Айя софия в стамбуле история. Собор Святой Софии в Стамбуле — вечный символ единения христианства и ислама

Самой великолепной и восхитительной жемчужиной среди тысяч турецких достопримечательностей в области истории и архитектруры, является несравненный Собор Святой Софии, расположенный в столице страны – городе Стамбуле. Это здание имеет множество названий: местные жители уважительно именуют его мечеть Айя София, иностранцы знают, как Собор Святой Софии Премудрости Божьей или Святой Софии Константинопольской, либо просто Софийский собор. Сейчас архитектурный памятник, с нелегкой судьбой, имеет официальное название «Музей Айя София» – «Ayasofya Müzesi». Совершенно удивительно то, что некогда христианский собор смог стать мечетью, а теперь и музеем. Это один из наиболее часто посещаемых музеев в мире, так как он является аутентичным памятником зодчества Византии и символизирует ее «золотой век». Айя София, расположенная в историческом районе Стамбула – «Султанахмет», находится под охраной ЮНЕСКО.

История здания турецкого Собора Святой Софии

Первое здание Собора Святой Софии Премудрости Божьей – небольшое, крытое деревянной крышей, было возведено в далеком 360 году по указу императора Римской империи Константина, но возводилось оно не на пустыре, а там, где ранее стоял древний акрополь. Но, через семьдесят пять лет, собор был сожжен во время грозных народных волнений, вспыхнувших в Стамбуле в 404 году. Стоявший у власти император Феодосий Второй отдал приказ о реконструкции сооружения. Это было в 415 году. Но возведенная заново базилика, также была покрыта деревянной кровлей, что снова привело к пожару в ходе народного бунта, случившегося в 532 году, при правлении императора Юстиниана. К сожалению, теперь невозможно точно сказать, имена зодчих, возводивших первые два здания собора, но точно известны имена архитекторов, которые начали создавать Собор Святой Софии в 532 году, это были - мастера Анземиос и Исидорос. Софийский собор, тогда еще города Константинополя, как раньше назывался Стамбул, возводился за пять лет, в стройке участвовали десять тысяч подсобных рабочих. Здесь было решено короновать будущих императоров Римской империи. Кстати, именно посетив Софийский собор, и, придя в изумление от такой роскоши и красоты, наш русский князь Владимир – Красное Солнышко решил, что Русь непременно должна принять православие. Но в этих же стенах, в 1054 году, начался и раскол между двумя крупными течениями христианства – православием и католичеством, после того, как предали друг друга анафеме кардинал Гумберт, являвшийся полномочным представителем Папы Римского Льва Девятого, и патриарх Михаил Кируларий.

В тринадцатом веке город осадили воины-крестоносцы, во время захвата они сильно повредили здание базилики. А уже через сто лет, в 1453 году, Константинополь захватил султан Турции Махмед Фитих Завоеватель. Но рушить Собор Святой Софии он не стал, так как был восхищен красотой сооружения и глобальностью его масштабов. Сутан просто отдал приказ переделать христианский храм в мусульманскую мечеть, и переименовать его в «Айя София».

По устоявшейся мусульманской традиции, к зданию пристроили четыре стройных минарета. Кроме того, провели ряд восстановительных работ по укреплению сооружения, дополнив его опорами. Чуть позже рядом построили здание медресе – учебного заведения для мусульман, проработавшего вплоть до семнадцатого века. В середине девятнадцатого века древняя стамбульская мечеть Айя София была реконструирована архитекторами братьями Фоссати. Во время этой реконструкции был убран придел для молитв императоров и пристроен михраб. Музеем, турецкий Собор Святой Софии стал в 1935 году, его назвали «Дом-музей Мустафы Ататюрка». А с 1985 года, как уже упоминалось выше, Софийский собор получил официальный статус «исторический памятник Стамбула» и был взят под охрану организации ЮНЕСКО.

Прошли столетия, а гордый Собор Святой Софии, так и является архитектурной достопримечательностью Стамбула, которая с первого взгляда поражает воображение самых бывалых путешественников. Этот символ зодчества Византии и крупнейший храм мира, привлекает туристов своей богатой и захватывающей историей. Купол Айя Софии имеет приличную высоту в пятьдесят пять метров и диаметр – тридцать один метр. Здание отличается внешней привлекательностью и аутентичностью внутренних интерьеров, кроме того, нельзя забывать свидетелем скольких исторических событий оно стало за годы своего долгого существования: видело Византию, Константинополь, Стамбул, массу трагических событий – землетрясений, разрушений, восстаний, пожаров, войн, захватов. Но Собор Святой Софии Премудрости Божьей, не прекращает и теперь радовать своей красотой местных жителей и иностранных гостей Турции. В 2006 году турецкое правительство позволило проводить в этой стамбульской мечети-музее мусульманские религиозные обряды.

Храм Айя София – внушительный и примечательный снаружи, не менее восхищает и внутренними интерьерами с их изысканным декором. Отделка сооружения продолжалась не одно столетие: его стены покрывались чудесными мозаиками, украшались витиеватыми орнаментами арабской вязи, сложными сюжетными сценами. Материалами, которые использовали в отделке интерьера являются мрамор и золото. Вас, наверняка, удивит то, что внутри Айя Софии гармонично сочетаются украшения, связанные с мусульманством и христианством.

Здесь медальоны с именами Аллаха и мусульманских святых, соседствуют с фреской, на которой мастерски изображен лик Пресвятой Богородицы. Чтобы рассмотреть помещение лучше, обязательно поднимитесь на второй этаж храма, отсюда откроется вся величественность Айя Софии. Здесь же, вы увидите великолепные ворота из мрамора, ранее скрывавшие императорские комнаты. Особенно привлекательными являются древние мозаики собора, которые были созданы в период девятого-десятого веков. Они были восстановлены во время реставрации 1935 года, и радуют глаз туристов своей первозданной яркостью и свежестью красок. Продолжая тему гармонии элементов мусульманства и православия, которые прослеживаются в Айя Софии, можно привести в пример соседство апсиды с алтарем и ложи султана, где он находился со своими сыновьями-шахзаде и приближенной знатью во время молений. Рядом находится ложа для молитв султанш и других женщин из гарема, приближенных к правителю.

В храме масса очень интересных деталей интерьера, в том числе овеянные легендами. Например, В Соборе Святой Софии есть медная «Плачущая колонна» с небольшим отверстием, если человек вложит туда палец и загадает сокровенное желание, оно сбудется. Не менее интересными являются исламские элементы мечети: михраб, минбар, украшенный резным мрамором, ложа муэдзина, обращенная к Мекке. При посещении Айя Софии путешественники обязательно осматривают здание мусульманской школы, библиотеку, центр помощи беднякам, построенные при османском султане Махмуде Первом в семнадцатом столетии.

Расписание работы Собора Святой Софии в Стамбуле: в летний сезон - с пятнадцатого апреля по первое октября – музей работает с девяти утра до семи вечера, а билеты продаются до шести вечера; в зимний сезон - с девяти утра до пяти вечера, билеты продаются до четырех часов. Храм открыт каждый день без выходных, кроме месяца Рамадан, поэтому уточняйте его наступление, прежде чем запланируете экскурсию туда.

Цена билета в Айя Софию: взрослый билет - тридцать лир, детский билет для лиц до двенадцати лет - бесплатно.

Как доехать до Собора Святой Софии в Стамбуле:
- На автобусе, идущем по маршруту «Т4», на трамвае «TR1» до остановки «Султанахмет».
- Из аэропорта «Ататюрка» - на метро «Havalimani-Aksaray», доехать до станции «Zeytinburnu» и перейти на трамвай «TR1».
- Из района Сисли - сесть на метро до станции «Taksim».

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой . Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

История

Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.

Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.

Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.

Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.

В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом 🙂


Рядом с входом в музей Айя-София всегда многолюдно

Айя-София Стамбул режим работы

Режим работы музея Айя-София:

  • с 9:00 до 19:00 в период с 1 апреля по 31 октября
  • с 9:00 до 17:00 с 1 ноября по 31 марта

Кассы закрываются на час раньше.

Стоимость

Стоимость билета в музей Святой Софии 72 лиры . Билеты продаются в кассах перед входом, куда всегда стоит огромная очередь.

Собор Святой Софии: наш отзыв

Сперва надо выстоять довольно большую очередь за билетами, а потом еще такую же очередь на вход в сам собор. Мы были внутри Святой Софии несколько раз: под новый год 31 декабря в районе обеда и в мае в будний день после обеда. Каждый раз пришлось стоять в очереди около получаса.


Очередь в Айя-Софию зимой …
… и весной
Стоим за билетами в музей

Рядом продают вкусную кукурузу, можно подкрепиться пока стоишь в очереди. Очень удобно 🙂


Кукуруза — тоже символ Стамбула 🙂
Вкусная горячая кукуруза 🙂

При входе в Собор тщательно проверяют сумки и пропускают через металлоискатель, как в аэропорту.


На территории Святой Софии

Святая София поражает своими размерами. Длина собора 81м, ширина 72 м. Свет внутрь поступает через 40 окон, из-за большого количества света кажется, что купол парит в воздухе.

Можно подняться на второй уровень, на галереи и осмотреть Айя-Софию сверху.






Фрески и мозаика Айя-Софии представляют большой интерес, многие из них сохранились до наших дней.



Одна из достопримечательностей Святой Софии – плачущая колона. В отверстие надо засунуть палец, загадать желание и прокрутить палец на 360 градусов. Желание должно сбыться!


Плачущая колона, здесь загадываем желание:)

Собор такой огромный, что по нему можно гулять долго. Нам очень понравился Собор Святой Софии в Стамбуле: он поражает размерами и в нем чувствуется очень сильная энергетика.



Если есть желание, можно взять .

А мы под впечатление выходим на улицу, на площадь между двумя святынями: Святой Софией и действующей Здесь всегда многолюдно. Даже зимой на площади высажены цветы и зеленые деревья, включен фонтан.


Вот такой он — декабрь в Стамбуле!
Зеленый Стамбул в декабре

А летом еще лучше: можно лежать на траве и наблюдать за суматохой вокруг 🙂


Очень радует то, что в Стамбуле на газонах разрешают сидеть и лежать. Не то, что в России 🙁


А вечером Святая София красиво освещается. На площади включают



Если вы планируете посетить Стамбул, советую забронировать отель заранее. Лучше всего жить в районе Султанахмет, в пешей доступности от Айя-Софии.

Я думаю, что почти все туристы начинают свое знакомство со Стамбулом с пощади Султанахмет и расположенными на ней и вблизи нее достопримечательностями. Так поступили и мы. Впервые попав на Султанахмет, в первую очередь, мы обратили внимание на два возвышающихся строения — Голубую мечеть и собор Святой Софии (Айя-Софью в турецкой редакции). Попасть в Голубую мечеть нам сразу не удалось, так как она в дни Рамадана, в основном, закрыта для простых туристов, поэтому первое место, с которым мы познакомились в Стамбуле — это собор Святой Софии, тем более, что рассказ о нем мне запомнился еще со школьной скамьи и быстрее хотелось увидеть все воочию.

Дорожка ко входу в собор Святой Софии с площади Султанахмет.

К нашему большому удивлению, весь период нашего пребывания в Стамбуле возле популярных у туристов мест людей почти не было, и мы свободно проходили во все музеи. Так и здесь. При входе на территорию собора была небольшая группа туристов, однако ее было почти не заметно. Кстати, читая отзывы других туристов об экскурсиях в Стамбуле во время высокого сезона (апрель-июнь, сентябрь, Новый Год и Рождество), была очень удивлена фотографиями с огромными очередями во все главные достопримечательности. Поэтому, если вы путешествуете самостоятельно, езжайте смотреть город в низкий сезон — и отели будут дешевле, и доступ к достопримечательностям проще и спокойнее.

Собор Святой Софии в Стамбуле: часы работы, билеты, аудиогид

Попасть в собор Святой Софии можно купив билеты за 30 лир (дети до 12 лет проходят бесплатно) или музейную карту за 85 лир на три дня или 115 лир на 5 дней. Они продаются в специальных автоматах. Покупку сделать очень легко — интерфейс интуитивно понятный. Что это такое музейная карта и как с ней экономить я рассказала в посте . Однако сразу мы ее не купили, о чем потом чуть-чуть пожалели, а прошли в музей по билетам.

Войдя на территорию собора Святой Софии, мы столкнулись с тем, что познаний у нас особо о нем нет, все краткие описания и надписи на турецком и английском, а просто глазеть, не понимая что ты видишь, это глупо. Поэтому купили на входе аудиогида (по 20 лир на каждого) и пошли получать удовольствие.

Кстати, он интересно устроен: тебе выдают заламинированную карту собора с точками, к которым ты прикладываешь пульт-указатель и прослушиваешь информацию об этом месте. Оказалось, очень удобно.


1 - вход; 2 - императорские ворота; 3 - плачущая колонна; 4 - алтарь - Михраб; 5 - Минбар; 6 - ложа султана; 7 - Омфалос («пуп мира»); 8 - мраморные урны из Пергама; a - баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I; b - минареты султана Селима II

Стоит отметить, что Айя-Софья работает каждый день (кроме понедельника): в летний сезон (15 апреля — 25 октября) с 9.00 до 19.00, кассы закрываются в 18.00, в зимний сезон — с 9.00 до 17.00 и кассы закрываются в 16.00. Однако в первый день Рамадана музей закрыт, как впрочем и большинство в Стамбуле.

Что из себя представляет собор Святой Софии: история и краткое описание

Если вам не достался работающий аудиогид или просто не хотите тратить деньги, то полезным будет краткая историческая справка и небольшое описание всех достопримечательностей, которые может вам показать собор Святой Софии в Стамбуле.

На самом деле, собор в своем современном виде не первое культовое строение, построенное в Константинополе на этом месте. Сначала была базилика Константина, сгоревшая во время народного восстания в 404 году, потом базилика Феодосия, снова пострадавшая в результате восстания «Ника» в 532 году. Ее руины вы сможете увидеть перед главным входом в сегодняшний собор. Там есть остатки колонн, портика, лестницы, ведущей ко входу, ушедшему ниже уровня земли на 2 метра. Однако ничего, кроме описаний древних историков и этих нескольких камней не осталось, хотя эти две церкви также были достаточно велики и богато отделаны.

Собор Святой Софии в Стамбуле (а тогда еще Константинополе) в сегодняшнем своем виде приказал построить на месте разрушенной базилики император Юстиниан — один из ключевых правителей в истории Византийской империи. Как и само государство, его главный храм должен был стать величайшим и великолепнейшим из всех, когда либо построенных. Поэтому территория для строительства была очищена от старой застройки, привлечены самые известные архитекторы, из казны выделены сумасшедшие для того времени суммы (три бюджета империи), использовался труд 10 тыс. рабочих. Само строительство также велось быстрыми темпами — всего за 5 лет.

Интересно, что император для своего собора приказал свозить в Константинополь в качестве строительного материала архитектурные элементы известных древних храмов и сооружений. Поэтому в соборе Святой Софии поставлены колонны из порфира (багряного цвета) из храма Солнца в Риме, из зеленого мрамора из храма Артемиды в Эфесе, с руин городов Малой Азии и Сирии. Белый мрамор с острова Мармара, зеленый оникс с Эвбея, желтый и розовый мрамор из Северной Африки.

Кроме цветного каменного убранства, в интерьере собора использовано золото, серебро, слоновая кость. До разграбления собора Святой Софии, по свидетельствам очевидцев, в алтаре стоял золотой крест в два человеческих роста, богато украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Пред ним висел еще один полуметровый крест, с тремя золотыми же лампадами.

По всем параметрам храм был великим — самый большой, самый дорого украшенный, самый красивый, с наибольшим количеством служителей.

Однако через несколько лет землетрясение обрушило часть стены собора, так как строители решили сэкономить время и средства на укреплении стен. После этого император приказал возвести поддерживающие столбы для купола, который оказался еще выше, чем был до этого. В истории Собора Святой Софии было еще несколько разрушительных землетрясений, в результате которых он укреплялся стенами, контрфорсами, перестраивался купол и постепенно утрачивал свой первоначальный вид.

Именно в соборе Святой Софии в тогда Константинополе произошло фактическое деление христианства на церкви западного (католического) и восточного (православного обряда) — Папа Римский и Патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме.

Вместе с упадком Византии, терял свой лоск и храм. В 1204 году Константинополь взяли крестоносцы и разграбили собор. Именно в нем до этого времени хранилась Туринская плащаница — отрез ткани, в который был завернут Иисус Христос после распятия. Также они вывезли все драгоценное убранство. Только в 1261 году византийцы смогли отвоевать свою столицу, однако вернуть былую роскошь уже не удалось.

В 1453 году Константинополь завоевывает султан Мехмет II и делает из собора Святой Софии мечеть Айя-Софию теперь в Стамбуле. Известный архитектор достроил четыре минарета, которые кроме религиозной функции, укрепляли стены собора и препятствовали дальнейшему разрушению. Был достроен михраб (алтарь у мусульман), минбар (лестница, ведущая к месту, откуда вещает имам), султанская ложа, под куполом были установлены огромные медальоны, на которых золотом написаны имена Аллаха и пророков. Стоит отметить, что завоеватели бережно относились к собору-мечети — его постоянно реставрировали, султаны дарили дорогие подношения, на его территории были построены несколько медресе.

Одной из удивительных достопримечательностей собора являются его мозаики. Их сохранению помогло иконоборчество, как не странно, когда шикарные мозаики затерли штукатуркой. Сегодня реставраторы смогли восстановит только часть, но и то, что дошло до современности, поражает тонкостью исполнения, красотой, богатством красок. На одной из них, изображены императрица Зоя и император рядом с Иисусом Христом. Интересно то, что у изображения императора было два лица, так как дочь императора — Зоя была трижды замужем и двоих из своих мужей увековечила в мозаике.


А это и есть императрица Зоя и ее муж

Еде одна известная мозаика — подношение Иисусу Христу города Константинополя от его основателя императора Константина и собора Святой Софии от императора Юстиниана

На втором этаже в галерее напротив алтаря было место императрицы. Оно обозначено зеленым мраморным кругом на полу.

Тут же на верхних галереях ищите внимательно рунические надписи под стеклом, вырезанные в перилах. Говорят, что это свидетельство того, что в Константинополе были представители древних северных народов.

Внизу, слева от входа стоит медная «плачущая» колонна. Если засунуть палец в отверстие в ней, загадать желание и почувствовать капельки воды, то оно обязательно сбудется.

Около ворот в Патриархию на втором этаже находится могила одного из венецианских дожей, участвовавших в завоевании Константинополя.

Видео об экскурсии в собор Святой Софии в Стамбуле

Много фотографий мы не делали в соборе, а решили снять небольшое видео, так как в помещениях было довольно темно и фотоаппарат все равно не передавал всей мощи и красоты этого монументального строения.

Что можно сказать, собор Святой Софии в современном Стамбуле — одно из величайших архитектурных строений в мире , не правда ли?

А это мы сами в дворике собора отдыхаем после полученных впечатлений.

Резюмируя полученные впечатления, отмечу: христианин вы или мусульманин, а может быть буддист, не важно, будучи в Стамбуле идите и посмотрите на собор Святой Софии. Представьте, как полторы тысячи лет назад можно было построить это монументальное сооружение, подумайте о величие и тщетности империй и их властителей, как одни эпохи сменяют друг друга и что остается от великих мира сего.

Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00"30.9"N 28°58"48.7"E

Содержание:

Краткое описание

Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София - на турецком.

Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.

Общий вид собора

Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.

В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!» . По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».

Вид на собор c юга

Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.

Собор Святой Софии - царственный храм православия

Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX - кардинал Гумберт и патриарх Константинополя - Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.

Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.

Вид собора в ночной иллюминации

Айя-София - мечеть султана-завоевателя

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета . На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки. По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Вид сводов собора

Собор Святой Софии - яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Интерьер собора

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне» . Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли. Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

Музей Айя-София входит в список достопримечательностей Стамбула , которые туристы смотрят в первую очередь. А ещё этот собор является частью одного из готовых пешеходных маршрутов , по которому вы можете прогуляться самостоятельно.

Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий : сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей. История Айя-Софии порой очень трагична, а существующих тайн хватит не на одну книгу. Обо всём этом, а также о том, как посетить музей самостоятельно, пойдет речь ниже.

  • Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим , мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать , что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
  • Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов , которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София . Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.

  • На строительство ушло 130 тонн золота , что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды , который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос . В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота . Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров , а его диаметр – 30 метров . Толщина стен доходит местами до 5 метров . Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня .
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей .
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен , и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий , которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки , захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети , которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание , которая построена в Базарном квартале .
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Любопытные факты

  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
  • В Соборе Айя-София произошли события , которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.

  • Москва — Третий Рим . После падения Константинополя (Второго Рима ) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом .
  • Туринская плащаница , по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
  • В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.

Мистика собора Айя-София

  • «Плачущая колонна» , основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
  • Ниша, из которой раздается легкий шум . По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
  • Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть .

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии

Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть . Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей . По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную , которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери , открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства !

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель . Из коридора идут два хода : один к площади Ипподром , второй – к дворцу Топкапы . Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

  • Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров – обычное дело.
  • После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.
  • Внутри уже давно идет реставрация : часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.

Последовательность осмотра

  • Осмотр начинаем с первого этажа . Сначала входим через большие ворота в первый притвор , а затем – во второй притвор . (Притвор – это пристройка к храму). Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.
  • Первый притвор . Эта пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения (5) младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии (на английском). Перед экраном – стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг (4) , напротив него колокол (3) , а далее – сувенирный магазин .

  • Второй притвор . Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой , на стенах – мрамор с зеркальным узором . В левой части второго притвора расположена лестница (рампа) (2) на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине (специальных носилках) на второй этаж в императорское ложе . В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений (6) . Над воротами, которые называются Красивые ворота , расположена одна из самых известных мозаик собора , где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами (9) . Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота (9) , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега . Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе . Про него подробнее будет написано ниже.

  • Внутренний дворик крестильни (баптистерий) . Попасть туда можно через второй притвор (идем в правую его часть), потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель , которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни (баптистерия). Купель большая, со ступенями. В ней крестили (обращали в веру) сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера (для младенцев). Посмотреть маленькую купель (5) можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня (баптистерий) использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.

  • Крестильня (баптистерий) . Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни (баптистерия) через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой (восточной) стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии .

  • Основное пространство собора . Из второго притвора через императорские ворота (9) входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле.
  • Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол . Напомню, что диаметр купола – 30 метров , а высота – 56 метров . Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.

  • Оглядываемся назад на императорские ворота (9) . Слева и справа видим две мраморные вазы (11) , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами , которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов (7,5 метров в диаметре), на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима . В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.

  • Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион (12) и символизирует «Пуп земли» , то есть «Центр Мира» . В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение – что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина (13) . Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.
  • Идём дальше вперед . Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус . Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб (15) — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар (14) – высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.

  • Левая часть первого этажа . В левой части находится плачущая колонна (10) , нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков.
  • Правая часть первого этажа . Здесь находится библиотека (17) султана Махмуда I . Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон.

  • Второй этаж . Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице (рампе) (2) поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах (каменных ограждениях) надписи, сделанные скандинавскими рунами . Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.
  • В правом (южном) крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста – останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.

  • Напротив гробницы находится мозаика Последний суд . Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики – в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.
  • Здесь часто упоминалось императорское ложе . Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами (9) . В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.

Где в соборе искать мозаики

Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик , которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).

  • Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9) . Это в западной части собора . На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
  • Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин . Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.

  • Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма . Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
  • Мозаика № 4: Последний суд . Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло . На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.

  • Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи . На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
  • Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи . На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

  • Серия мозаик архиереев : Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.

Режим работы. Стоимость посещения

  • Время работы : с 09.00-19.00 (летний график, с 15 апреля по 30 октября), с 09.00-17.00 (зимний график, с 30 октября по 15 апреля). Музей не работает по понедельникам.
  • Стоимость посещения: 72 TL . Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться .

Как добраться до музея Айя-София в Стамбуле

До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае (см. Транспорт Стамбула ) до остановки Султанахмет. Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет.