу, в 222 г.- Чжао и Янь, а в 221 - Ци. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и в 221 году до нашей эры принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем. Тем самым он поставил точку на периоде Чжаньго с его соперничеством царств и кровопролитными войнами.

Титул первого императора
Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребёнок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имен и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.

Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуанди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван, переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.

Правление объединённым Китаем (221-210 до н. э.)
Реорганизация правления

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств, всего 120 тысяч семей. Эта мера позволила циньскому императору взять элиту покорённых царств под надёжный полицейский контроль.

По настоятельному совету Ли Сы император во избежание распада государства не стал назначать родственников и приближённых князьями новых земель.

С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов цзюнь (кит. трад. 郡, пиньинь: jùn), во главе которых назначались управляющие и чиновники.

Оружие, отобранное у побеждённых князей, было собрано в Сяньяне и переплавлено на огромные колокола. Из оружейного металла было выплавлено также 12 бронзовых колоссов, которые были поставлены в столице.

Была проведена реформа под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы - стандартного написания» была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов. Эти меры заложили основу культурного и экономического единства Китая и на тысячелетия пережили недолговечную империю Цинь. В частности, современная китайская иероглифическая письменность восходит именно к циньскому письму.

Великие стройки
Император Цинь Шихуанди использовал труд сотен тысяч и миллионов людей для грандиозных строек. Сразу после объявления себя императором он стал строить свою гробницу (см. Терракотовая армия). Он построил сквозь всю страну сеть дорог с тремя полосами (центральная полоса - для колесницы императора). Строительство было тяжёлым гнётом для населения.

Великая китайская стена
В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Серединное Государство от варваров-кочевников. По оценкам, на строительство стены было согнано несколько сотен тысяч (если не миллион) человек.

Канал Линцюй
Канал Линцюй (кит. трад. 靈渠, упр. 灵渠, пиньинь: Líng Qú) длиной 36 км был построен на территории современного района Гуанси около города Гуйлинь. Канал соединяет приток Янцзы реку Сянцзян с рекой Ли, которая втекает в Гуйцзян бассейна Сицзян, позволяя охватить речным транспортом огромные территории южного Китая. Строительство было начато в 214 году до н. э.

Дворец Эпан
Император не пожелал жить в центральном столичном дворце Сяньянe (咸陽宮), а начал строить огромный дворец Эпан (阿房宫) к югу от реки Вэйхэ. Эпан - имя любимой наложницы императора. Дворец стал строиться в 212 году, на строительство было согнано несколько сот тысяч человек, во дворце хранились неисчислимые драгоценности и там размещалось множество наложниц. Но дворец Эпан так и не был достроен. Вскоре после смерти Цинь Шихуанди по всей захваченной Цинь территории вспыхнули восстания, и циньская империя рухнула. Сян Юй (項羽) смог нанести циньским войскам тяжёлые поражения. В конце 207 до н. э. будущий ханьский император Лю Бан (тогда Пэй-гун), союзник Сян Юя, занял циньскую столицу Сяньян, но не решился утвердиться и через месяц впустил в Сяньян Сян Юя, который в январе 206 до н. э., поражённый немыслимой роскошью, приказал сжечь дворец, а его войска разграбили Сяньян и перебили жителей циньской столицы.

Объезды страны
В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Поездки сопровождались интенсивным дорожным строительством, строительством дворцов и храмов для жертвоприношений.

Начиная с 220 года до н. э. император предпринял пять крупных инспекционных поездок сквозь всю страну, на расстояния тысячи километров. Его сопровождало несколько сот солдат и множество слуг. Чтобы дезориентировать недоброжелателей, он посылал по стране несколько разных повозок, а сам скрывался за занавеской, и даже солдаты не знали, едет ли с ними император или нет. Как правило, целью поездок было тихоокеанское побережье, к которому император первый раз приехал в 219 году до н. э.

Поиски бессмертия
Как можно понять из «Ши цзи» ханьского историка Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря (возможно, в Японию). Наиболее известны экспедиции 219 и 210 годов к острову Чжифу (Шаньдун), предпринятые Сюй Фу.

В 210 году императору сказали, что к чудесным островам бессмертных трудно добраться, так как их охраняют огромные рыбы. Император сам вышел в море и из лука убил огромную рыбу. Но ему стало плохо, и он был вынужден вернуться на материк. Оправиться от болезни император так и не смог и через некоторое время умер.

«Сожжение книг и погребение книжников»
Конфуцианские учёные видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю.

В 213 г. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей.

Растущее недовольство правлением
В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе обретения бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых.

Смерть
Умер он в 210 году до н. э. во время очередного объезда своих владений, после болезни во время морской экспедиции к острову Чжифу.

Смерть Цинь Шихуана наступила во время поездки по стране, в которой наследник Ху Хай его сопровождал вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы.

Перед смертью Цинь Шихуан послал письмо своему старшему сыну Фу Су с завещанием, оставляя ему империю и указанием встречать траурный кортеж. Чжао Гао, будучи начальником канцелярии, должен был поставить на письмо печать и отправить. Он задержал отправку письма, и письмо так и не дошло до адресата.

Когда Цинь Шихуан внезапно умер, Чжао Гао и Ли Сы около двух месяцев скрывали его смерть. Они поместили гроб с телом императора на повозку, носили еду и принимали письма императору, отвечая на них от его имени. Когда из-за большой жары тело стало разлагаться, они обложили повозку солёной рыбой, чтобы перебить запах. Они же подделали завещание императора, назначив наследником младшего сына Ху Хая, наставником которого он был. Они послали от имени Цинь Шихуана старшему сыну Фу Су и генералу Мэн Тяну приказание почётно покончить c собой. Генерал Мэн Тян был старшим братом Мэн И и охранял страну от хунну на северной границе, он обладал очень хорошей репутацией. Мэн И был также убит.

Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году всё его семейство было истреблено.

Гробница
Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.

Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследование продолжается до сих пор, причём место захоронения императора ещё ожидает вскрытия. Курган венчало некое пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться на небо.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников - например, правителей государства Шан (ок. 1300-1027 гг. до н. э.) - император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.

Комплекс гробницы Цинь Шихуана первым из китайских объектов был включен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Репутация
Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма, изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда, направленная против легистов.

В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная со слывущей терпимой династии Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре.

Фильмы и оперы о Цинь Шихуанди

  • В 1962 году был снят японский фильм «The Great Wall» (в оригинале яп. 秦・始皇帝, Shin shikōtei - «Цинь Шихуанди» в японском произношении). Роль императора сыграна Синтаро Кацу.
  • В 1986 году на гонконгском телеканале ATV был снят и показан 63-серийный сериал Emperor Qin Shi Huang/Rise of the Great Wall (один из крупнейших проектов канала) о молодости Ин Чжэна (будущего императора Цинь Шихуана) с Тони Лиу (англ.)русск. в главной роли.
  • В 1996 году в Гонконге Жу Сяовэнем /Zhou Xiaowen/ был снят фильм «Тень императора» с участием Гэ Ю.
  • По мотивам истории объединения Китая Чэнь Кайгэ в 1999 году снял фильм «Император и убийца», достаточно точно следующий канве «Ши цзи».
  • В 2002 году Чжан Имоу снял на эту тему самый дорогой фильм в истории китайского кино - «Герой».
  • В 2008 году роль Цинь Шихуана в голливудском блокбастере «Мумия: Гробница императора драконов» сыграл Джет Ли.
  • В 2006 году на сцене Метрополитен-оперы (Нью-Йорк) состоялась премьера оперы «Первый император» (композитор - Тань Дунь, режиссёр - Чжан Имоу). Партию императора спел Пласидо Доминго.
  • В 2012 году вышел южнокорейский сериал «Офисный планктон», переносящий события, происходившие во времена династии Цинь и ранней династии Хань, на современные реалии. Роль современного аналога императора Цинь Шихуана - президента компании «Чхонха» (переводится как Поднебесная) Чин Си Хвана - исполнил Ли Док Хва



Царство Цинь занимает особое место в истории Древнего Китая. Именно его правитель, уничтожив остальные царства периода Чжаньго (Борющихся царств, 453-221 гг. до н.э.), создал единое государственное образование, охватившее значительную часть территории современного Китая. Этим правителем был циньский ван по имени Чжэн, вошедший в историю как первый император империи Цинь - Цинь Шихуанди (прав. 221-210 гг. до н.э.).

Цинь Шихуанди, пожалуй, один из самых известных исторических деятелей в древнекитайской истории. Его имя можно поставить в ряд с именами Саргона Аккадского, Александра Македонского, Наполеона, Ленина, когда речь идёт о лидерах, сделавших в годы своего правления нечто такое, что потрясло до основания устои современных им обществ и коренным образом изменило жизнь не только их родного государства, но и многих соседей. Имена этих людей навсегда остаются в истории, потому что их деяния знаменуют завершение одной исторической эпохи и начало новой.

Каждое поколение стремится понять, почему эти лидеры смогли совершить свои грандиозные деяния - по причине своей гениальности или только потому что по стечению исторических обстоятельств вовремя оказались на вершине власти. Ещё большая тайна - их уход из жизни. Часто преждевременный, неурочный, он всегда порождает версии о том, была ли кончина вызвана естественными причинами или насилием. Это относится и к Цинь Шихуанди.

В сочинении жившего на рубеже 2 и 1 веков до н.э. историка Сыма Цяня Ши цзи («Исторические записки») сообщается, что император умер в 210г во время очередной поездки по стране. Кончина настигла государя внезапно и в самый неподходящий момент. Есть основания думать, что умер он не своей смертью. Подозрения историков падают на не очень высокопоставленного, но влиятельного чиновника из управления императорских конюшен тайпу начальника выезда императора чэфулин по имени Чжао Гао . Чжао Гао был очень близок к одному из двадцати сыновей императора, его любимцу, Ху Хаю , которого он в скором будущем вопреки воли отца возведет на престол. Видимо, Чжао Гао вошел в доверие и к самому императору, раз он доверил ему любимого сына. Сыма Цянь как бы подталкивает к мысли о том, что Чжао Гао заранее планировал покушение. Дальнейшие поступки Чжао Гао, его победа в борьбе за власть, покажут, что он вполне мог пойти на это.

Если принять гипотезу о том, что именно Чжао Гао спланировал убийство императора, то надо признать, что он выбрал для этого самое удобное время - император был далеко за пределами столицы. Если император умер своей смертью, то опять же мы должны признать, что Чжао Гао великолепно сумел воспользоваться ситуацией. При дворе у него было много союзников.

Оформление нового Цинь как общекитайского государства ещё только началось, и для продолжения преобразований нужны были воля и его решимость императора. Но и знать, и народ устали от проходивших глобальных перемен. Как часто бывает, многие стали считать, что без этого беспокойного правителя они сразу заживут хорошо и спокойно, а может быть, вернутся прежние порядки. Никто не ведал, что скоро разразятся войны, которые на протяжении почти десяти лет будут потрясать Поднебесную: её просоводческий север, долину Хуанхэ, и её рисоводческий юг, долину Янцзы.

Не стало императора, но в Восточной Азии появился исторический прецедент: стало ясно, что создание единого государства возможно, а путь назад, к отдельным политическим образованиям периода Борющихся царств исторически обречён. Новое государство Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.) формировалось уже на основе циньского опыта, постепенно в течение нескольких десятилетий.

К девятому месяцу 210 г. процессия с телом императора возвратилась в столицу. Цинь Шихуан хотел видеть преемником своего старшего сына Фу Су, но по воле Чжао Гао на престол был посажен один из младших сыновей императора - Ху Хай, который и стал править с титулом Эрши хуанди (210-207 гг. до н.э.).

Удивляет, с какой легкостью двор и столичная бюрократия пошли на это. Расчёт заговорщиков оправдался: ведь Фу Су часто спорил с отцом и находился, казалось бы, в опале, Ху Хай же был любимцем отца, сопровождал его в императорском объезде и мог казаться преемником. Он устраивал большинство придворных.

Так началась новая эпоха. Империя Цинь ещё существовала, но она уже была обречена.

Находки у горы Лишань

Император Цинь Шихуанди был похоронен в том же девятом месяце 210 г. в гробнице у горы Лишань.

Усыпальницу императора начали сооружать в 246 г. до н.э., то есть задолго до рождения империи. Строительство длилось 36 лет, до самой кончины императора и, по всей видимости, не прекратилось после его смерти. Только после падения империи в 206 г. до н.э. работы были остановлены.

В Ши цзи сказано, что в строительстве в общей сложности было задействовано около 700 тысяч человек. Работников доставляли из различных, в том числе и самых отдаленных, районов империи. Кроме того, здесь постоянно работали осужденные преступники.

Сыма Цянь, живший на сто лет позже этих событий, оставил описание усыпальницы, достоверность которого вызывает некоторые сомнения: ведь историк пользовался источниками, вероятно, литературного происхождения, а не документально-исторического. Вот что он писал: «Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезённые и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, [установленные там], они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причём ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром рыб жэньюй в расчете, что огонь долго не потухнет»

Устроители траурного сооружения постарались сделать всё, чтобы обезопасить гробницу от разграбления, и это им удалось. Тот же Сыма Цянь пишет: «Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие [ценности], знают всё и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась, и всё было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы» (перевод Р.В.Вяткина).

Погребальный комплекс расположен у северного подножия горы Лишань в 35 км. к востоку от административного центра провинции Шэньси г. Сиань. Общая площадь 56, 25 кв. м. Он включает прежде всего усыпальницу императора, мавзолей с терракотовой армией. В округе также были обнаружены и другие объекты, которые следует упомянуть: это своего рода маленький «зоопарк» с фигурками редких животных и обслуживающего персонажа, конюшня, гробницы детей императора, массовые захоронения строителей комплекса, две колесницы. Совсем недавно в 1998 г. было раскопано место складирования доспех и шлемов, в другом месте были найдены фигурки 12 акробатов и бронзовый трипод, а в 2000 г. были найдены фигуры гражданских чиновников низкого ранга.

В ходе археологических изысканий было установлено, что сама усыпальница находится внутри высокого кургана, который в плане представляет собой квадрат со сторонами 345 на 350 м. Вокруг усыпальницы шли два вала - внутренний и внешний. По каким-то причинам ее раскопки не проводились до настоящего времени. Хочется верить, что только потому, что ученые не были уверены в том, что обеспечат сохранность находок, которые могут разрушиться на воздухе. Иными словами, кроме тех, кто проводил исследования - кстати, в конце печально известной «Культурной революции», - и ряда высших государственных чиновников КНР пока никто не знает, существует ли усыпальница первого императора на самом деле и как она выглядит. Но уже того, что обнаружили археологи, было достаточно, чтобы понять, что речь идёт об открытии мирового значения.

В боевом строю

Дата открытия «терракотовой армии» известна точно. 29 марта 1974 г. крестьяне из деревни Си-ян, копавшие колодец, наткнулись на фрагменты терракотовой скульптуры древнего воина. Уже в 1975 г. году здесь был создан музей, а в 1976 г. начались интенсивные раскопки, в результате которых было обнаружено четыре подземных сооружения, каждое из которых представляет собой прямоугольную камеру.

Опишем одну из них. Камера третьего сектора находилась на глубине около 5 метров, расстояние от пола до потолочного перекрытия составляло 3,2 метра. Пол выложен кирпичом, достаточно хорошо сохранившимся. Несущие конструкции стен и потолка выполнены из дерева. Чтобы предотвратить попадание воды во внутреннее помещение, стены и потолок были дополнительно покрыты слоем глины. Кое-где глина обвалилась, но в целом она сыграла защитную роль, что и обеспечило сравнительно хорошую сохранность многих скульптур.

Общее число изваянных скульптур, вероятнее всего, близко к 8 тысячам, но пока выявлено 6 тысяч воинов и около 90 лошадей. Реставрационные работы постоянно продолжаются, по данным на начало 2000-х гг. было восстановлено 1225 изображений воинов и 88 лошадей. Воины располагались в порядке, соответствующем военному построению циньской армии. Рост их варьируется от 175 до 196 см., поэтому можно предположить, что это не армия как таковая, а «гвардия» (кроме того, заметны некоторые нарочитые преувеличения, сделанные скульпторами).

Обычай сопровождать погребения знати фигурками существовал и до Цинь Шихуана, по крайней мере, с 384 г., когда циньский Сянь-гун (384-362 гг. до н.э.) запретил приносить в жертву людей для сопровождения умерших, но воссоздание целой армии - пока единственный известный случай в древнекитайской истории. Воины изображены во весь рост, в боевом облачении, их прически и черты лица столь индивидуальны, что учёные увидели в них портретные изображения. Можно разглядеть морщины на лбу генерала и улыбку на лице молодого воина. Заметим, что портретные изображения не были характерны для традиций населения Средней Хуанхэ (предков совр. народа хань - государствообразующего этноса КНР). Это говорит о том, что жители расположенного в долине р. Вэйхэ, западного притока Хуанхэ, царства Цинь, принадлежали к иной религиозной культуре.

Антропометрические замеры позволили сделать некоторые заключения об этническом составе армии Цинь Шихуана. Соответствующий анализ был выполнен известным этнографом и антропологом профессором Н.Н.Чебоксаровым на материале 22 изображений. Его результаты изложены в книге «Древние китайцы в эпоху централизованных империй». По мнению Н.Н.Чебоксарова, многие из представленных воинов принадлежат к восточно-азиатской расе тихоокеанских монголоидов: имеют не очень широкое, но высокое лицо с сильно выступающими скулами, косое расположение осей глазных щелей, наклоненных к переносью, наличие эпикантуса - так называемой «монгольской складки» у внутреннего угла глаза. Ряд признаков (широкий нос с низкой переносицей, утолщённые губы, специфическая форма носовых отверстий) указывает на связь популяции циньцев с южными монголоидами. Наличие более густого, чем у монголоидов, третичного волосяного покрова (усы, борода) позволяет высказать предположение о примеси европеоидного элемента. Это обусловлено возможными связями степняков-циньцев с народами Южной Сибири и Центральной Азии. Иными словами, среди циньских воинов было много степняков, которые уже впоследствии влились в состав ханьского этноса. Действительно, в 2006 г. ученые из Шанхайского университета Фудань провели анализ ДНК 50 строителей гробницы и обнаружили, что среди них были и европеоиды.

Рассказ о «терракотовой армии» удобнее всего вести, как бы посещая эти сектора один за другим. Надо сказать, что раскопаны они еще не полностью и степень сохранности фигур в каждом из них разная. Некоторые уже восстановлены, некоторые не смогут быть восстановлены никогда. Важно, что ученые реконструировали то, как изначально выглядели их боевые построения.

Первый сектор, ориентированный с востока на запад, он самый большой - 230 м. в длину и 62 м. в ширину. Установлено, что пехотинцы и персонал колесниц были построены в боевой порядок лицом на восток. Пехотинцы были размещены по периметру в передней и задней линиях в три ряда, в каждой из которых по 68 лучников и арбалетчиков. На флангах пехотинцы выстроены в две колоны. В девяти внутренних колоннах стояли воины, вооруженные клевцами, копьями и мечами. Одни из них одеты в военные халаты, на других доспехи. В 1, 2 4, 6, 8, 9 колоннах между рядами солдат на одной линии было расположено по пять боевых колесниц. Каждую колесницу, запряжённую четырьмя лошадьми, обслуживали возница и два воина.

Здесь было восстановлено 1087 воинов, 32 лошади и 8 боевых колесниц. Предполагается, что всего здесь может находиться до 6 тысяч воинов, 160 лошадей и 40 колесниц.

Второй сектор был открыт в 20 метрах к северо-востоку от первого. Конфигурацией он напоминает букву «L». Здесь солдаты были построены по родам войск: лучники, колесницы и кавалеристы, ведущие своих лошадей. Всего здесь ожидается найти изображения 900 воинов, 89 колесниц, 356 лошадей, запряжённых в колесницы, и 116 осёдланных кавалеристских коней. Установлено, что на левом фланге в авангарде было 160 лучников, опустившихся на одно колено, и 172 стоящих в полный рост. За ними в три колоны были размещены 108 кавалеристов, стоящих перед своими оседланными боевыми лошадьми, здесь же было 6 колесниц. Справа от них еще три колоны по 6 колесниц, еще правее 8 колон с 8 колесницами в каждой. Между ними разное число солдат. В настоящее время этот сектор раскопан частично в 16 различных местах, степень сохранности материала не очень хорошая, фигуры многих воинов либо обезглавлены, либо разбиты на части.

Третий сектор хотя и невелик по размерам, но очень важен: ведь именно здесь расположен командный состав армии императора Цинь Шихуана. Конфигурацией он напоминает подкову. Установлено, что здесь находилось 68 человеческих фигур, а в центре была расположена расписанная и покрытая лаком колесница, запряжённая четвёркой лошадей. Эту колесницу охранял эскорт из четырёх воинов. В настоящий момент выделены фрагменты 64 фигур все, кроме 5-6 неполные или плохой степени сохранности. Также обнаружено бронзовое оружие и, как ни странно, фрагменты оленьих рогов и кости животных. Эти находки, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что здесь проводился обряд жертвоприношения.

Раскопки 1995 г. показали, что четвёртый сектор, расположенный между тремя найденными ранее, совершенно пуст. Он мало отличался от трёх предыдущих: ширина 48 метров, длина - 96, глубина - 4,8. Это обстоятельство породило множество гипотез и дискуссий. Ведь войска в первом и втором секторах образуют левый и правый фланги армии, и логично предположить, что в четвёртом секторе должны были находиться силы центра, а их почему-то нет. Наиболее вероятная версия такова: поскольку император умер неожиданно, изготовить эту часть войска просто не успели.

Терракотовые воины

Фигуры воинов выполнены из обожжённой глины. Первоначально они были раскрашены в разные цвета, археологам удалось обнаружить следы краски зелёного, красного, фиолетового, синего и белого цвета, а лица были покрыты слоем краски телесного цвета. Вес каждой фигуры - варьирует от 150 до 300 кг. Они изготавливались по частям, что говорит о массовом характере производства и существовании больших мастерских. Интересно, что туловища, головы и руки внутри пусты, а ноги нет. Головы изготавливались отдельно, из двух половин, которые затем склеивались, после чего к ним присоединялись специально вылепленные уши, нос, волосы. Выражения глаз и линии рта должны были отражать характер человека, поэтому ряд ученых считают, что многие изображения сделаны с натуры. Готовую скульптуру высушивали, после чего помещали в печь, где температура доходила до 950-1050 градусов. Замечательно, что нам известны имена 80 мастеров, изготовивших эти изображения, поскольку они были надписаны, на одежде, обуви или оружии воинов.

Воины, принадлежащие к различным родам войск, отличаются причёсками, головными уборами, одеждой, вооружением и обувью. Они смотрят прямо перед собой, имеют стройную осанку, а некоторые пехотинцы изображены в боевой стойке. Выражение лиц сосредоточенное, напряжённое. Характер построения, вооружение и экипировка, а также боевой дух солдат и офицеров свидетельствуют о высоком уровне военного строительства в циньской империи.

Фигуры военачальников и командиров самые высокие (до 196 см). Их одеяния довольно изысканны, а одухотворённые лица выдают представителей высших слоёв общества, в том время как у рядовых воинов и обмундирование победнее, и лица грубее, что говорит об их принадлежности к простому народу.

Высшие военачальники носили особый головной убор с двумя «ушками», их шея, грудь, плечи и спину украшали нарядные банты. Одеяния у них несколько длиннее, чем у других воинов, они спускаются ниже колен. Поверх их они носили доспехи из кожи и войлока, защищающие плечи и грудь, а ниже пояса закреплялся известный с далекой древности V -образный защитный «фартук», покрытый узором, напоминающим рыбью чешую.

Одежда офицеров среднего ранга несколько отличалась и варьировалась в зависимости от рода войск. В целом, на более короткий военный халат был надет доспех, который защищал грудь, живот, пах, а также плечевую часть рук.

Лучники, стоящие в полный рост, облачены в обычные военные одеяния и не имеют доспехов. Размещенные впереди строя, опустившиеся на колено стрелки, высота которых составляет 1,2 м, наоборот, защищены мощными латами.

Пехотинцы облачены в военные халаты. Одни без оружия, другие держат копья.

Возницы поверх халатов также имели доспехи. У некоторых сжимающие поводья кисти рук прикрыты специальными пластинами. Их позы передают движение, обе их руки вытянуты вперёд. Конечно, ни поводья, ни деревянные детали колесниц не сохранились. Зато кони с большими настороженными глазами и мощной мускулатурой выглядят как живые. Их грива аккуратно пострижена, а челка заботлива расчесана с пробором посередине.

Почти все воины носили усы, а некоторые генералы и бороду. Волосы у всех тщательно убраны в стандартную для рода войск сложную причёску.

Оружие, которым вооружены терракотовые воины, по мнению специалистов, соответствует настоящему оружию того времени. Его можно разделить на три группы: кинжалы и мечи; пики и клевцы; луки и арбалеты. Всего было найдено около. 10 тысяч предметов вооружения, в том числе спусковые крючки для арбалетов, металлические стрелы и наконечники копий и 17 бронзовых мечей. Самый большой меч длиной почти в метр, а самый короткий - 81 см. Особое внимание археологов привлёк меч, длина которого составляет 90 см, а ширина не превышает ширину ивового листа. Более узкий и длинный по сравнению с большинством известных аналогов данного периода, он давал воину известное преимущество в бою. Удивительно, что меч остался острым, что объясняется наличием на его лезвии покрытия из оксида хрома.

Спутники императора

Вокруг погребения Цинь Шихуанди было устроено несколько других захоронений, как бы сопутствующих главному. Прежде всего, следует назвать 17 погребений, принадлежавших, по-видимому, сыновьям и дочерям императора, убитым после его смерти. В них найдены золотые, серебряные, бронзовые, железные, яшмовые и другие изделия.

К востоку от гробницы была открыта своего рода конюшня, где находились скелеты лошадей и керамические фигуры конюхов. Лошадей, судя по всему, закапывали в землю живыми, лишь некоторые из них были предварительно убиты и помещены в деревянные колоды. Рядом с фигурами людей лежат их орудия труда.

В августе 1978 г. в результате пробного шурфования к западу от места расположения «терракотовой армии» археологи обнаружили орнаментированный золотом фрагмент некоего изделия. Через два года, в декабре 1980 г., были раскопаны две колесницы, каждая из которых имела два колеса со спицами и была запряжена четвёркой лошадей. Вместе с ними была обнаружена одна из самых древних на территории Китая конских збруй. Колесницы значительно повреждены. Они были выполнены не в натуральную величину, а представляли собой уменьшенные вполовину против оригинала копии. Предполагается, что это остатки подлинных колесниц, использовавшихся императором во время инспекционных поездок по стране.

В результате кропотливой работы археологам и реставраторам удалось буквально по кусочкам их восстановить.

Впереди располагалась открытая колесница, получившей название гао чэ, она, по мнению исследователей, применялась для военных целей, например, в качестве боевого сопровождения. Над повозкой установлен довольно высокий раскладной зонт, что давало вознице возможность управлять стоя и иметь более широкий обзор. Возница стоит за стенкой, которая закрывает всю нижнюю часть тела. К щиту с передней части под левую руку возницы прикреплен арбалет, а слева у левой стенки колесницы - футляр для стрел. За спиной у возницы бронзовый меч. У него также был щит расписанный, по всей видимости, узорами южного царства Чу, для которых характерна округлость линий. Элементы чуской символики угадываются и на некоторых частях конской упряжи и съемных фрагментах стойки зонта.

Вторая колесница, получившая название ань чэ, закрыта. Она была изготовлена из 3462 золотых, бронзовых и серебряных деталей и представляла собой повозку с двумя зарешёченными окнами и входной дверью с задней стороны. Вес её превышал 1200 кг. Покатая куполообразная крыша, выполненная из тонкого бронзового листа, опиралась на 36 стоек, что, как замечено, соответствует числу округов империи Цинь. Крыша защищала от непогоды не только пассажира, но и возницу. Внутренняя отделка колесницы была довольно роскошной. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей, изображающих облака, драконов, фениксов. Остатки шёлковой ткани дают основание предположить, что стенки повозки обшивались шёлком, а подушки делали дальние путешествия менее утомительными.

Поражает искусная техника изготовления уздечек и поводьев: они собраны из бронзовых цилиндриков длиной 1 см.

В 1998 г. в 200 метрах к юго-востоку от императорской усыпальницы археологи обнаружили останки более ста человек из числа тех, кто участвовал в строительстве погребального комплекса. Там же находился и погребальный инвентарь: лопаты, заступы, тесла, клинья. Работы продолжаются и ученые ожидают новые интересные открытия.

***
Погребальный комплекс Цинь Шихуана прекрасно иллюстрирует тот факт, что сам император, как и его подданные степняки-циньцы, идеально соответствовали задаче завоевания и насильственного объедения земледельческих этносов Восточной Азии в новое единое государство. Его мощной отлично оснащенной и дисциплинированной армии противостоять было невозможно.

Тем не менее, как показала история, Цинь Шихуанди был блестящим военным и дипломатом, но оказался неготовым к управлению государством нового типа в мирное время. Он смело вел в бой огромные армии, но не мог удержать под своим контролем разросшийся бюрократический аппарат. Он безошибочно подбирал талантливых полководцев, но оказался неспособным находить столь же талантливых и преданных администраторов и высших чиновников. Именно эти военачальники (Чжан Хань и его подчиненные Ван Ли, Шэ Цзянь и др.) встали на защиту Цинь после того как политика всесильного временщика Чжао Гао привела к развалу империи и, не имея надежной поддержки в тылу, доблестно сражались, прекрасно понимая свою обреченность. Хочется думать, что среди полководцев, офицеров и солдат «терракотовой армии» есть и эти доблестные воины.

ЦИНЬ ШИХУАНДИ (настоящее имя Ин Чжен) (259-210 годы до н. э.), правитель (246-221) царства Цинь, император Китая с 221 года.

Первоначально Ин Чжен был правителем небольшого царства Цинь. Взойдя на престол в 246 до н. э. и победив своих соперников, он совершил завоевательные походы в соседние государства, нанес им сокрушительное поражение и объединил большие территории в единую империю, приняв титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь». Он сразу же установил жесткую, централизованную систему управления страной: поделил ее на округа, границы которых не совпадали с границами покоренных царств, и назначил своих наместников. Был противником конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная литература и казнены 460 ученых), сторонником школы фацзя.

На территории всей империи он ввел единую систему мер и весов, единую монету, единую письменность. Сопротивление центральной власти подавлялось крайне жестоко, с применением самых страшных видов смертной казни. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в государственных рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

Установив деспотическую власть в империи, Цинь Шихуанди повел решительную войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Стена была создана подневольным трудом рабов и переселенцев, насильственно согнанных на север из других областей страны. Непосильное угнетение народа в правление Цинь Шихуанди привело к восстаниям, которые после его смерти в 210 году до н. э. переросли в народную войну. Война завершилась захватом столицы и падением империи в 207 году до н. э.

Цинь Шихуанди, как описывают позднейшие историки, был одержим идеей личного бессмертия. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Китайскими археологами была найдена и раскопана гробница Цинь Шихуанди, представляющая собой грандиозное подземное сооружение. Императора сопровождала в иной мир целая «армия» - 6 тыс. глиняных солдат, вылепленных в рост человека и построенных в боевом порядке.

Правитель (246–221) царства Цинь, император (с 221 года) Китая. Создал единую централизованную империю Цинь (221–207). Противник конфуцианства (по его указанию сожжена гуманитарная литература и казнены 400 ученых), сторонник школы фацзя.

Период Чжаньго, или Борющихся царств (453–221), предшествующий созданию на территории Китая единой империи, - одна из сложных и малоизученных страниц в истории Китая. В то время территория страны была разделена на ряд самостоятельных царств.

В 246 году после смерти царя Чжуан Сян-вана на престол царства Цинь вступил его сын Ин Чжэн, известный в истории под именем Цинь Ши Хуанди. К середине III века до Р. X. царство Цинь занимало довольно обширную территорию. Судя по сообщению древнекитайского историка Сыма Цяня, циньцы присоединили к своим владениям территории, захваченные у царств Хань, Вэй, Чжао, Чу и государств Ба и Шу.

Присоединение богатых земледельческих районов с развитым ремесленным производством (например, север Сычуани с ее крупными железоплавильными мастерскими) усилило экономическую и военную мощь циньского царства. Ко времени вступления на престол Ин Чжэну было всего лишь тринадцать лет и до его совершеннолетия государством фактически управлял первый советник царя Люй Бу-вэй - крупный торговец родом из царства Вэй. Воцарение Ин Чжэна на первых порах не привело ни к каким изменениям ни во внутренней, ни во внешней политике. Как и прежде, острие внешней политики было направлено на захват чужих территорий.

Взрослея, настойчивый и своенравный Ин Чжэн стремился к сосредоточению в своих руках всей полноты власти и, судя по всему, отнюдь не собирался идти на поводу у своего первого советника. Обряд посвящения в совершеннолетие должен был состояться в 238 году, когда Ин Чжэну исполнялось двадцать два года. Имеющийся исторический материал свидетельствует о том, что Люй Бу-вэй в 239 году пытался сместить неугодного ему правителя. Еще за несколько лет до этого он приблизил к матери Ин Чжэна одного из своих надежных помощников, Лао Ая, пожаловав ему почетный титул. Лао Аи очень скоро добился расположения вдовствующей царицы и стал пользоваться неограниченной властью.

В 238 году Лао Аи похитил царскую печать вдовствующей царицы и вместе с группой своих приверженцев, мобилизовав часть правительственных войск, пытался захватить дворец Цинянь, где в то время находился Ин Чжэн. Однако юному царю удалось раскрыть этот заговор - Лао Аи и девятнадцать крупных чиновников, руководители заговора, были казнены вместе со всеми членами своих родов; свыше четырех тысяч семей, замешанных в заговоре, были лишены рангов и сосланы в далекую Сычуань.

Все воины, участвовавшие в подавлении мятежа Лао Ая, были повышены на один ранг. В 237 году Ин Чжэн отстранил от должности организатора заговора Люй Бу-вэя.

Продолжавшиеся аресты и пытки участников мятежа, по-видимому, тревожили бывшего первого советника. Страшась дальнейших разоблачений и надвигавшейся казни, Люй Бу-вэй в 234 году окончил жизнь самоубийством. Жестоко расправившись с мятежниками и наведя порядок внутри царства, Ин Чжэн приступил к внешним завоеваниям. В это время большую роль при Чиньском дворе начинает играть Ли Сы, выходец из царства Чу. Он принимает участие в разработке внешних и внутренних мероприятий, проводимых Ин Чжэном.

В 230 году по совету Ли Сы Ин Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили ханьские войска, захватили в плен ханьского царя Ань Вана и заняли всю территорию царства, превратив ее в циньский округ. Это было первое царство, завоеванное Цинь. В последующие годы циньская армия захватила царства Чжао, Вэй, Янь, Ци. К 221 году царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая империя с централизованной властью.

Одержав блестящую победу, Ин Чжэн все же понимал, что одной военной силы недостаточно для того, чтобы прочно удержать в своих руках территорию, население которой в три с лишним раза превышало число жителей царства Цинь. Поэтому сразу же после завершения военных действий он провел серию мероприятий, направленных на укрепление завоеванных позиций. Прежде всего Ин Чжэн обнародовал указ, в котором перечислил все грехи шести царей, якобы «творивших смуту» и препятствовавших водворению мира в Поднебесной. Ин Чжэн заявил, что в гибели шести царств повинны в первую очередь их правители, которые пытались уничтожить Цинь. Издание подобного указа было необходимо для морального оправдания как самого завоевания, так и тех жестоких методов, при помощи которых оно совершалось. Вторым шагом к упрочению верховной власти Цинь над всей завоеванной территорией являлось принятие Ин Чжэном нового, более высокого титула, нежели царский титул. Судя по сообщению древнекитайского историка Сыма Цяня, Ин Чжэн решил принять титул ди - императора и предложил своим приближенным обсудить его выбор. После длительного обсуждения Ин Чжэн принял титул хуанди - высочайшего императора.

Принимая титул хуанди, Ин Чжэн стремился подчеркнуть божественный характер своей власти. В официальный язык был введен ряд новых терминов, отражавших величие правителя: отныне император стал называть себя Чжэн, что соответствует русскому «Мы», употреблявшемуся в императорских указах. Личные распоряжения императора назывались чжи, а его приказы по всей Поднебесной - чжао.

Поскольку Ин Чжэн являлся первым императором циньской династии, то он приказал называть себя Ши Хуанди - Первым высочайшим императором.

Определенная часть наследственной аристократии царства Цинь, циньс-кое чиновничество и члены правящего дома - все они в той или иной степени принимали участие в завоевании шести царств и, следовательно, надеялись на получение каких-то реальных выгод. Но Цинь Ши Хуанди последовал совету Ли Сы, занимавшего в то время довольно незначительный пост, - он был всего лишь главой судебного ведомства, да и к тому же человеком, пришедшим в Цинь из другого царства.

Опасаясь междуусобных войн, император отказался предоставлять самостоятельные земельные владения своим сыновьям, мотивируя это заботой о сохранении мира в Поднебесной. Тем самым он укрепил свою личную власть.

В 221 году Цинь Ши Хуанди приступил к созданию имперских органов власти.

Совершенно естественно, что, став императором, он ввел на территории всей страны с некоторой модификацией систему управления, существовавшую в царстве Цинь. Государственный аппарат циньской империи возглавлял сам император, имевший неограниченную власть. Ближайшими помощниками Цинь Ши Хуанди были два первых советника (чэнсяна). В их функции входило осуществление всех указаний императора и руководствоработой административных органов страны. Чэнсяны, сообщает Бань Гу, помогали сыну неба (императору) управлять всеми делами. В ведении чэнсянов находился целый штат чиновников типа шичжун и шаншу, которые помогали первым советникам в их повседневной работе.

Государственный аппарат циньской империи разделялся на органы центрального и местного управления.

Цинь Ши Хуанди был фактически неограниченным главой государства с деспотической властью. В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, административной, исполнительной и высшей судебной власти. Роль чиновничьего аппарата, разросшегося при Цинь Ши Хуанди и находившегося в полной зависимости от главы государства, была сведена к чисто исполнительным функциям. Циньская государственная машина оказалась столь приспособленной к нуждам империи, что она, по свидетельству источников, была «без всяких изменений перенесена в Хань».

Экономическое благополучие огромной армии чиновников зависело от одного лица - императора. Он был вправе лишить должности любого чиновника, начиная с чэнсяна. Однако, несмотря на деспотический характер власти, в империи Цинь сохранились и активно функционировали на местах органы общинного самоуправления.

Особенно бурное развитие в период империи получило строительное дело. Еще во время войны за объединение страны Цинь Ши Хуанди издал указ о сооружении вблизи Сяньяна дворцов по образцу лучших дворцов захваченных им царств. По подсчетам Сыма Цяня, в империи насчитывалось всего свыше семисот дворцов, 300 из них находились на территории бывшего царства Цинь. Самым крупным дворцом являлся дворец Эфангун, воздвигнутый Цинь Ши Хуанди недалеко от столицы империи, на южном берегу реки Вэй-хэ. Это целый ансамбль зданий, соединенных системой крытых галерей и навесных мостов. Весьма любопытно, что общая композиция зданий воссоздавала расположение звезд на небосводе.

Цинь Ши Хуанди провел ряд крупных общегосударственных преобразований, направленных на укрепление экономического, политическото и культурного единства страны.

Успешное управление только что объединенными районами, где господствовали свои, местные обычаи и законы, присущие только данному царству, было невозможно без введения единого для всех общеимперского законодательства. С разрешения этого ключевого вопроса и начал свои преобразования Цинь Ши Хуанди. В 221 году он издал приказ о ликвидации всех законов шести царств и ввел новое законодательство, единое для всей империи.

Все население империи, начиная от простого земледельца и кончая высокопоставленным государственным чиновником, было обязано беспрекословно выполнять распоряжения императора и руководствоваться в своих действиях государственным законодательством; малейшее отклонение от нормы или нарушение какого-либо пункта законов каралось по всем правилам уголовного законодательства.

В Китае активно действовала поручительская система, согласно которой в случае совершения преступления все лица, связанные взаимной порукой с «преступником», а именно: отец, мать, жена, дети, старшие и младшие братья, т е. все члены семьи, превращались в государственных рабов.

Цинь Ши Хуанди придавал очень большое значение установлению нового поручительского объединения, являвшегося одними из основных пунктов введенного им единого законодательства циньской империи. Отнюдь не случайно в тексте Ланъятайской стелы среди многочисленных заслуг Цинь Ши Хуанди отмечалось, что император установил систему «…взаимного поручительства шести родных и благодаря этому в стране не стало преступлений (преступников) и разбоев».

В период империи Цинь поручительская система ответственности распространялась, по-видимому, главным образом на простой люд и в первую очередь на земледельцев.

В 213 году в связи с обострением обстановки внутри страны и усилением недовольства со стороны отдельных слоев чиновничества Цинь Ши Хуанди ввел новый закон, согласно которому наказанию наравне с преступником должен подвергаться также чиновник, знавший о преступлении, но не сообщивший о нем. Издавая подобный указ, Цинь Ши Хуанди стремился обезопасить себя от возможных заговоров и открытых выступлений чиновничества против императорской власти.

К смертной казни как высшей мере наказания приговаривали чаше всего за антигосударственные поступки. Существовало несколько видов смертной казни (в зависимости от социальной принадлежности преступника и тяжести его вины). Так называемая почетная казнь, когда император «жаловал смерть», посылая обвиняемому меч и приказывая ему покончить жизнь самоубийством у себя дома, распространялась только на членов правившего рода и наиболее высокопоставленных чиновников. Обычно же применялись следующие виды смертной казни.

Исаньцзу - уничтожение трех родов преступника: рода отца, матери и жены; цзу - уничтожение рода преступника. В период империи к этой мере наказания присуждали тех, кто хранил у себя дома запрещенную литературу конфуцианского толка или высказывал критические замечания в адрес императора и проводимых им политических мероприятий Чэле - четвертование. Руки и ноги осужденного привязывали к четырем различным колесницам, запряженным быками, затем по команде пускали быков вскачь и разрывали тело на части. Этот метод казни, существовавший в царстве Цянь в период Чжаньго, был довольно широко распространен также во времена правления Цинь Шихуана и Эр Ши Хуанди.

Среди других видов смерти есть такие: разрубание пополам; разрубание на части; обезглавливание после казни; выставление головы на шесте в людных местах, обычно на базарной площади города; душение; закапывание живьем; варка в большом котле; выламывание ребер; пробивание темени острым предметом.

Часто казнь проходила совершались публично. Очевидно, император стремился этим устрашить народ и в какой-то степени обезопасить себя от возможных антиправительственных выступлений.

Помимо смертной казни, в империи Цинь имелись и другие меры наказаний. Широкое распространение получили каторжные работы. Часто осужденных, в числе которых наряду с мужчинами были и женщины, посылали на строительство Великой китайской стены; им обривали головы или их клеймили. Для тех, кому обривали голову, срок ссылки длился пять лет, для клейменных же - четыре года. При этом женщины не принимали непосредственного участия в строительных работах.

Тысячи, десятки тысяч, а порой даже и сто тысяч трудились в различных районах страны на строительстве магистральных дорог, дворцов, гробницы, Великой китайской стены и других грандиозных сооружений циньской империи. Судя по сообщениям первоисточников, первые шесть лет существования империи (221–216) ушли на осуществление разнообразных реформ и грандиозных мероприятий, проводимых в пределах самой страны. В этот исторически весьма короткий и напряженный период все силы молодого государства были брошены на устройство внутренних дел и закрепление завоеванных позиций.

В 221 году Цинь Ши Хуанди издал приказ о конфискации оружия у всего населения страны, разоружив, таким образом, остатки разбитых армий шести царств. Все конфискованное оружие доставили в Сяньян и перелили на колокола и статуи. По сообщению Сыма Цяня, было отлито 12 человеческих фигур, каждая весом в 1000 дань, т. е. в 29 960 килограммов. В том же году Цинь Ши Хуанди осуществил еще одно, не менее грандиозное мероприятие - 120 000 семей наследственной аристократии, крупного чиновничества и купцов шести покоренных царств были насильственно переселены в Сяньян. Переселение это было, по-видимому, проведено силами возвращавшихся на родину регулярных частей циньской армии Некоторые из переселенных, в частности купцы, возобновили вскоре свою деловую активность в Сяньяне. Значительная часть купцов из числа переселенных семей, по-видимому, занималась ростовщичеством, ибо торговцев и купцов, связанных с процессом ремесленного производства (в Древнем Китае купец и хозяин ремесленной мастерской представлялись в одном лице), Цинь Шихуан, как правило, не трогал, а если и переселял, то только на льготных условиях в районы, богатые сырьем.

Применяя репрессивные меры в отношении чиновничества и наследственной аристократии шести царств, Цинь Ши-хуан в то же время относился с благосклонным вниманием к чиновничеству царства Цинь и командному составу циньской армии. На все руководящие должности местного административного аппарата, функционировавшего на территории бывших шести царств, назначали, по-видимому, только выходцев из царства Цинь. Таким образом, объединение страны принесло чиновничеству царства Цинь вполне осязаемые плоды и открыло богатые возможности для улучшения их положения.

В конце 220 года Цинь Ши Хуанди решил проверить, сколь успешно идет осуществление его мероприятий на местах. Он совершил поездку в западные районы страны, посетив округа Лунси и Бэйди. Первая поездка дала, по-видимому, положительные результаты - убедившись в благонадежности западных пограничных округов, Цинь Ши Хуанди решил приступить к более далеким и длительным путешествиям.

Нельзя забывать, что объединение шести царств проводилось отнюдь не мирными средствами: циньцы приходили в каждое царство с оружием в руках, и местное население встречало их отнюдь не дружелюбно. Императору необходимо было убедить широкие слои населения шести покоренных царств в правильности его политики. Зная горячее стремление народа к мирной жизни, он обещал им длительный мир. Во время инспекционной поездки по восточным районам страны в 218 году на императора было совершено покушение, но убийца промахнулся В течение десяти дней по всей Поднебесной проводились массовые поиски преступника, но ему удалось скрыться.

К активной внешней политике империя Цинь смогла приступить лишь после упрочения своего внутреннего положения, т. е. через шесть лет после объединения страны.

Военные действия циньской империи развертывались в основном в двух направлениях - северном и южном. Бои на севере против воинственных сюнну носили оборонительный характер и были направлены на возвращение утраченных территорий и укрепление северных границ империи. Военные же действия на юге имели совершенно иной - захватнический характер. Правящие круги империи Цинь - богатые рабовладельцы, циньская родовая аристократия, высшее чиновничество и крупные купцы были заинтересованы в более оживленном притоке предметов роскоши (перьев красочных птиц, слоновой кости и т п), которыми славился богатый юг. Но, видимо, не только это толкнуло Цинь Ши Хуанди на войну против своих южных соседей. Суть дела в том, что часть завоеванной территории переходила, по-видимому, в собственность императора. На новые земли переселялись общинники, как известно, на льготных условиях. Подобное освоение новых территорий увеличивало количество земель, находившихся в собственности императора, и способствовало укреплению деспотической власти в стране.

Стабилизация положения внутри страны позволила Цинь Ши Хуанди перейти от оборонительных действий к наступательным. К концу 214 года Цинь Ши Хуанди удалось восстановить северные границы Китая, существовавшие в период Чжаньго. В результате двухлетней войны с сюнну циньские войска отвоевали у последних огромную территорию протяженностью с севера на юг около 400 километров.

Для того чтобы обезопасить северные районы страны и вновь завоеванные территории от возможных нападений стремительной боевой конницы кочевых народностей, Цинь Ши Хуанди решил приступить к строительству грандиозного сооружения - оборонительной стены вдоль всей северной границы империи. Ее протяженность составила свыше 10 000 ли, отсюда и возникло название «Ваньли чанчэн» - «Стена длиной в 10 000 ли», или, как ее называют европейцы, Великая китайская стена. Широкое строительство стены началось в 215 году, когда на север прибыла 300-тысячная армия полководца Мэн Таня. Вместе с воинами над соружением стены трудились осужденные, государственные рабы и общинники, мобилизованные на государственные трудовые повинности.

Великая китайская стена надежно защищала северные границы империи, однако для мобильной переброски войсковых частей и соединений из центральных районов страны к северной границе в случае какой-либо опасности необходимо было иметь хорошие дороги, удобные для транспортировки войск. Поэтому в 212 году Цинь Ши Хуанди приказывает Мэн Тяню приступить к строительству магистральной дороги. Таким образом, сооружение Великой китайской стены, заселение пограничных территорий и строительство дорожной магистрали вплоть до самого Сяньяна превращали северо-западную часть страны в мощный единый комплекс, связанный с центром империи и являвшийся надежным препятствием на пути продвижения воинственных сюнну.

Объектом циньской экспансии на юге были многочисленные племена юэ, населявшие современные провинции Гуандун и Гуанси, а также государство Аулак (по-китайски - Аулаго), расположенное в северо-восточной части Индо-Китайского полуострова. Первые три года принесли определенные успехи - циньские войска продвинулись во всех пяти направлениях и даже убили Июй-суна - правителя Западного Аулака (Сиау).

Но циньцы не могли закрепить за собой всю завоеванную территорию. В 214 году племена юэ совместно с войсками государства Аулак в ночном сражении разгромили циньскую армию и убили полководца Ту Цзюя.

В том же 214 году Цинь Ши Хуанди провел еще одну мобилизацию. Вновь созданная армия была направлена на юг на помощь отступавшим циньским войскам. Получив подкрепление, циньские войска окончательно захватывают Намвьет и северо-восточную часть Аулака.

Активная внешняя политика циньской империи и грандиозные мероприятия, проводимые Цинь Ши Хуанди внутри страны, были невозможны без постоянного, все возраставшего притока новых людских сил и новых материальных средств. В последние годы империи, еще при жизни Цинь Ши Хуанди, поземельный налог возрос до 2/3 урожая общинника; увеличились и сроки трудовой и воинской повинности. Усилилось обращение земледельцев в государственных рабов, не остались в стороне и рабовладельцы-общинники - государство стало мобилизовывать на трудовые и воинские повинности частных рабов.

Население всеми силами старалось уклониться от несения повинностей. Люди скрывались от чиновников, убегали из селений. Были случаи, когда снимались с насиженных мест и уходили в горы, болотистые районы целые общины во главе с советом старейшин. Таким образом появилась целая категория людей, именуемых «буванжэнь» - «скрывающиеся люди».

Массовое бегство общинников, спасавшихся от уплаты чрезмерных налогов и несения повинностей, являлось одной из форм протеста против правившей династии. В этой обстановке активизировала свою деятельность и наследственная аристократия шести покоренных царств. Необходимо отметить, что объединение страны отнюдь не означало окончания борьбы. После образования империи борьба приняла иные формы: уцелевшие представители наследственной аристократии стали на путь террора. Однако несколько покушений провалились. Серия неудач толкнула, по-видимому, наследственную аристократию на поиски каких-то иных форм борьбы. В последние годы жизни Цинь Ши Хуанди борьба принимает идеологический характер. Конфуцианцы, идейные руководители наследственной аристократии и противники учения «фацзя» - государственной идеологии циньской империи, начинают проповедовать скорую гибель циньской династии, сеять среди населения недоверие к новым реформам и законоположениям, «подстрекая черноголовых к выступлению против ».

Уничтожение конфуцианских канонов являлось одним из методов идеологической борьбы «фацзя» с конфуцианцами. Если исходить из сообщения Сыма Цяня, была сожжена конфуцианская литература, хранившаяся в частных собраниях, экземпляры «Шицзина», так же как и сочинения различных мыслителей периода Чуньцю - Чжаньго, находившиеся в государственных библиотеках и книгохранилищах, остались в полной сохранности.

После событий 213 года власть Цинь Ши Хуанди принимала все более деспотический характер. Император уже не советовался со своими ближайшими помощниками и официальными государственными советниками (боши), сведя функции последних к слепому выполнению приказов свыше. Судя по сообщению Сыма Цяня, Цинь Ши Хуанди обладал большой работоспособностью, просматривал ежедневно не менее 30 килограммов различной документации и докладов. Отныне все более или менее значительные дела решались одним императором.

В последние годы жизни Цинь Ши Хуанди становится болезненно настороженным, не доверяя почти никому из своих ближайших помощников. Начиная с 212 года император, как правило, никогда не жил подолгу в одном дворце, а постоянно переезжал из одного места в другое, не уведомляя заранее никого из приближенных.

На территории в радиусе 200 километров от столицы в различных местах было специально выстроено 270 дворцов. В каждом из них все было готово для приема императора, вплоть до наложниц, чиновникам запрещалось самовольно переставлять вещи или менять обстановку в залах. Никто из населения империи, включая широкие круги чиновничества, не должен был знать о месте жительства Цинь Ши Хуанди. Тех же, кто даже невольно проговаривался, ожидала смертная казнь.

Подобное положение свидетельствовало о росте оппозиции внутри самой правящей группировки. Проверка, проведенная Цинь Ши Хуанди в 212 году, показала, что часть чиновников конфуцианского толка не только критиковала императора, но и подстрекала жителей столицы к прямому выступлению против него. В ходе допросов императорским чиновникам удалось выявить виновных; свыше 460 конфуцианцев были заживо закопаны, остальных сослали на охрану границ.

Летом 210 года Цинь Шин-Хуанди скончался в Шацю на территории современной провинции Шаньдун в 50-летнем возрасте, возвращаясь из своей очередной инспекционной поездки по восточным районам страны.

Первый император Китая — Цинь Шихаунди — знаковая фигура для китайцев. Он считается основателем существующего ныне государства.

Китай до 221 года, когда император объявил себя правителем всего Китая представлял из себя несколько царств,

Ин Чжэн (так было настоящее имя императора) стал правителем царства Цинь в 246 году до нашей эры в возрасте 13 лет. Достигнув совершеннолетия в 238 году Ин Чжэн полностью взял власть в свои руки.

С правлением Ин Чжэна связаны самые большие стройки в истории Китая и древнего мира. Одна из них — большой ирригационный канал, который в 246 году начал строить инженер Чжэн Го из царства Хань. Длина канала составляла 150 км. и строился он десять лет. В результате строительства количество пригодных для земледелия площадей увеличилось на 264,4 тысячи гектаров, что привело к невиданному экономическому подъёму Цинь.

Ин Чжэн вел успешные войны. Постепенно он захватил один за другим все шесть государств, на которые в то время делился Китай: в 230 г. до н. э. Хань, в 225 г. - Вэй, в 223 г.- Чу, в 222 г.- Чжао и Янь, а в 221 - Ци.

Таким образом он объединил весь Китай и в 221 году до нашей эры принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем.

Столицей империи стал Сяньян, неподалёку от современного Сианя.

Помимо реформ написания, денежной системы, создания дорог и прочего император начал грандиозные стройки, тяжесть которых легла на плечи миллионов простых людей.

Сразу после объявления себя императором Цинь Шихуанди начал строить свою гробницу.

Строительство гробницы началось в 247 г. до н. э. Для ее строительства были задействованы более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников. Цинь Шихуанди был похоронен в 210 г до н. э. вместе с ним было захоронено огромное количество драгоценностей и ремесленных изделий. Также с императором были заживо погребены 48 его наложниц.

Под землей была спрятана целая армия скульптур из глины, т.н.

Воины и лошади Терракотовой армии были сделаны в различных районах Китая.

Фигуры воинов являются настоящими произведениями искусства, выполнялись они в индивидуальном порядке. Каждая статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица.

Другой не менее значительной стройкой Цинь Шихуанди стала При строительстве ее использовались ранее существовавшие северные стены, которые укреплялись и соединялись между собой.

Строительство длилось 10 лет, количество рабочих достигало 300 тысяч. Ландшафт по которому шло строительство стены был сложным (горные цепи, ущелья) поэтому строительство было сопряжено со значительными трудностями.

Для строительства Великой китайской стены применялись каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли. При ведении Стены на востоке возводилась большая насыпь. В дальнейшем участки Стены стали облицовываться, для чего использовались камень и кирпич.

Император умер в 210 году во время очередного объезда своих владений.

Однако династия Цинь на нем же и закончилась. После смерти императора вспыхнуло восстание и всё его семейство было истреблено.

по материалам wikipedia

Китайская династия Цинь пребывала у власти всего полтора десятилетия. Однако именно ей, а прежде всего первому правителю этого имени - Цинь Шихуанди, было суждено войти в историю как объединителю разрозненных китайских царств в единую централизованную империю, заложившую основы социально-экономического и административно-политического развития Китая на многие столетия вперёд.

Предпосылки возникновения империи в древнем Китае

На протяжении пятого-третьего веков древние царства на территории Китая постоянно воевали друг с другом за первенство. В этих условиях будущее им могло обеспечить лишь объединение разрозненных образований в единую сильную державу, способную обеспечить защиту собственных границ от внешних врагов и захватывать на соседних территориях рабов и новые земли. В силу непрекращающейся вражды китайских княжеств подобное объединение можно было произвести только насильственным путём под эгидой сильнейшего из них, что в итоге и случилось.

Временной отрезок с 255 по 222 гг. до нашей эры вошёл в историю Китая как период Чжаньго - "борющихся (или сражающихся) царств". Самым сильным из них было княжество Цинь (территория современной провинции Шаньси). Его правитель, Ин Чжэн, взошёл на трон в возрасте двенадцати лет, однако весьма быстро проявил себя как сильный и жестокий властитель. До его совершеннолетия государством Цинь управлял Люй Бу-вэй, влиятельный торговец и придворный. Однако едва властителю Цинь исполнился двадцать один год, он немедля взял власть в собственные руки, безжалостно расправившись с Люй Бу-вэем, попытавшимся свергнуть его.

В результате многолетней борьбы к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось подчинить себе все "сражающиеся царства" одно за другим: Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Встав во главе огромной державы, Ин Чжэн принял новый титул для себя и своих потомков - "хуанди", что означало "император".

Цинь Шихуанди - первый император Китая

Империя Цинь простиралась на огромной территории - от Сычуани и Гуандуна до Южной Маньчжурии. Взойдя на престол под именем Цинь Шихуанди, "первый император династии Цинь", Ин Чжэн, в первую очередь уничтожил независимые государственные образования на подчинённых ему землях. Государство было разделено на тридцать шесть областей, каждая из которых являлась также и военным округом. Во главе каждой области поставил двух управителей - гражданского и военного.

Была жёстко ограничена власть аристократии. Прежние аристократические титулы были упразднены - теперь критерием знатности выступали уровень богатства и заслуги перед государством. Чиновники громоздкого государственного аппарата на местах теперь находились под контролем центральной администрации, этому способствовало введение института инспекторов для наблюдения за их деятельностью.

Цинь Шихуанди провёл ряд других реформ, которыми прославилась династия Цинь: он унифицировал денежную систему, ввёл единую систему веса, ёмкости и длины по всей стране, составил свод законов, установил единую для всей страны систему письменности.

Помимо этого, им было официально узаконено право свободной торговли землёй, что повлекло невиданное до сей поры обогащение знати наряду с массовым разорением свободных общинников. Значительное усиление налогового гнёта и рабочей повинности, а также новые чрезвычайно жёсткие законы, предусматривающие коллективную ответственность, привели к широкому распространению работорговли. Новая знать - богатые ремесленники, крупные ростовщики и торговцы - всячески поддерживала реформы, которые проводила династия Цинь, однако прежняя аристократия была ими исключительно недовольна. Конфуцианцы, выражавшие настроения последних, начали открыто критиковать деятельность правительства и предрекать империи скорую гибель. В результате по приказу Цинь Шихуанди конфуцианцы подверглись жесточайшим репрессиям.

Строительные мероприятия в империи Цинь

При правлении Цинь Шихуанди было проведено масштабное строительство сети ирригационных сооружений и дорог, охвативших всю страну. В 214-213 годах до нашей эры было начато возведение грандиознейшего фортификационного сооружения - Великой китайской стены - для защиты северных рубежей империи от кочевников.

Кроме того, во второй половине прошлого столетия археологами была обнаружена величественная гробница Цинь Шихуанди. В огромном склепе была замурована целая "терракотовая армия" - шесть тысяч выполненных в натуральную величину фигур солдат и боевых коней, "охраняющих" вечный покой императора.

Религия в империи Цинь

Эпоха, когда у власти в Китае находилась династия Цинь, была временем полноправного господства религии. Все слои общества верили в сверхъестественное устройство мира. Согласно воззрениям, возникшим задолго до империи Цинь, бытие мира определялось взаимодействием двух космических начал - Инь и Ян. В тесной взаимосвязи с этим находилось представление о пяти мировых стихиях. Император объявлялся сверхъестественным существом, спустившимся с Неба. Считалось, что он находится под покровительством всех стихий, а его небесным "эквивалентом" выступало Солнце.

Сам Цинь Шихуанди отличался крайней степенью религиозности, сводившейся к фетишизму и примитивным суевериям. Он нередко прибегал к разнообразным заклинаниям, колдовству, потратил много времени и усилий на поиски даже снарядив в этих целях большую экспедицию на Японские острова.

Династия Цинь: падение

В 210 году до нашей эры, находясь в одной из инспекционных поездок по стране, император Цинь Шихуанди внезапно скончался (историки предполагают, что на тот момент ему был пятьдесят один год). На престол взошёл его сын, Эр Шихуанди, попытавшийся продолжить политику отца. Однако он сумел удержаться у власти всего два года. Недовольство различных слоёв населения тем, как правили императоры династии Цинь, переросло в гражданскую войну. Начало ей положило восстание крестьян под руководством Чэнь Шэна (209-208 годы до нашей эры). Крупные землевладельцы, а также потомки прежней, старой знати также восстали против центральной власти, одновременно сражаясь и с повстанцами-крестьянами.

В 207 году до нашей эры Эр Шихуанди был убит. Некий Чжао Гао, знатный сановник и родственник императора, возглавивший заговор против него, посадил на престол государства собственного сына - Цзы Ина. Однако новому правителю не суждено было удержаться на престоле. Не более чем через месяц Цзы Ин и его отец были убиты недовольной знатью. Они были последними мужчинами, состоящими в кровном родстве с Цинь Шихуанди. Таким образом, Династия Цинь в Китае пала, не просуществовав и двух десятков лет.

Историческое значение династии Цинь

Создание на территории Китая единой сильной централизованной империи сыграло важную роль в дальнейшем историческом развитии страны. Политическое объединение земель, законность права на частную собственность, деление населения по имущественному принципу и проведение мероприятий, поддерживающих рост торговли - всё это способствовало развитию общественных и экономических отношений в стране, заложило основы для дальнейших преобразований.

Однако слишком жёсткие меры, которые династия Цинь предпринимала в целях централизации государства, уничтожение старой знати, налоговый гнёт, повышение цен и повинностей, разорившие мелких и средних производителей, привели к мощной вспышке восстаний, положивших конец её правлению.